Решение по делу № 33-1587/2022 от 18.01.2022

УИД 05RS0017-01-2021-003907-42

Судья Ахмедханов М.М.

Дело № 33-1560-21 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 18 февраля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего Османова Т.С.

судей Зайнудиновой Ш.М. и Алиевой Э.З.,

при секретаре судебного заседания Есояне А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видео- конференцсвязи гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ-ОПФР на решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 19 ноября 2021 года

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав посредством видео - конференцсвязи объяснения представителя ГУ-ОПФР по доверенности Алиева К.Х., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца – адвоката Азизовой Д.Д., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Алиева Э.Э. обратилась в суд исковым заявлением к Государственному Учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ (далее - ГУ-ОПФ РФ по РД) и Избербашской центральной городской больнице о включении периода работы в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии и признании тождественными структурные подразделения Избербашской городской больницы.

В обоснование иска указано, что она с 18.08.1994 года по настоящее время истец Алиева Э.Э. работает медицинской сестрой отделения реанимации ГБУ РД – Избербашская городская центральная больница. В 2003 г. данное отделение было переименовано в отделение анестезиологии-реанимации. В соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Алиева Э.Э. обратилась с заявлением в Управление Отделения Пенсионного фонда России (УОПФР) по РД в г. Избербаш за зачетом в льготный стаж работы периоды ее работы медсестрой-анестезисткой для назначения в последующем пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. При этом ею были представлены все документы. Решением от 05.06.2020 за исх. № 200000004107/188176/20 УОПФР по РД в г. Избербаш отказало ей в зачете в льготный стаж, необходимый для назначения пенсии по выслуге лет, периода ее работы с 01.01.2003 по 31.12.2003 г., так как в Выписке ИЛС в указанный период времени нет кодов хирургической деятельности, поэтому в назначении страховой пенсии отказано, утверждая, что отделение реанимации считают отделением анестезии-реанимации с 13.11.2003 г.

Согласно «Списку должностей, работа которых засчитывается за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, на получение досрочной трудовой пенсии по выслуге лет имеют право и медицинские сёстры-анестезисты. Приказом по Избербашской ЦГБ № 158 от 13.11.2003 отделение реанимации переименовано в отделение анестезиологии-реанимации. При этом, она, как медсестра, выполняла те же функции, что и прежде, т.е. оба эти отделения тождественны друг другу. Отказ в зачете в льготный стаж период ее работы с 18.08.1994 по 13.11.2003 г нарушает ее право на назначение досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании представитель истца Азизова Д.Д. уточнила исковые требования, представив суду заявление об уточнении исковых требовании, в которых также просила обязать Управление Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в г. Избербаш произвести корректировку сведений с 18.08.1994 по 31.12.2003.

Определением суда от 23.09.2021 данное заявление об уточнении исковых требований принято к производству и по нему проведена подготовка.

Решением Избербашского городского суда Республики Дагестан от 19 ноября 2021 года постановлено:

Исковое заявление Алиевой Эльвиры Эбетулаевны удовлетворить в полном объеме.

Признать тождественными наименование структурных подразделений «отделение реанимации» и «отделение анестезиологии-реанимации», а также должности «медсестры отделения реанимации» и «медсестры анестезиолого-реанимационного отделения».

Признать незаконным решение Управления Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в г. Избербаш от 05.06.2020 об отказе в зачете в специальный (льготный) стаж трудовой деятельности Алиевой Э.Э. период ее работы с 18.08.1994 по 31.12.2003 медсестрой отделения реанимации и обязать Отделение Пенсионного фонда РФ по РД включить в специальный (льготный) стаж работы указанный период работы Алиевой Эльвиры Эбетулаевны в должности медсестры отделения реанимации Избербашской центральной городской больницы РД.

Признать за Алиевой Эльвирой Эбетулаевной, 09.06.1974 г.р. право на досрочное назначение льготной пенсии за особые условия труда со дня ее первичного обращения, т.е. с 23.04.2020 в Управление ОПФР по РД в г. Избербаш.

Обязать Избербашскую ЦГБ представить Управлению ОПФР по РД в г. Избербаш сведения по начислению страховых взносов за 2003 г., необходимые для назначения льготной пенсии Алиевой Эльвире Эбетулаевне, 09.06.1974 г.р.

Обязать Управление Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в г. Избербаш произвести корректировку сведений с 18.08.1994 по 31.12.2003.

В апелляционной жалобе представителя ГУ-ОПФР ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Так, в Постановлении Правительства РФ за №781 вступившем в силу с 14.11.2002г., в списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждении здравоохранения, не предусмотрено учреждение Реанимационное отделение, а предусмотрено Анестезионно Реанимационное отделение.

Кроме того, Избербашской городской больницей РД при предоставлении в Пенсионный фонд сведений о начислениях на Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Алиеву Э.Э. не были проставлены коды особых условий труда с выработанной полной ставкой за период с 01.01.2003г. по 31.12.2003г. дающих право для назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истец в судебном заседании участия не принимала, причины неявки суду не сообщила. Иные участвующие в деле лица также в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено при наличии явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Законом) предусмотрено назначение страховой пенсии ранее общеустановленного возраста, мужчинам – по достижении 55 лет и женщинам – по достижении 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда, соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. Для определения права работников на льготную пенсию в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 данного Федерального закона применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 за № 10.

Как установлено судом, Алиева Э.Э. 23.04.2020 обратилась с заявлением в Управление Отделения Пенсионного фонда России (УОПФР) по РД в г. Избербаш за зачетом в льготный стаж работы периода ее работы медсестрой-анестезисткой для назначения в последующем пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. При этом ею были представлены все документы.

Решением от 05.06.2020 за исх. № 200000004107/188176/20 УОПФР по РД в г. Избербаш отказало ей в зачете в льготный стаж, необходимый для назначения пенсии по выслуге лет, периода ее работы с 01.01.2003 по 31.12.2003, так как в Выписке ИЛС в указанный период времени нет кодов хирургической деятельности, ссылаясь на то, что отделение реанимации считают отделением анестезии-реанимации с 13.11.2003 в Выписке ИЛС застрахованного лица учтены коды хирургической работы как год за три месяца с 01.04.2004 по настоящее время, а до этого как год за год, хотя работа проходила как анестезиолога реаниматолога.

Согласно «Списку должностей, работа которых засчитывается за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, на получение досрочной трудовой пенсии по выслуге лет имеют право и медицинские сестры – анестезисты. Приказом Избербашской ЦГБ № 158 от 13.11.2003 отделение реанимации переименовано в отделение анестезиологии-реанимации. При этом, она, как медсестра, выполняла те же функции, что и прежде, т.е., оба эти отделения тождественны друг другу.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400 трудовая пенсия по старости назначается в связи с достижением возраста, установленного ст.8 закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Аналогичные положения содержались в п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 713), действовавшего до 01.01.2015.

Для назначения страховой пенсии по старости с соответствии со ст. 30-32 ФЗ № 400 в дополнение к документам, предусмотренным п. 6 и 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты населения от 28.11.2014 № 658-н, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В целях реализации положений ст. 30 ФЗ № 400 Правительством РФ принято постановление от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013 г. ФЗ-400 «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия досрочно назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Согласно записей трудовой книжки серии АТ-VII № 5090357 Алиевой Э.Э. она занимала должность в период ее трудовой деятельности с 18.08.1994 медсестры-анестезистки реанимационного отделения. Далее следует запись, что на основании Приказа № 158 параграфа 1 от 13.11.2003 отделение реанимации считать отделение анестезиологии-реанимации.

Согласно Перечню к правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, должности: врачи - анестезиологи- реаниматологи, медицинские сестры – анестезисты, входят в перечень работ, которые дают право один год работы считать за один год и шесть месяцев.

Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрены отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений.

На основании приказа Минздрава СССР от 11.06.1986 № 841 (ред. от 06.06.1988) «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению» в целях дальнейшего совершенствования анестезиолого-реанимационной помощи населению утверждены Положение об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения и штатные нормативы медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактических учреждений.

Однако в нарушение этого приказа в лечебных организациях наименование структурных подразделений и должностей указывались по-разному.

Опровергая довод представителя ответчика ОПФ РФ по РД - Алиева К.Х. о том, что структурное подразделение, в котором работала Алиева Э.Э., в частности, отделение реанимации Избербашского ЦГБ, не соответствует перечню и не имеется оснований для применения льготного порядка исчисления стажа на соответствующих видах работ, суд первой инстанции обоснованно указал, о том, что согласно приказу № 158 от 13.11.2003 по Избербашской центральной городской больнице, изданному на основании, действующего на тот момент приказа МЗ СССР от 11.06.1986 № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению», и в соответствии с письмом МЗ РД № 5-06 от 09.04.2003, для установления тождественности и приведения в соответствие с вышеназванными документами, постановлено, отделение реанимации, открытое в Избербашской центральной городской больнице 20.03.1996 в соответствии с приказом № 27, считать отделением анестезиологии-реанимации.

По сути, этим приказом, как верно указано в решении суда, уже установлена тождественность наименований отделений. Кроме того, фактически функции отделения не изменились, так как в этом приказе не оговаривается о дополнении или изменении функций отделения.

В связи с этим суд правильно признал, что эти структурные подразделения являются тождественными между собой, в связи с чем, истец Алиева Э.Э. имела право на зачет ей в специальный стаж периода ее трудовой деятельности медсестрой отделения реанимации, так как работала в тех же условиях, в которых год работы засчитывается за полтора года.

Кроме того, в ответе на запрос Азизовой Д.Д. ГУ - ОПФР по РД в г. Избербаш в лице начальника Бабаева Ш.Д. письмом от 29.04.2021 за № 3286 рекомендовано подтвердить факт тождественности работы, выполняемой в анастезиолого – реанимационном отделении.

В судебном заседании также была исследована Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) от 19.03.2021 формы СЗИ-НВП, в которой последовательно по графам отражены сведения о страховых взносах страхового лица. Из содержания стр. 21 усматривается, что не проставлены коды ГДХР за период работы Алиевой Э.Э. в Государственном бюджетном учреждении Республики Дагестан «Избербашская центральная городская больница» (далее по тексту - ГБУ РД «Избербашская ЦГБ») за период 01.01.2003 по 31.12.2003.

Вины Алиевой Э.Э. в том, что ГБУ РД «Избербашской ЦГБ» за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 не были занесены сведения, как о застрахованном лице, несмотря на осуществление ею трудовой функции, нет. К тому же из исследованного судом ответа на запрос Азизовой Д.Д., выданного ГБУ РД «Избербашская ЦГБ» 12.03.2021, следует, что ГБУ РД «Избербашской ЦГБ» будут внесены корректирующие сведения в отделение ПФР г. Избербаш для назначении льготной пенсии Алиевой Э.Э. Кроме того, в судебном заседании представитель ГБУ РД «Избербашской ЦГБ» иск Алиевой Э.Э. признал обоснованным, и в последующем, направив в суд письменное ходатайство, также не возражал против удовлетворении требований истца.

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее при наличии специального стажа лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу пп. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при определении специального стажа применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Медицинские сестры палатные, работающие в отделениях анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, как год и шесть месяцев, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781).

По смыслу п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Регламентируя правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Следовательно, одним из условий для включения периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 781, является осуществление лицом именно лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья граждан.

Пунктом 2 ст. 2 Закона № 323-ФЗ Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного само­управления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Для подтверждения деятельности, которая включается в льготный стаж для досрочного выхода на пенсию, необходимо представить документы. Их перечень установлен в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» (далее – Порядок).

Как следует из п. 4 Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (например, о выполнении работ в определенном структурном подразделении), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы по определенной профессии и в определенной должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Одним из условий для включения периодов работы в медицинских организациях в льготный стаж для назначения досрочной пенсии является осуществление лицом именно лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья граждан.

Из Выписки из приказа ГБУ РД «Избербашская ЦГБ» № 158, параграф 1 от 13.11.2003 «О внесении изменений в название отделения», исследованной в судебном заседании, усматривается: отделение реанимации считать отделением анестезиологии и реанимации. Основание: распоряжение главного врача.

Также судом был исследован Приказ ГБУ РД «Избербашская центральная городская больница» от 28.02.2012 за № 59 «О переименовании медицинского учреждения», где в п. 1 обозначено: переименовать Муниципальное учреждение «Центральная городская больница г. Избербаша РД» в Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Избербашская центральная городская больница».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.06.2006 №464 «Об установлении тождества отдельных наименований структурных подразделений» установлено тождество наименований структурных подразделений "послеоперационной терапии и реанимации", "анестезиологии, послеоперационной терапии и реанимации", "гипотермии, анестезиологии, послеоперационной терапии и реанимации" с отделением анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения.

Приняв во внимание приведенные выше нормы закона и установленные судом обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ УОПФ РФ по РД в г. Избербаш о включении в специальный стаж периода ее трудовой деятельности медсестрой отделения реанимации с 18.08.1994 г. по 31.12.2003 г., нарушает право Алиевой Э.Э. на назначение в последующем досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, и это нарушение должно быть устранено.

Основанием для отказа в назначении досрочной льготной пенсии являлось отсутствие сведений о льготных условиях работы за 2003 г. Согласно выписке из лицевого счета Алиевой Э.Э. 2003 г. указан как льготный.

Из объяснений представителя ответчика Алиева К.Х. следует, что при отсутствии сведений об оплате работодателем страховых взносов за 2003 г., данные периоды не являются страховыми.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 № 9-П неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, их уплата – исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами – должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию прав застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Аналогичные положения содержатся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (ст. 1 и ст. 22 Трудового кодекса РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим, суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.

Также суд считает, что поскольку обязанность по уплате страховых взносов возложена законом на страхователя, т.е. работодателя, то ненадлежащее выполнение работодателем этой обязанности не может служить основанием для отказа истцу во включении указанного выше периода в стаж для назначения страховой пенсии по старости.

Истец является добросовестным участником гражданских правоотношений и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 ФЗ № 400-ФЗ).

В силу части 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны ответчика в суде первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части четвертой статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 19 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 февраля 2022 г.

Председательствующий

Судьи

УИД 05RS0017-01-2021-003907-42

Судья Ахмедханов М.М.

Дело № 33-1560-21 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 18 февраля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего Османова Т.С.

судей Зайнудиновой Ш.М. и Алиевой Э.З.,

при секретаре судебного заседания Есояне А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видео- конференцсвязи гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ-ОПФР на решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 19 ноября 2021 года

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав посредством видео - конференцсвязи объяснения представителя ГУ-ОПФР по доверенности Алиева К.Х., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца – адвоката Азизовой Д.Д., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Алиева Э.Э. обратилась в суд исковым заявлением к Государственному Учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ (далее - ГУ-ОПФ РФ по РД) и Избербашской центральной городской больнице о включении периода работы в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии и признании тождественными структурные подразделения Избербашской городской больницы.

В обоснование иска указано, что она с 18.08.1994 года по настоящее время истец Алиева Э.Э. работает медицинской сестрой отделения реанимации ГБУ РД – Избербашская городская центральная больница. В 2003 г. данное отделение было переименовано в отделение анестезиологии-реанимации. В соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Алиева Э.Э. обратилась с заявлением в Управление Отделения Пенсионного фонда России (УОПФР) по РД в г. Избербаш за зачетом в льготный стаж работы периоды ее работы медсестрой-анестезисткой для назначения в последующем пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. При этом ею были представлены все документы. Решением от 05.06.2020 за исх. № 200000004107/188176/20 УОПФР по РД в г. Избербаш отказало ей в зачете в льготный стаж, необходимый для назначения пенсии по выслуге лет, периода ее работы с 01.01.2003 по 31.12.2003 г., так как в Выписке ИЛС в указанный период времени нет кодов хирургической деятельности, поэтому в назначении страховой пенсии отказано, утверждая, что отделение реанимации считают отделением анестезии-реанимации с 13.11.2003 г.

Согласно «Списку должностей, работа которых засчитывается за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, на получение досрочной трудовой пенсии по выслуге лет имеют право и медицинские сёстры-анестезисты. Приказом по Избербашской ЦГБ № 158 от 13.11.2003 отделение реанимации переименовано в отделение анестезиологии-реанимации. При этом, она, как медсестра, выполняла те же функции, что и прежде, т.е. оба эти отделения тождественны друг другу. Отказ в зачете в льготный стаж период ее работы с 18.08.1994 по 13.11.2003 г нарушает ее право на назначение досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании представитель истца Азизова Д.Д. уточнила исковые требования, представив суду заявление об уточнении исковых требовании, в которых также просила обязать Управление Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в г. Избербаш произвести корректировку сведений с 18.08.1994 по 31.12.2003.

Определением суда от 23.09.2021 данное заявление об уточнении исковых требований принято к производству и по нему проведена подготовка.

Решением Избербашского городского суда Республики Дагестан от 19 ноября 2021 года постановлено:

Исковое заявление Алиевой Эльвиры Эбетулаевны удовлетворить в полном объеме.

Признать тождественными наименование структурных подразделений «отделение реанимации» и «отделение анестезиологии-реанимации», а также должности «медсестры отделения реанимации» и «медсестры анестезиолого-реанимационного отделения».

Признать незаконным решение Управления Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в г. Избербаш от 05.06.2020 об отказе в зачете в специальный (льготный) стаж трудовой деятельности Алиевой Э.Э. период ее работы с 18.08.1994 по 31.12.2003 медсестрой отделения реанимации и обязать Отделение Пенсионного фонда РФ по РД включить в специальный (льготный) стаж работы указанный период работы Алиевой Эльвиры Эбетулаевны в должности медсестры отделения реанимации Избербашской центральной городской больницы РД.

Признать за Алиевой Эльвирой Эбетулаевной, 09.06.1974 г.р. право на досрочное назначение льготной пенсии за особые условия труда со дня ее первичного обращения, т.е. с 23.04.2020 в Управление ОПФР по РД в г. Избербаш.

Обязать Избербашскую ЦГБ представить Управлению ОПФР по РД в г. Избербаш сведения по начислению страховых взносов за 2003 г., необходимые для назначения льготной пенсии Алиевой Эльвире Эбетулаевне, 09.06.1974 г.р.

Обязать Управление Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в г. Избербаш произвести корректировку сведений с 18.08.1994 по 31.12.2003.

В апелляционной жалобе представителя ГУ-ОПФР ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Так, в Постановлении Правительства РФ за №781 вступившем в силу с 14.11.2002г., в списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждении здравоохранения, не предусмотрено учреждение Реанимационное отделение, а предусмотрено Анестезионно Реанимационное отделение.

Кроме того, Избербашской городской больницей РД при предоставлении в Пенсионный фонд сведений о начислениях на Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Алиеву Э.Э. не были проставлены коды особых условий труда с выработанной полной ставкой за период с 01.01.2003г. по 31.12.2003г. дающих право для назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истец в судебном заседании участия не принимала, причины неявки суду не сообщила. Иные участвующие в деле лица также в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено при наличии явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Законом) предусмотрено назначение страховой пенсии ранее общеустановленного возраста, мужчинам – по достижении 55 лет и женщинам – по достижении 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда, соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. Для определения права работников на льготную пенсию в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 данного Федерального закона применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 за № 10.

Как установлено судом, Алиева Э.Э. 23.04.2020 обратилась с заявлением в Управление Отделения Пенсионного фонда России (УОПФР) по РД в г. Избербаш за зачетом в льготный стаж работы периода ее работы медсестрой-анестезисткой для назначения в последующем пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. При этом ею были представлены все документы.

Решением от 05.06.2020 за исх. № 200000004107/188176/20 УОПФР по РД в г. Избербаш отказало ей в зачете в льготный стаж, необходимый для назначения пенсии по выслуге лет, периода ее работы с 01.01.2003 по 31.12.2003, так как в Выписке ИЛС в указанный период времени нет кодов хирургической деятельности, ссылаясь на то, что отделение реанимации считают отделением анестезии-реанимации с 13.11.2003 в Выписке ИЛС застрахованного лица учтены коды хирургической работы как год за три месяца с 01.04.2004 по настоящее время, а до этого как год за год, хотя работа проходила как анестезиолога реаниматолога.

