Решение по делу № 2-2578/2024 от 18.04.2024

Дело

решение

      Именем Российской Федерации

<адрес>                                             ДД.ММ.ГГГГ

Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего - Шеди А.В.,

при секретаре судебного заседания Гиреевой Х.А.,

с участием представителя истца Матиева И.И., представителя Министерства здравоохранения Республики Ингушетия Евлоева Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Евлоева М. А. к ГБУ «Ингушская Республиканская клиническая больница им. А.О. Ахушкова» о возмещении понесенных расходов,

установил:

Евлоев М.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит взыскать с ГБУ «Ингушская Республиканская клиническая больница им. А.О. Ахушкова» 128 000 рублей в качестве компенсации убытков, понесенных на приобретение изделий медицинского значения, обратить решение суда к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ поступил в Ингушскую республиканскую клиническую больницу в отделение Нейроортопедии <адрес> с жалобами на резко выраженную боль в грудном отделе позвоночника, после полученной травмы в быту в результате падения с крыши дома. При проведении Мскт грудного отдела позвоночника выявлено: компрессионный перелом тела Th-6 позвонка. Далее он был госпитализирован в указанное отделение, и ему была проведена операция ДД.ММ.ГГГГ - вертебропластика Th-6 позвонка. До проведения операции, в то время когда он находился в больнице, в стационарных условиях, врачи сказали ему о том, что ему необходимо купить материал для проведения оперативного лечения - комплект для вертебропластики, хотя медицинская помощь и лечение больным, находящимся на стационарном лечении в медицинском учреждении должны оказываться бесплатно, согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в <адрес>. В связи с необходимостью применения вышеуказанного материала при операции, он одолжил у родственников денежные средства, на которые был вынужден приобрести у ИП Никояна Э. Р., комплект для вертебропластики на денежную сумму 128 000 рублей. После выписки из больницы, он обратился в Территориальный фонд ОМС Республики Ингушетия с заявлением о возмещении денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий, где была проведена экспертиза, и его обращение признано обоснованным на сумму 128 000 рублей. Далее, было подано заявление в адрес ГБУ «Ингушская Республиканская клиническая больница имени А.О.Ахушкова» от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой возместить ему, в досудебном порядке, понесенные затраты на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий на общую сумму 128 000 рублей. Ответ на данное заявление ГБУ «ИРКБ» <адрес> ему не направило, денежные средства не возместило. Считает отказ ответчика от возмещения денежных средств, потраченных им на покупку медицинских изделий, использованных для проведения операции, незаконным.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия, Министерство здравоохранения Республики Ингушетия.

В судебном заседании представитель истца Матиев И.И. поддержал исковое заявление, просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Ингушетия Евлоев Р.М. вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда.

Остальные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей ООН).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 3 ч. 5 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В соответствие с пунктом 9 статьи 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 21 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2497 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе II Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") в рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную медицинскую помощь, а также паллиативная специализированная медицинская помощь.

Постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Порядок льготного обеспечения отдельных категорий граждан в <адрес> лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, который определяет механизм учёта и обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право за счёт расходных обязательств Республики Ингушетия на льготное получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890 закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню больные с онкологическими, гематологическими заболеваниями обеспечиваются всеми лекарственными средствами бесплатно.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Республики Ингушетия), в том числе лиц, больных онкологическими, гематологическими заболеваниями.

Согласно разъяснению, содержащемуся в определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054-О при проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 ст. 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", отсутствие прямого указания на полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, в перечне полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не может рассматриваться в системе действующего правового регулирования как не предполагающее обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации организовать за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации лекарственное обеспечение соответствующих категорий граждан, поскольку в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.

Иное означало бы снижение уровня государственных гарантий охраны здоровья граждан, особенно в этом нуждающихся в силу самого характера их заболевания.

Приведенные конституционные положения, рассматриваемые с учетом конституционной природы Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации), предполагают возложение ответственности за осуществление социальных функций, в том числе в области здравоохранения, как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов, что подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, сохраняющих свою силу (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 462-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 56-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 353-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 322-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 129-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 965-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 13-О-О и др.).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ истец Евлоев М.А. поступил в Ингушскую республиканскую клиническую больницу в отделение Нейроортопедии <адрес> с жалобами на резко выраженную боль в грудном отделе позвоночника, после полученной травмы в быту в результате падения с крыши дома.

При проведении Мскт грудного отдела позвоночника выявлено: компрессионный перелом тела Th-6 позвонка.

Далее Евлоев М.А. был госпитализирован в указанное отделение, и ему была проведена операция ДД.ММ.ГГГГ - вертебропластика Th-6 позвонка, что подтверждается выпиской из медицинской карты стационарного больного .

В связи с необходимостью применения вышеуказанного материала при операции, Евлоев М.А. самостоятельно приобрел у ИП Никояна Э. Р. комплект для вертебропластики на денежную сумму 128 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Евлоевым М.А. было подано заявление в адрес ГБУ «Ингушская Республиканская клиническая больница имени А.О.Ахушкова» с просьбой возместить ему понесенные затраты на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий на общую сумму 128 000 рублей.

Вместе с тем, ответ на данное заявление ГБУ «ИРКБ» <адрес> Евлоеву М.А. не направило, денежные средства не возместило.

Согласно представленному в судебном заседании и исследованным оригиналу чека-ордера Сбербанк истец на свои денежные средства приобрела льготный лекарственный препарат на сумму 128 000 руб.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиком обязательств, установленных Законом, нарушило право истца на бесплатную медицинскую помощь, и причинило истцу убытки, в связи с чем полагает заявленные требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В исковом заявлении приведено ходатайство о немедленном исполнении решения суда, вместе с тем, приведенное ходатайство истца не мотивировано, не приведены соответствующие обстоятельства, обосновывающие заявленное ходатайство. При этом, суд полагает необходимым отметить, что по данному делу таких особых обстоятельств не усматривается. Доказательства о наличии таковых, то есть возможности значительного ущерба для истца, невозможности исполнения решения суда вследствие замедления исполнения, в деле отсутствуют.

Таким образом, оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению, с учетом характера правоотношений, не имеется, в связи с чем данное ходатайство подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

Решил:

исковое заявление Евлоева М. А. к ГБУ «Ингушская Республиканская клиническая больница им. А.О. Ахушкова» о возмещении понесенных расходов удовлетворить.

Взыскать с ГБУ «Ингушская Республиканская клиническая больница им. А.О. Ахушкова» в пользу Евлоева М. А. расходы, понесенные на приобретение изделий медицинского значения, в сумме 128 000 (сто двадцать восемь тысяч) рублей.

Ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Копия верна:

Судья                                         А.В. Шеди

*Решение изготовлено в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ

2-2578/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Евлоев Магомед Асхабович
Ответчики
ГБУ "Ингушская Республиканская клиническая больница им.А.О.Ахушкова"
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Шеди А-Х.В.
Дело на странице суда
magassky.ing.sudrf.ru
18.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2024Передача материалов судье
18.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2024Подготовка дела (собеседование)
21.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2024Судебное заседание
07.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее