Дело № 2-547/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Бреды 13 июля 2023 года
Брединский районный суд Челябинской области в составе:
Председательствующего судьи Акулова И.Ю.,
при секретаре Петровой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Челябинской области к Нурмухамедову А.С. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты,
У С Т А Н О В И Л :
Министерство здравоохранения Челябинской области обратилось в Брединский районный суд Челябинской области с иском к Нурмухамедову А.С. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, в обоснование заявленных требований указав, что между Министерством здравоохранения Челябинской области (далее – Министерство) и Нурмухамедовым Азаматом Султангалиевичем 11.09.2015 года был заключен договор № 64 с медицинским работником на получение единовременной компенсационной выплаты, в соответствии с условиями которого Министерство предоставило работнику единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей, а Нурмухамедов А.С. обязался отработать в течение пяти лет в ГБУЗ «Районная больница п. Бреды» (ранее – МУЗ «Брединская центральная районная больница»), на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, в соответствии с трудовым договором от 26.08.2015 года № 76, при этом, в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, работник обязался возвратить часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты увольнения пропорционально неотработанному периоду. Трудовой договор между ГБУЗ «Районная больница п. Бреды» и Нурмухамедовым А.С. был прекращен 16.09.2018 года на основании п. 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ, в связи с чем ответчик обязан вернуть в бюджет Челябинской области часть единовременной выплаты в размере 397 155 рублей 36 копеек.
Истец - Министерство здравоохранения Челябинской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил.
Ответчик Нурмухамедов А.С. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил возражения на исковые требования, в которых просил применить срок исковой давности и в удовлетворении иска отказать полностью.
Третье лицо – ГБУЗ «Районная больница п. Бреды» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.
Судом дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Федеральным законом от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 326-ФЗ от 29.11.2010 г.) предусмотрено право медицинского работника, направленного на работу в сельскую местность, на получение единовременной компенсационной выплаты.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50, части 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.11.2010 г.).
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.11.2010 г. (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) в 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2016 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов были предоставлены иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.
Таким образом, приведенные законоположения определяют критерии, при соответствии которым медицинскому работнику предоставляется единовременная компенсационная выплата.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.11.2010 г., из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
В частности, упомянутым законоположением предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать, помимо прочего, обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.11.2010 г. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения, расположенных в сельской местности.
Из анализа приведенных выше норм федерального законодательства следует, что субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников посредством принятия нормативного правового акта, обязывающего уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в случае соответствия данного медицинского работника критериям, перечисленным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.11.2010 г., и после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство Челябинской области приняло Постановление от 29 января 2016 г. N 7-П "О заключении договоров с медицинскими работниками на получение единовременной компенсационной выплаты в 2016 году», в соответствии с которым Министерство здравоохранения Челябинской области заключает договор на получение единовременной компенсационной выплаты с медицинским работником в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта (далее именуется - медицинский работник), предусматривающий, в том числе: 1) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения Челябинской области или муниципальным учреждением здравоохранения; 2) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора на получение единовременной компенсационной выплаты с Министерством здравоохранения Челябинской области.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27 октября 2015 года N 2483-О, установление единовременной денежной выплаты отдельной категории медицинских работников непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и, соответственно, является исключительной компетенцией законодателя. Именно законодатель вправе определять размер такой выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которых она распространяется, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью обеспечения реализации конституционного права на охрану здоровья граждан, проживающих в сельской местности, и, следовательно, привлечения молодых квалифицированных специалистов на работу в сельских населенных пунктах и рабочих поселках.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50 и части 12 - 12.5 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается тот факт, что 11.09.2015 года между Муниципальным учреждением здравоохранения «Брединская центральная районная больница» и Нурмухамедовым Азаматом Султангалиевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен трудовой договор № 76, в соответствии с которым Нурмухамедов А.С. принят на работу врачом-хирургом (л.д. 57-59).
11.09.2015 года между Министерством здравоохранения Челябинской области и Нурмухамедовым А.С. был заключен договор № 64 с медицинским работником на получение единовременной компенсационной выплаты, в соответствии с которым Нурмухамедов А.С. обязался отработать в течение пяти лет по основному месту работы в муниципальном учреждении здравоохранения – МУЗ «Брединская центральная районная больница», в соответствии с трудовым договором № 76 от 11.09.2015 года, врачом-хирургом, а Министерство обеспечить предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей (л.д. 52-54).
Факт получения Нурмухамедовым А.С. денежных средств в размере 1 000 000 рублей подтвержден в судебном заседании представленными платежными поручениями № (л.д. 27-28).
На основании приказа главного врача ГБУЗ «Районная больница п. Бреды» № 629-л/с от 16.09.2018 года, прекращен трудовой договор с врачом-хирургом поликлиники Нурмухамедовым А.С. по основанию, предусмотренному п. 3 части 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, то есть по инициативе работника (л.д. 26).
Данное обстоятельство, увольнение медицинского работника по собственному желанию и расторжение трудового договора, в соответствии с условиями п. 3.2 договора № 40 с медицинским работником на получение единовременной компенсационной выплаты, является основанием для возврата части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
Истцом представлен расчет части единовременной компенсационной выплаты, подлежащей взысканию с ответчика, согласно которому с ответчика Нурмухамедова А.С. подлежит взысканию часть единовременной компенсационной выплаты в размере 397 155 рублей 36 копеек.
В соответствии со ст.ст. 195, 196 Гражданского кодекса РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу ст. 199 Гражданского кодекса РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст. 207 Гражданского кодекса РФ, с истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок исковой давности и по дополнительным требованиям.
В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Из представленных в суд доказательств следует, что трудовой договор между ГБУЗ «Районная больница п. Бреды» и медицинским работником Нурмухамедовым А.С. расторгнут по инициативе работника 16.09.2018 года.
С иском о взыскании части единовременной компенсационной выплаты Министерство здравоохранения обратилось 21.03.2023 года, то есть спустя более трех лет с даты увольнения ответчика с работы, которой определяется момент нарушения прав истца.
При указанных обстоятельствах, учитывая пропуск истцом срока исковой давности на обращение в суд, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат и в удовлетворении иска надлежит отказать.
Оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 7453135827) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 397 155 ░░░░░░ 36 ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ 18.07.2023 ░░░░