Согласно «Списку должностей, работа которых засчитывается за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, на получение досрочной трудовой пенсии по выслуге лет имеют право и медицинские сестры – анестезисты. Приказом Избербашской ЦГБ № 158 от 13.11.2003 отделение реанимации переименовано в отделение анестезиологии-реанимации. При этом, она, как медсестра, выполняла те же функции, что и прежде, т.е., оба эти отделения тождественны друг другу.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400 трудовая пенсия по старости назначается в связи с достижением возраста, установленного ст.8 закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Аналогичные положения содержались в п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 713), действовавшего до 01.01.2015.

Для назначения страховой пенсии по старости с соответствии со ст. 30-32 ФЗ № 400 в дополнение к документам, предусмотренным п. 6 и 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты населения от 28.11.2014 № 658-н, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В целях реализации положений ст. 30 ФЗ № 400 Правительством РФ принято постановление от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013 г. ФЗ-400 «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия досрочно назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Согласно записей трудовой книжки серии АТ-VII № 5090357 Алиевой Э.Э. она занимала должность в период ее трудовой деятельности с 18.08.1994 медсестры-анестезистки реанимационного отделения. Далее следует запись, что на основании Приказа № 158 параграфа 1 от 13.11.2003 отделение реанимации считать отделение анестезиологии-реанимации.

Согласно Перечню к правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, должности: врачи - анестезиологи- реаниматологи, медицинские сестры – анестезисты, входят в перечень работ, которые дают право один год работы считать за один год и шесть месяцев.

Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрены отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений.

На основании приказа Минздрава СССР от 11.06.1986 № 841 (ред. от 06.06.1988) «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению» в целях дальнейшего совершенствования анестезиолого-реанимационной помощи населению утверждены Положение об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения и штатные нормативы медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактических учреждений.

Однако в нарушение этого приказа в лечебных организациях наименование структурных подразделений и должностей указывались по-разному.

Опровергая довод представителя ответчика ОПФ РФ по РД - Алиева К.Х. о том, что структурное подразделение, в котором работала Алиева Э.Э., в частности, отделение реанимации Избербашского ЦГБ, не соответствует перечню и не имеется оснований для применения льготного порядка исчисления стажа на соответствующих видах работ, суд первой инстанции обоснованно указал, о том, что согласно приказу № 158 от 13.11.2003 по Избербашской центральной городской больнице, изданному на основании, действующего на тот момент приказа МЗ СССР от 11.06.1986 № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению», и в соответствии с письмом МЗ РД № 5-06 от 09.04.2003, для установления тождественности и приведения в соответствие с вышеназванными документами, постановлено, отделение реанимации, открытое в Избербашской центральной городской больнице 20.03.1996 в соответствии с приказом № 27, считать отделением анестезиологии-реанимации.

По сути, этим приказом, как верно указано в решении суда, уже установлена тождественность наименований отделений. Кроме того, фактически функции отделения не изменились, так как в этом приказе не оговаривается о дополнении или изменении функций отделения.

В связи с этим суд правильно признал, что эти структурные подразделения являются тождественными между собой, в связи с чем, истец Алиева Э.Э. имела право на зачет ей в специальный стаж периода ее трудовой деятельности медсестрой отделения реанимации, так как работала в тех же условиях, в которых год работы засчитывается за полтора года.

Кроме того, в ответе на запрос Азизовой Д.Д. ГУ - ОПФР по РД в г. Избербаш в лице начальника Бабаева Ш.Д. письмом от 29.04.2021 за № 3286 рекомендовано подтвердить факт тождественности работы, выполняемой в анастезиолого – реанимационном отделении.

В судебном заседании также была исследована Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) от 19.03.2021 формы СЗИ-НВП, в которой последовательно по графам отражены сведения о страховых взносах страхового лица. Из содержания стр. 21 усматривается, что не проставлены коды ГДХР за период работы Алиевой Э.Э. в Государственном бюджетном учреждении Республики Дагестан «Избербашская центральная городская больница» (далее по тексту - ГБУ РД «Избербашская ЦГБ») за период 01.01.2003 по 31.12.2003.

Вины Алиевой Э.Э. в том, что ГБУ РД «Избербашской ЦГБ» за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 не были занесены сведения, как о застрахованном лице, несмотря на осуществление ею трудовой функции, нет. К тому же из исследованного судом ответа на запрос Азизовой Д.Д., выданного ГБУ РД «Избербашская ЦГБ» 12.03.2021, следует, что ГБУ РД «Избербашской ЦГБ» будут внесены корректирующие сведения в отделение ПФР г. Избербаш для назначении льготной пенсии Алиевой Э.Э. Кроме того, в судебном заседании представитель ГБУ РД «Избербашской ЦГБ» иск Алиевой Э.Э. признал обоснованным, и в последующем, направив в суд письменное ходатайство, также не возражал против удовлетворении требований истца.

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее при наличии специального стажа лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу пп. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при определении специального стажа применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Медицинские сестры палатные, работающие в отделениях анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, как год и шесть месяцев, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781).

По смыслу п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Регламентируя правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Следовательно, одним из условий для включения периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 781, является осуществление лицом именно лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья граждан.

Пунктом 2 ст. 2 Закона № 323-ФЗ Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного само­управления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Для подтверждения деятельности, которая включается в льготный стаж для досрочного выхода на пенсию, необходимо представить документы. Их перечень установлен в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» (далее – Порядок).

Как следует из п. 4 Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (например, о выполнении работ в определенном структурном подразделении), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы по определенной профессии и в определенной должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Одним из условий для включения периодов работы в медицинских организациях в льготный стаж для назначения досрочной пенсии является осуществление лицом именно лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья граждан.

Из Выписки из приказа ГБУ РД «Избербашская ЦГБ» № 158, параграф 1 от 13.11.2003 «О внесении изменений в название отделения», исследованной в судебном заседании, усматривается: отделение реанимации считать отделением анестезиологии и реанимации. Основание: распоряжение главного врача.

Также судом был исследован Приказ ГБУ РД «Избербашская центральная городская больница» от 28.02.2012 за № 59 «О переименовании медицинского учреждения», где в п. 1 обозначено: переименовать Муниципальное учреждение «Центральная городская больница г. Избербаша РД» в Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Избербашская центральная городская больница».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.06.2006 №464 «Об установлении тождества отдельных наименований структурных подразделений» установлено тождество наименований структурных подразделений "послеоперационной терапии и реанимации", "анестезиологии, послеоперационной терапии и реанимации", "гипотермии, анестезиологии, послеоперационной терапии и реанимации" с отделением анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения.

Приняв во внимание приведенные выше нормы закона и установленные судом обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ УОПФ РФ по РД в г. Избербаш о включении в специальный стаж периода ее трудовой деятельности медсестрой отделения реанимации с 18.08.1994 г. по 31.12.2003 г., нарушает право Алиевой Э.Э. на назначение в последующем досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, и это нарушение должно быть устранено.

Основанием для отказа в назначении досрочной льготной пенсии являлось отсутствие сведений о льготных условиях работы за 2003 г. Согласно выписке из лицевого счета Алиевой Э.Э. 2003 г. указан как льготный.

Из объяснений представителя ответчика Алиева К.Х. следует, что при отсутствии сведений об оплате работодателем страховых взносов за 2003 г., данные периоды не являются страховыми.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 № 9-П неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, их уплата – исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами – должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию прав застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Аналогичные положения содержатся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (ст. 1 и ст. 22 Трудового кодекса РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим, суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.

Также суд считает, что поскольку обязанность по уплате страховых взносов возложена законом на страхователя, т.е. работодателя, то ненадлежащее выполнение работодателем этой обязанности не может служить основанием для отказа истцу во включении указанного выше периода в стаж для назначения страховой пенсии по старости.

Истец является добросовестным участником гражданских правоотношений и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 ФЗ № 400-ФЗ).

В силу части 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны ответчика в суде первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части четвертой статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 19 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 февраля 2022 г.

Председательствующий

Судьи

33-1587/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Алиева Эльвира Эбетулаевна
Ответчики
ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по РД
Избербашская ЦГБ
Управление отделения Пенсионного фонда РФ по РД в г.Избербаш
Другие
Азизова Джамиля Джанмирзаевна в интересах истца Алиевой Э.Э.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
19.01.2022Передача дела судье
18.02.2022Судебное заседание
15.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2022Передано в экспедицию
18.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее