Решение по делу № 2-334/2023 от 25.09.2023

Дело № 2-334/2023

УИД 04RS0003-01-2023-000418-56

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    село Бичура                                                                                 15 декабря 2023 года

Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего, судьи Соболевой Н.А., при секретаре Федотовой С.И., с участием помощника прокурора Бичурского района РБ Хобракова М.Б., представителя ответчика – администрации МО «Бичурский район» Лизунова А.М., действующего на основании доверенности, представителя ответчика – администрации МО-СП «Бичурское» Зояркина А.Д., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело искам прокурора Бичурского района Республики Бурятия, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации МО «Бичурский район», Администрации МО-СП «Бичурское», Администрации МО-СП «Посельское», Администрации МО-СП «Шибертуйское», Администрации МО-СП «Малокуналейское», Администрации МО-СП «Потанинское», Администрации МО-СП «Шанагинское», Администрации МО-СП «Хонхолойское» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бичурского района РБ в интересах неопределенного круга лиц, обращаясь в суд с иском к Администрации МО «Бичурский район», Администрации МО-СП «Бичурское», Администрации МО-СП «Посельское», Администрации МО-СП «Шибертуйское», Администрации МО-СП «Малокуналейское», Администрации МО-СП «Потанинское», Администрации МО-СП «Шанагинское», Администрации МО-СП «Хонхолойское», с учетом уточненных исковых требований просит обязать ответчиков Администрации МО-СП «Бичурское», Администрации МО-СП «Посельское», Администрации МО-СП «Шибертуйское», Администрации МО-СП «Малокуналейское», Администрации МО-СП «Потанинское», Администрации МО-СП «Шанагинское», Администрации МО-СП «Хонхолойское» обустроить контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов территории кладбищ, расположенных на территории сельских поселений, путем оборудования указанных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии санитарно-эпидемиологическим законодательством в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия произвести финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в границах следующих кадастровых кварталов :

1.На территории МО СП «Бичурское» в границах кадастрового квартала ,, на площади примерно 12000 кв.м. с координатами ;

2.На территории МО СП «Мало-Куналейское» в границах кадастрового квартала на площади примерно 10000 кв.м. с координатами

3. На территории МО СП «Посельское» в границах кадастрового квартала на площади примерно 2000 кв.м. с координатами ;

4. На территории МО СП «Потанинское» в границах кадастрового квартала , на площади примерно 12000 кв.м. МО СП «Потанинское» с координатами ;

5.На территории МО СП «Хонхолойское» в границах кадастровых кварталов и на площади примерно 10000 кв.м. с координатами ;

6. На территории МО СП «Шанагинское» в границах кадастрового квартала на площади примерно 5000 кв.метров с координатами ;

7.На территории МО СП» Шибертуйское» в границах кадастрового квартала , на площади примерно 12000 кв.м. с координатами .

Обязать администрацию муниципального образования «Бичурский район» в срок не позднее 1 года произвести ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов в границах следующих кадастровых кварталов:

1.На территории МО СП «Бичурское» в границах кадастрового квартала ,, на площади примерно 12000 кв.м. с координатами ;

2.На территории МО СП «Мало-Куналейское» в границах кадастрового квартала 03:03:510103 на площади примерно 10000 кв.м. с координатами

3. На территории МО СП «Посельское» в границах кадастрового квартала .210 на площади примерно 2000 кв.м. с координатами ;

4. На территории МО СП «Потанинское» в границах кадастрового квартала , на площади примерно 12000 кв.м. МО СП «Потанинское» с координатами ;

5.На территории МО СП «Хонхолойское» в границах кадастровых кварталов и на площади примерно 10000 кв.м. с координатами ;

6. На территории МО СП «Шанагинское» в границах кадастрового квартала на площади примерно 5000 кв.метров с координатами ;

7.На территории МО СП» Шибертуйское» в границах кадастрового квартала , на площади примерно 12000 кв.м. с координатами .

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Бичурского района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, в деятельности администраций муниципальных образований сельских поселений Шибертуйское, Посельское, Шанагинское, Бичурское, Потанинское, Малокуналейское, Хонхолойское. Проведенной проверкой установлено, что на территории сельского поселения Бичурское имеется 16 кладбищ, Посельское 4 кладбища, Шибертуйское 4 кладбища, Мало-Куналейское 2 кладбища, Потанинское 2 кладбища, Шанагинское 2 кладбища, Хонхолойское 1 кладбище для погребения умерших граждан, однако на местах погребения отсутствуют контейнерные площадки для сбора ТБО. Осмотром территории кладбищ установлено отсутствие контейнерных площадок, имеющих подъездные пути, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки является одной из причин образования стихийных свалок на территории района.

Отмеченные нарушения недопустимы, поскольку негативно влияют на уровень благоустройства территории сельских поселений, препятствуют повышению уровня внешнего благоустройства, созданию комфортных условий для проживания граждан, а также не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического и гигиенического режима.

Администрация МО «Бичурский район» является уполномоченным органом по участию в организации деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, которые реализуют полномочия собственника земельных участков, администрация сельского поселения является уполномоченным органом по участию в организации накопления и транспортировке твердых коммунальных отходов.

Проверкой установлено, что на несанкционированных свалках на территориях сельских поселений Бичурское к северо-востоку от с.Бичура на площади примерно 8000 кв.м, Посельское в границах зоны с особыми условиями использования территории на площади примерно 2000 кв.м.; Шибертуйское на площади примерно 12000 кв.м., Мало-Куналейское на площади примерно 12000 кв.м., Потанинское на площади примерно 12000 кв.м., Шанагинское на площади примерно 5000 кв.м., Хонхолойское на площади примерно 10000 кв.метров на почве в кучах имеется несанкционированное скопление следующих отходов: отходы из натуральной чистой древесины кусковые; полиэтиленовые и картонные упаковки, пластиковые и стеклянные бутылки, битое стекло, остатки растений и т.д., навоз крупного рогатого скота перепревший, тара жестяная консервная и т.д.. На указанных выше земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на протяжении нескольких лет осуществляется размещение отходов. Осуществляя распоряжение земельными участками, право собственности на которые не разграничено, администрация, по сути осуществляет полномочия собственника в отношении этих участков, фактически находящихся в ее введении. Такое право сопряжено с обязанностью поддерживать их в надлежащем состоянии.

Определением суда от 04.10.2023г. производство по делам по искам прокурора Бичурского района Республики Бурятия, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации МО «Бичурский район», Администрации МО-СП «Бичурское», Администрации МО-СП «Посельское», Администрации МО-СП «Шибертуйское», Администрации МО-СП «Малокуналейское», Администрации МО-СП «Потанинское», Администрации МО-СП «Шанагинское», Администрации МО-СП «Хонхолойское» объединено в одно производство.

Представитель ответчика Администрации МО «Бичурский район» Лизунов А.М., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора Бичурского района признал частично, считает, что на органы местного самоуправления муниципальных образований прямо не возложена обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, обнаруженных на расположенных в границах этих муниципальных образований землях, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности. Наделение органов местного самоуправления полномочиями в отношении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и тем самым возложение на них обязанности действовать от имени «государственного» собственника не могут рассматриваться как достаточное основание для возложения на эти органы всей полноты ответственности за ликвидацию обнаруженных на таких землях и земельных участках мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Считает, что в удовлетворении исковых требований к МО СП «Мало_-Куналейское», МО СП «Посельское», МО СП «Шибертуйское» должно быть отказано, т.к. несанкционированные свалки расположены на обще-долевой собственности бывших двух совхозов и колхоза, это невостребованные земельные доли пайщиков. Согласен в части оборудованием площадками для сбора твердых коммунальных отходов, однако считает, что первоначально необходимо решить вопрос об оборудовании указанными площадками территорий жилых зон поселений. Сектором землепользования МУ Комитета по развитию инфраструктуры Администрации МО «Бичурский район» было произведено выездное обследование, в результате которого были уточнены координаты местоположения несанкционированных свалок, суду представлена сравнительная таблица координат расположения несанкционированных свалок.

Представитель ответчика глава Администрации МО СП «Потанинское» Прокушева И.Ю. заявленные исковые требования прокурора <адрес> признала частично, суду пояснив, что уборка территории кладбища у них организована, мусор складывается в мешки и вывозится, однако согласно с необходимостью оборудования площадок для сбора мусора твердым покрытием.

Представитель глава МО СП «Шанагинское» Раднаев С.Д. заявленные исковые требования признал частично, пояснив суду, что у них на территории поселения одно кладбище, они организуют уборку кладбища весной и осенью, там у них порядок, у них имеются железные бочки для сбора мусора.

Представитель ответчика Администрации МО-СП «Хонхолойское» Бадмажапова Р.Ж. заявленные исковые требования прокурора признала в части бетонирования площадок для сбора мусора твердым покрытием.

Представитель ответчика МО СП «Посельское» Паньков А.С. согласен с заявленными требованиями в части бетонирования площадок для мусора на кладбищах, у них на одном кладбище яма для мусора, на двух других установлены ящики.

Представитель ответчика МО СП «Шибертуйское» Шоймполов Ц.Ш. суду пояснил, что у них на территории поселения 5 кладбищ, 2 бурятских, остальные русские, на всех кладбищах сделаны или ямы для складирования мусора, или установлены емкости, с определенной периодичностью мусор вывозится.

Представитель ответчика МО СП «Мало-Куналейское» Воронцов И.Н. заявленные исковые требования признал частично, пояснив суду, что на кладбищах у них установлены ящики для сбора мусора, которые периодически вывозятся, площадку для сбора мусора согласны сделать, если будет соответствующие финансирование.

Представитель ответчика Администрации МО-СП «Бичурское» - Зояркин А.Д., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснив суду, что считает, что приоритетным является оборудование контейнерных площадок для сбора мусора на территориях населенных пунктов, где необходимость вывоза мусора имеется постоянно, а не в зоне кладбищ, где такая необходимость носит сезонный характер.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО1 суду пояснила, что она работает главным специалистом сектора землепользования, комитета по развитию инфраструктуры Администрации МО «Бичурский район», что ею была проведены обследования земельных участков-мест несанкционированных свалок, согласно координат, указанных в исковом заявлении прокурора Бичурского района, были не соответствии в указанных координатах в минутах и секундах. Ею сделана сравнительная таблица по результатам обследования.

04 октября 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Республики Бурятия, в качестве третьего лица по делу Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.

24 ноября 2023 года протокольным определением в качестве соответчиков привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство Природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.

Представитель ответчика-Министерство финансов Республики Бурятия С.А.Меркулова заявленные исковые требования прокурора Бичурского района не признала, представив письменное возражение, указав, что в компетенцию Минфина не входит обустройство контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов, организация ликвидации мест несанкционированного размещения отходов. Считает, что Минфин РБ является ненадлежащим ответчиком по указанному делу.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятии Ханхасаева В.В. в отзыве на исковое заявление исковые требования не признала, считает, что Минприроды РБ является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, Минприроды является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, разрабатывает и реализует государственные программы РБ в области обращения с отходами, ликвидация несанкционированных свалок, как и финансирование работ по их ликвидации не относится к полномочиям Минприроды РБ. В силу норм земельного законодательства обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, а равно как и финансирование работ по их ликвидации возложена на собственников(пользователей) земельных участков. Бездействие и ненадлежащее исполнение со стороны АМО «Бичурский район» обязанностей по принятию мер по организации деятельности по обращению с отходами в границах сельского поселения привело к формированию и накоплению мест несанкционированного размещения отходов и нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории сельского поселения.

Представитель Минприроды России Е.С. Егорова, действующая на основании доверенности, представила письменные возражения, сообщив, что Минприроды России не уполномочено на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, действующим законодательством на Минприроды России не возложена обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов. В соответствии с положениями Земельного Кодекса РФ меры по недопущению загрязнения земельных участков, а соответственно и обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возложены на собственников(пользователей) земельных участков. Поскольку Минприроды России не является собственником спорных земельных участков, оснований для возложения на Министерство обязанности по ликвидации спорной несанкционированной свалки отсутствует. Поскольку спорная несанкционированная свалка расположена на землях собственность на которые не разграничена, исходя из положений ст.13,16,42 Земельного Кодекса РФ, пунктов 5.1,5.8,5.37,5.47 Положения о Федеральном агентстве по управлению Федеральным имуществом, интересы Российской Федерации должен представлять Росимущество и его территориальные органы. В Постановлении Конституционного суда РФ от 30.05.2023 №27-П указано на возможность принятия судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в случае когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, в таком решении должно быть указано на условия выполнения органами местного самоуправления муниципальных образований данной обязанности, в т.ч. на минимально допустимый, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Конституционный суд РФ в указанном постановлении не определил, что указанное софинансирование осуществляется Минприроды России. Минприроды полномочиями по софинансированию из федерального бюджета ликвидации мест несанкционированного размещения отходов не наделено, а следовательно является не надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

        В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.14 части 1 пункта 22 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения является организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального Закона №8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел(останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел(останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенных для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 и пунктом 1 статьи 18 данного федерального закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении санитарно-противоэпидемических( профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое( асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое(асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метр.

        Суд, учитывая вышеизложенное, принимая во внимание что главы сельских поселений Шибертуйское, Посельское, Хонхолойское, Бичурское, Потанинское, Малокуналейское, Хонхолойское заявленные исковые требования прокурора Бичурского района признали, считает необходимым удовлетворить заявленные требования об обустройстве контейнерными площадками территории кладбищ, для сбора твердых коммунальных отходов, распложенных на территориях данных сельских поселений, путем оборудования указанных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии санитарно-эпидемиологическим законодательством в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

        В соответствии со ст.42,58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.

Требованиями статьи 3 указанного закона установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 10), а также устанавливает требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (статья 51).

Согласно ст.3 Федерального Закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды-один из основных принципов и приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами.

       Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ землепользователи, являются они собственниками земель или нет, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Положениями статьи 13 Земельного Кодекса РФ установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных(вредных воздействий), в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В силу Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 22).

В п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Из содержания п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

     В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 30 мая 2023 года №27-П именно муниципальные образования рассматриваются как субъекты, непосредственно ответственные за содержание (в том числе за недопущение размещения отходов) не только земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, но и расположенных в границах этих муниципальных образований земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретным пользователем. В связи с этим на них возлагается безусловная обязанность обеспечить за счет средств местного бюджета финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, образовавшихся на этих землях и земельных участках.

Судом установлено, и из материалов дела следует, что прокуратурой Бичурского района Республики Бурятия в ходе совместной выездной проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления (о несанкционированном размещении свалок) проведенной ДД.ММ.ГГГГ пом.прокурора Бичурского района Хобраковым М.Б. и старшим государственным инспектором Республики Бурятия в области охраны окружающей среды Свидетель №1, выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территориях МО Бичурский район» южнее с.Хонхолой, южнее с.Шанага, к юго-западу от с.Потанино, к востоку от с.Шибертуй, к юго-западу от с.Малый Куналей, севернее с.Поселье, к северо-востоку от село Бичура. Представитель Администрации МО «Бичурский район», Лизунов А.М., главы сельских поселений МО СП «Потанинское» Прокушева И.Ю., МО СП «Шанагинское» Раднаев С.Д.,МО-СП «Хонхолойское» Бадмажапова Р.Ж., МО СП «Посельское» Паньков А.С., МО СП «Шибертуйское» Шоймполов Ц.Ш., МО СП «Мало-Куналейское» Воронцов И.Н., представитель ответчика Администрации МО-СП «Бичурское» - Зояркин А.Д. не отрицали факт нахождения в указанных местах на территориях их сельских поселений несанкционированных свалок.

      Суд учитывает, что со стороны администрации МО «Бичурский район» не были предприняты все необходимые меры для установления лиц, являющихся ответственными за организацию несанкционированных свалок, а также ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду. Суд считает необоснованными доводы представителя ответчика Администрации МО «Бичурский район» о том, что территории несанкционированных свалок, расположенных в МО СП «Мало-Куналейское», МО СП «Посельское», «Шибертуйское» принадлежат бывшим сельскохозяйственным предприятиям совхозу имени Дзержинского, колхозу «Победа», совхозу «Бичурский» и находятся в невостребованной общедолевой собственности граждан, каких-либо доказательств данного обстоятельства суду не представлено.

     Руководствуясь при рассмотрении дела положениями Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", суд приходит к выводу, что организация сбора, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов относится к полномочиям муниципального района, соответственно, ответственным органом по устранению несанкционированных мест накопления твердых коммунальных отходов и строительного мусора на земельных участках, расположенных в границах Бичурского района, Республики Бурятии, собственность на которые не разграничена, является администрация муниципального образования Бичурский район Республики Бурятии, поэтому требования прокурора в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования «Бичурский район» в срок не позднее 1 года произвести ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов на территориях сельских поселений Бичурское, Малокуналейское, Посельское, Шибертуйское, Хонхолойское, Потанинское, Шанагинское подлежат удовлетворению.

      Разрешая заявленные требования прокурора в части возложения обязанности обеспечить финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу на Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и на Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, суд приходит к следующим выводам.                                    В силу части 5 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1- ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений не допускаются.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 N 27-П положения статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Закона N 7-ФЗ, пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктов 16 - 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами ) подлежат пересмотру в установленном порядке.     В указанном постановлении Конституционный Суд указал, что, органы местного самоуправления не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых (разместившее их лицо) не установлен, если такие места обнаружены на расположенных в границах соответствующих муниципальных образований земельных участках, находящихся в государственной собственности, и при этом не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования. Кроме того, наделение органов местного самоуправления полномочиями в отношении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и тем самым возложение на них обязанности действовать от имени "государственного" собственника не могут рассматриваться как достаточное основание для возложения на эти органы всей полноты ответственности за ликвидацию обнаруженных на таких землях и земельных участках мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

В силу статей 2 и 42 Конституции Российской Федерации задача по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов имеет общегосударственное значение, а поэтому в ее решении должны участвовать органы всех уровней публичной власти-как действующие от лица государства. Решение данной задачи не может быть возложено лишь на органы местного самоуправления и осуществляться исключительно за счет средств местных бюджетов. В соответствии с указанным постановлением Конституционного суда РФ Федеральному законодателю надлежит внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности. Впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование государственная собственность на которые не разграничена. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности; из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (в редакции от 05.10.2023 года), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, в области обращения с животными, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), охраны атмосферного воздуха, федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляет, в том числе функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций. Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Бурятия", утвержденного Постановлением Правительства РБ от 09.03.2007 N 65, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования, воспроизводства и охраны (защиты) природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, объекты животного мира и среду их обитания, в области охоты, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по участию в выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, особо охраняемых природных территорий регионального значения и государственной экологической экспертизы, охраны атмосферного воздуха, в области лесных отношений исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг в пределах предоставленных полномочий.

      С учетом приведенной позиции Конституционного суда Российской Федерации суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, на вышеуказанных земельных участках, расположенных в границах МО СП «Бичурское», Мало-Куналейское», «Посельское», «Потанинское», «Хонхолойское», «Шанагинское», Шибертуйское».

       С учетом изложенного, в качестве надлежащих ответчиков по требованиям об обеспечении финансирования по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов па земельных участках, государственная собственность па которые не разграничена, суд определяет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, которые являются главными распорядителями бюджетных средств по реализации возложенных на указанные Министерства функции, при этом суд учитывает, что на момент рассмотрения заявленных требований, соответствующие изменения в правовое регулирование не внесены.

      При таких обстоятельствах, требования прокурора, заявленные к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Республики Бурятия удовлетворению не подлежат.

Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Бичурского района Республики Бурятия удовлетворить.

1. Обязать администрации муниципальных образований сельских поселений «Бичурское», Малокуналейское», «Посельское», «Потанинское», »Хонхолойское», «Шанагинское»,«Шибертуйское» обустроить контейнерными площадками территории кладбищ для сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории сельского поселения, путем оборудования указанных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии санитарно-эпидемиологическим законодательством в в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

2. Обязать Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия и произвести финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в границах следующих кадастровых кварталов:

1. На территории МО СП «Бичурское» кадастровый квартал , на площади примерно 12000 кв.м. с координатами ;

2. На территории МО СП «Малокуналейское» кадастровый квартал , на площади примерно 10000 кв.м. с координатами .

3. На территории МО СП «Посельское» кадастровый квартал на площади примерно 2000 кв.м. с координатами

4. На территории МО СП «Потанинское» кадастровый квартал , на площади примерно 12000 кв.м. с координатами .

5. На территории МО СП «Хонхолойское» границах кадастровых кварталов и , на площади примерно 10 000 кв.м. с координатами

6. На территории МО СП «Шанагинское» кадастровый квартал , на площади примерно 5000 кв.м. с координатами .

7. На территории МО СП «Шибертуйское» кадастровый квартал , на площади примерно 12000 кв.м. с координатами .

9. Обязать администрацию муниципального образования «Бичурский район» в срок не позднее 1 года произвести ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов в границах следующих кадастровых кварталов:

1. На территории МО СП «Бичурское» кадастровый квартал , на площади примерно 12000 кв.м. с координатами ;

2. На территории МО СП «Малокуналейское» кадастровый квартал , на площади примерно 10000 кв.м. с координатами .

3. На территории МО СП «Посельское» кадастровый квартал на площади примерно 2000 кв.м. с координатами

4. На территории МО СП «Потанинское» кадастровый квартал , на площади примерно 12000 кв.м. с координатами .

5. На территории МО СП «Хонхолойское» границах кадастровых кварталов и , на площади примерно 10 000 кв.м. с координатами

6. На территории МО СП «Шанагинское» кадастровый квартал , на площади примерно 5000 кв.м. с координатами .

7. На территории МО СП «Шибертуйское» кадастровый квартал , на площади примерно 12000 кв.м. с координатами .

В удовлетворении требований к Министерству финансов Российской федерации, Министерству финансов Республики Бурятия отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Бичурского районного суда РБ                                             Н.А. Соболева

Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2023 года

2-334/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Бичурского района
Ответчики
Администрация МО СП "Шибертуйское"
Администрация МО СП "Малокуналейское"
Министерство финансов по Республике Бурятия
Администрация МО "Бичурский район"
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия
Министерство Финансов России
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Администрация МО СП "Посельское"
Администрация МО СП "Шанагинское"
Администрация МО СП "Бичурское"
администрация МО СП " Хонхолойское"
Администрация МО СП "Потанинское"
Другие
Зояркин Алексей Дмитриевич
Министерство природных ресурсов по Республике Бурятия
Суд
Бичурский районный суд Республики Бурятия
Судья
Соболева Наталья Александровна
Дело на сайте суда
bichursky.bur.sudrf.ru
25.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2023Передача материалов судье
26.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2023Подготовка дела (собеседование)
31.10.2023Подготовка дела (собеседование)
31.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2023Подготовка дела (собеседование)
04.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее