Судья Чернова T.Л. дело № 33-4461/2021
А-2.075
УИД 24RS0048-01-2020-011305-61
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 апреля 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.,
судей Баимовой И.А., Охременко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Наумовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,
гражданское дело по иску Комлева Александра Викторовича к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю о возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет,
по апелляционной жалобе Комлева А.В.,
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 12 января 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Комлева Александра Викторовича к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю о возложении обязанности отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комлев А.В. обратился в суд с иском к ГУ ФССП по Красноярскому краю о возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет.
Требования мотивировал тем, что с 18.10.1999 занимал должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка г. Красноярска УФССП по Красноярскому краю. 17.01.2020 ему было вручено уведомление о сокращении занимаемой им должности и предстоящем увольнении. Комлев А.В. подал заявление о приеме на службу в органы принудительного исполнения РФ. 03.04.2020 ему было вручено уведомление о несоответствии требованиям о состоянии здоровья для продолжения службы в органах принудительного исполнения РФ. На основании приказа Врио руководителя ГУФССП по Красноярскому краю от 14.05.2020 №788-к он был освобожден от занимаемой должности 09.06.2020 в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. 10.08.2020 он обратился к ГУФССП по Красноярскому краю с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, письмом его уведомили о необходимости обратиться в территориальный орган ПФР. Полагает, что поскольку на момент увольнения он имел стаж службы в органах внутренних дел, а также на должностях федеральной государственной гражданской службы более 25 лет, то имеет право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Просил обязать ГУФССП по Красноярскому краю назначить ему пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» со дня увольнения с 09.06.2020.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Комлев А.В. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования. Ссылается на неправильное применение судом при разрешении спора норм материального права, кроме того, суд разрешил вопрос о праве на пенсию по старости, тогда как им заявлены требования о возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет.
Проверив материалы дела и решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав истца Комлева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика, согласного с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 15.12.2001 г№166-ФЗ) федеральные государственные гражданские служащие - граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих (далее - должности федеральной государственной гражданской службы).
В соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы, в том числе по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
В силу абз. 2 п. 1 ст. ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы, в том числе по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
Согласно п. 2 ст. 7 данного Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.
Следовательно, федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, которая назначается по общему правилу при наличии основания для назначения госслужащему страховой пенсии по старости (инвалидности), поскольку пенсия за выслугу лет устанавливается в дополнение к ней при наличии необходимого стаж государственной гражданской службы, увольнения госслужащего по определенным основаниям и периода госслужбы, непосредственно перед увольнением не менее 12 полных месяцев.
Согласно ст.1 ФЗ от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в законную силу 01 января 2020, служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу ч. 13, 14, 15 ст. 92 данного ФЗ, гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», до 01.01 2020, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
В соответствии со ст. 68 данного ФЗ порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 19.10.1999 года Комлев А.В. принят на государственную службу и назначен на государственную должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) подразделения судебных приставов Свердловского района г. Красноярска, с 24.12.2001 года – в специализированном отделе судебных приставов по обеспечению установленного порядка г.Красноярска УФССП по Красноярскому краю.
В соответствии с уведомлением от 03.04.2020, врученного истцу 03.04.2020, Комлев А.В. уведомлен о том, что он не соответствует требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов принудительного исполнения РФ, установленным приказом МЮ РФ от 27.12.2019 № 331 «Об утверждении Перечня заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения РФ», в связи с чем не может быть принят на службу в органы принудительного исполнения РФ в силу ч. 3 ст. 92 ФЗ от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На основании чего, по заявлению Комлева А.В. об изъявлении желания поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ не может быть принято положительного решения.
Приказом ГУФССП России по Красноярскому краю от 14 мая 2020 № 788-к, в соответствии с п. 8.2 ч.1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», служебный контракт с Комлевым А.В. расторгнут, он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по ОУПДС г. Красноярска УФССП по Красноярскому краю, уволен с федеральной государственной гражданской службы 09.06.2020 в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Комлев А.В., считая, что имеет достаточный стаж, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», 10.08.2020 обратился с заявлением на имя руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих.
02.09.2020 ответом врио заместителя руководителя ГУ ФССП по Красноярскому краю Гребнева С.Н. истцу был разъяснен порядок назначения пенсии по выслуге лет в соответствии с п.7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Для назначения пенсии по старости разъяснено право на обращение в территориальный орган ПФ РФ. После оформления и назначения пенсии по старости, представить в ГУФССП России по Красноярскому краю документы для оформления пенсии за выслугу лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, правомерно исходил из того, что ГУ ФССП России по Красноярскому краю как территориальный орган ФССП России правомерно отказал в направлении документов в ФССП России для принятия решения о назначении пенсии за выслугу лет, ввиду того, что на момент обращения истца к ответчику Комлев А.В. получателем страховой пенсии по старости (по инвалидности) не являлся, в то время как с учетом вышеизложенных норм материального права реализовать свое право на оформление пенсии за выслугу лет государственный служащий может только при условии выхода на пенсию, назначенной в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях».
Более того, суд правомерно не усмотрел оснований для назначения истцу пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», поскольку истец не являлся сотрудником органов принудительного исполнения РФ, так как исходя из содержания уведомления от 03.04.2020 истцу было отказано в удовлетворении заявления о поступлении на службу в органы принудительного исполнения РФ в связи с не соответствием требований к состоянию здоровья сотрудников органов принудительного исполнения РФ. Достаточного стажа для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 истец не имел, поскольку, согласно записям в его трудовой книжке Комлев А.В. проходил службу в ВС РФ в период с 05.08.1978 по 13.10.1990, в период с 09.07.1992 по 21.12.1995 проходил службу в УВД по г. Красноярску, в период с 18.10.1999 по 09.06.2020 проходил федеральную государственную гражданскую службу в территориальных отделах УФССП по Красноярскому краю. Иных периодов службы, предусмотренных ст. 13 данного Закона Комлев А.В. не имел.
Выводы суда основаны на исследованных судом доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Оснований к отмене судебного решения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что он может быть отнесен к категории лиц, на которых распространяется действие Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, ввиду тождественности выполняемых функций в занимаемой им ранее должности федерального государственного служащего и соответствующей должности в органах принудительного исполнения РФ, основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку вступивший в силу с 01.01.2020 Федеральный закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании которого служба в Федеральной службе судебных приставов России отнесена к государственной службе иного вида в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», распространяет свое действие только на лиц, поступивших на службу в органы принудительного исполнения РФ. В связи с чем, период службы истца в должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации включению в выслугу лет для назначения пенсии как сотруднику, проходившему службу в органах принудительного исполнения РФ, не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные выводы, они также не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 12 января 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Комлева А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: