Дело №2-124/2024
УИД 57RS0002-01-2024-000120-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 мая 2024 года пгт. Верховье
Верховский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Лазаревой Л.В., с участием старшего помощника прокурора Верховского района Орловской области Алисовой Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Быковской И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Верховского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах РАИ к Департаменту здравоохранения Орловской области о возмещении денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верховского района Орловской области в интересах РАИ обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области, обществу с ограниченной ответственностью «Аптека 33» (далее ООО «Аптека 33») о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и возмещении денежных средств, указывая, что прокуратурой Верховского района проведена проверка по вопросу льготного обеспечения РАИ лекарственными препаратами и взыскания затраченных на лечение денежных средств, в ходе которой установлено, что РАИ находится на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в связи с заболеванием <данные изъяты>., включен в региональный регистр льготных категорий граждан на 2023 г.
Лечащим врачом БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», БУЗ ОО «ООКБ» РАИ рекомендовано: контроль гликемии 1 раз в день, Метформин 500 мг по 1 таблетке 2 раза в день, Тикагрелор 60 мг по 1 таблетке 2 раза в день, ацетилсалициловая кислота 100 мг по 1 таблетке в день, амлодипин 5 мг по 1 таблетке в день, бисопролол 2,5 мг по 1 таблетке в день, спиронолактин 25 мг по 1 таблетке в день, эналаприл 5 мг по 1 таблетке в день, эзетимиб 10 мг 1 раз в день, аторвастатин 20 мг по 1 таблетке в день. Рецепты на имя РАИ своевременно не обеспечены либо аннулированы. Неисполнение обязательств по обеспечению необходимыми бесплатными лекарственными прпепаратами и медицинскими изделями вынудило РАИ приобретать лекарственные препараты и медицинские изделия в аптеках за свой счет, а именно: Метформин на сумму 89 руб, Аторвастатин на сумму 440 руб., Ацетилсалициловая кислота на сумму 28 руб. 50 коп., Амлодпин на сумму 132 руб, Верошпирон (спиронолактин) на сумму 115 руб., всего на сумму 804 руб. 50 коп., чек от ДД.ММ.ГГГГ, Брилинта (тикагрелол) на сумму 2888 руб. чек от ДД.ММ.ГГГГ, Брилинта (тикагрелол) на сумму 2915 руб. чек от ДД.ММ.ГГГГ, Метформин на сумму 89 руб. 50 коп., Атовастатин на сумму 176 руб., Верошпирон (спиронолактин) на сумму 115 руб., тест-полоски Акку-Чек Актив № на сумму 1100 руб., Ацекардол (аспирин) на сумму 23 руб., Амлодипин на сумму 154 руб. 50 коп., всего на сумму 1658 руб., чек от ДД.ММ.ГГГГ, эзетимиб на сумму 555 руб. чек от ДД.ММ.ГГГГ, Брилинта (тикагрелол) на сумму 2957 руб., Аторвастатин на сумму 176 руб., Верошпирон (спиронолактин) на сумму 107 руб., Ацекардол (аспирин) на сумму 24 руб., Амлодипин на сумму 134 руб., всего на сумму 3398 руб. чек от ДД.ММ.ГГГГ, тест-полоски Акку-Чек Актив № на сумму 1125 руб., чек от ДД.ММ.ГГГГ, Брилинта (тикагрелол) на сумму 2911 руб., чек от ДД.ММ.ГГГГ.
Несмотря на наличие медицинских показаний, Департаментом здравоохранения Орловской области РАИ лекарственными препаратами и медицинскими изделиями – тест-полосками обеспечен не был, что нарушает его права на своевременное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В ходе проведенной проверки также установлено, что согласно выписке БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», РАИ за истекший период
2023-2024 года БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», льготные рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия своевременно в ООО «Аптека 33» не принимаются ввиду отсутствия в наличии лекарственных препаратов (медицинских изделий).
Таким образом, Департаментом здравоохранения Орловской области и
ООО «Аптека 33» допущены нарушения права на обеспечение лекарственными препаратами пациента РАИ
Ссылаясь на ст.ст. 41,72 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», прокурор Верховского района Орловской области просит суд обязать взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу РАИ понесенные расходы на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий в размере 16254 руб. 50 коп., обязать ООО «Аптека 33» принимать рецепты на отсроченное обслуживание в случае отсутствия лекарственного препарата для отпуска по льготному рецепту в отношении РАИ
В судебном заседании старший помощник прокурора Алисова Т.Ю. представила заявление об отказе от исковых требований к ООО «Аптека 33», указав, что факт непринятия рецептов на отсроченное обслуживание в случае отсутствия лекарственных препаратов и медицинских изделий для отпуска по льготному рецепту в отношении РАИ не подтвердился. Просила принять отказ от исковых требований к ООО «Аптека 33» и прекратить производство по делу в указанной части. Исковые требования о взыскании с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу РАИ понесенных им расходов на приобретение лекарственных препаратов в размере 16254 руб. 50 коп. поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Истец РАИ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил, заявлений не направил.
Представитель ответчика – Департамента здравоохранения Орловской области о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомил, заявлений не направил.
Представитель третьего лица – директор ГУП Орловской области «Орелфармация» Дубовик Т.А. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица - Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ).
Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ)
Пунктом 5 части 1 статьи 29 указанного Федерального закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется, в том числе путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82)
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 15 статьи 37 названного Федерального закона назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ) включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона от 21.11.2011
№ 323-ФЗ обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей предусмотрено бесплатное предоставление всех лекарственных средств гражданам - инвалидам 3 группы и при заболевании «Диабет» граждане имеют право на льготное обеспечение всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Согласно частям 2, 4 и 9 статьи 4.1 названного Федерального закона средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствие с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение таких вопросов, как организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999
№ 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
Из анализа приведенных норм права следует, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2022 № 881 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. №942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В целях реализации мероприятий федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение», Приказом Департамента здравоохранения Орловской области от 06.05.202 №340 утверждено Положение о бесплатном лекарственном обеспечении при амбулаторном лечении лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, находящихся под диспансерным наблюдением, в соответствии с п.12 которого Департамент здравоохранения Орловской области на основании заявок медицинских организаций формирует сводную заявку на необходимые лекарственные препараты и организует осуществление закупок в соответствии с Федеральным законом.
Из приведенных нормативных актов следует, что на территории Орловской области обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения вышеуказанной категории граждан является обязанностью Департамента здравоохранения Орловской области.
На территории Верховского района Орловской области ГУП ОО «Орелфармация» осуществляет функции по обеспечению льготной категории граждан лекарственными препаратами через ООО «Аптека №33».
В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.
В силу пункта 11 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утвержденных Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н, действующих с 01.09.2022, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическом лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
В силу статьи 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что РАИ находится на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в связи с заболеванием <данные изъяты>., является федеральным льготником и лицом, имеющим право на бесплатное получение медицинских изделий по рецептам врача за счет федерального бюджета (л.д.22).
Пунктом 10 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены, в том числе лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.
Истец относится к категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, включая помощь в виде социальной услуги по обеспечению по рецептам необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения и изделиями медицинского назначения, как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Как следует из справки БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» РАИ рекомендовано контроль гликемии 1 раз в день, метформин 500 мг по 1 таблетке 2 раза в день, тикагрелор 60 мг 2 раза в день, бисопролол 5 мг по 1 таблетке 1 раз в день, аспирин 100 мг № раз в день, аторвастатин 20 мг № таблетка на ночь, эналаприл 5 мг № по 1 таблетке 2 раза в день, спиронолактон 25 мг № по 1 таблетке 1 раз в день, амлодипин 5 мг № по 1 таблетке 1 раз в день (л.д.22).
Согласно копиям выписанных рецептов и сведениям БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» РАИ выданы рецепты на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые не были своевременно обеспечены либо аннулированы.
В соответствии с пунктом 1.16 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110 (ред. от 24.11.2021) «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», рецепты на лекарственные препараты (за исключением подлежащих предметно-количественному учету), выписанные на рецептурных бланках формы № 148-1/у-04 (л) и формы № 148-1/у-06 (л), для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, действительны в течение 1 месяца со дня выписки, а в случае выписки таких рецептов указанным категориям граждан, достигшим пенсионного возраста, срок действия рецепта составляет 3 месяца со дня выписки. Для лечения затяжных и хронических заболеваний гражданам пенсионного возраста могут выписываться рецепты на лекарственные препараты на курс лечения до 3-х месяцев. Рецепты на все остальные лекарственные препараты действительны в течение 2-х месяцев со дня выписки.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2022 № 881.
В соответствии с данной программой утвержден Порядок лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, по которому участниками обеспечения населения лекарственными препаратами являются: уполномоченная фармацевтическая организация; бюджетные учреждения здравоохранения, расположенные на территории Орловской области; фармацевтические организации; аптечные организации, расположенные на территории Орловской области; государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области; бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области "Медицинский информационно-аналитический центр".
При этом, именно Департамент здравоохранения Орловской области осуществляет закупку лекарственных препаратов по заявкам медицинских организаций в соответствии с Федеральным законом и осуществляет оплату поставленных в соответствии с государственными контрактами лекарственных препаратов.
Согласно письму ФФОМС от 17.07.2006 №5149/40-1 о направлении Методических рекомендаций «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг» Формирование сводной заявки (ежеквартальное или ежемесячное) на лекарственные средства для дополнительного лекарственного обеспечения граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации (далее - Сводная заявка), рекомендуется осуществлять в соответствии с приложениями 1, 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Врач (фельдшер) при наличии соответствующих справочников представляет руководителю лечебно-профилактического учреждения информацию о потребности в необходимых лекарственных средствах на установленный период (приложение 3). Руководитель лечебно-профилактического учреждения при получении потребности на необходимые лекарственные средства обобщает и анализирует ее, формирует сводную потребность (приложение 4) на планируемый период до пятого числа текущего месяца и передает в аптечное учреждение на согласование. Аптечное учреждение при согласовании сводной потребности учитывает остатки лекарственных средств в аптеке, расход, количество принятых на обеспечение рецептов по определенным наименованиям лекарственных средств и др. Подписанная руководителями и заверенная печатями ЛПУ и аптечного учреждения сводная потребность передается в муниципальный орган управления здравоохранением Российской Федерации до десятого числа месяца, предшествующего началу планируемого периода. При отсутствии муниципального органа управления здравоохранением Российской Федерации сводная потребность формируется центральной районной больницей. Муниципальный орган управления здравоохранением осуществляет свод и анализирует поступившие от ЛПУ сводные потребности в лекарственных средствах. Подписанная руководителем и заверенная печатью муниципального органа управления здравоохранением сводная потребность передается в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации до пятнадцатого числа текущего месяца, предшествующего началу планируемого периода для формирования сводной потребности субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что РАИ не был своевременно и должным образом обеспечен необходимыми ему по медицинским показаниям лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, отсутствие которых может повлиять на прогрессирование заболевания.
В связи с ненадлежащим обеспечением лекарственными препаратами РАИ за счет личных денежных средств приобрел лекарственные препараты: метформин стоимостью 89 руб., аторвастатин стоимостью 440 руб., ацетилсалициловая кислота стоимостью 28 руб. 50 коп., амлодпин стоимостью 132 руб, верошпирон (спиронолактин) стоимостью 115 руб., всего на сумму 804 руб. 50 коп. (товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ), брилинта (тикагрелол) стоимостью 2888 руб. (товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ), брилинта (тикагрелол) стоимостью 2915 руб. (товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ), метформин стоимостью 89 руб. 50 коп., атовастатин стоимостью 176 руб., верошпирон (спиронолактин) стоимостью 115 руб., тест-полоски Акку-Чек Актив № стоимостью 1100 руб., ацекардол (аспирин) стоимостью 23 руб., амлодипин стоимостью 154 руб. 50 коп., всего на сумму 1658 руб. (товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ), эзетимиб стоимостью 555 руб. чек от ДД.ММ.ГГГГ, брилинта (тикагрелол) стоимостью 2957 руб., аторвастатин стоимостью 176 руб., верошпирон (спиронолактин) стоимостью 107 руб., ацекардол (аспирин) стоимостью 24 руб., амлодипин стоимостью 134 руб., всего на сумму 3398 руб. (товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ), тест-полоски Акку-Чек Актив № стоимостью 1125 руб. (товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ), брилинта (тикагрелол) стоимостью 2911 руб. (товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ), а всего на сумму 16254,50 руб.(л.д.16-20).
Принимая во внимание, что необеспечение РАИ лекарственными препаратами и медицинскими изделями создает условия, угрожающие его здоровью, нарушает его конституционное право на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья, с учетом понесенных истцом в спорный период затрат на приобретение лекарственных препаратов за счет личных денежных средств, наличия причинно-следственной связи между действиями Департамента здравоохранения Орловской области по необеспечению своевременной закупки лекарственных препаратов и наступлением последствий в виде приобретения истцом необходимых ему лекарственных препаратов за счет собственных средств, убытки в сумме 16 254,50 рублей, понесенные РАИ, подлежат взысканию в его пользу с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании пп.19 п.1, п.п.2 п.2 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, ответчик Департамент здравоохранения Орловской области освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Верховского района Орловской области в интересах РАИ к Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и возмещении денежных средств, удовлетворить.
Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области (ИНН № за счет казны Орловской области в пользу РАИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт: серия №) расходы на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий в сумме 16 254 (Шестнадцать тысяч двести пятьдесят четыре) рубля 50 (пятьдесят) копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2024 года.
Председательствующий Л.В. Лазарева