в„– 2-765/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
01 июня 2018 г. г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Тирановой Л.В.,
с участием помощника прокурора Калининского района Тверской области Солуяновой Е.А.,
истца Степанова Рђ.Р’. Рё его представителя Татарчук Рђ.Р.,
представителя ответчика Федерального агентства по рыболовству Быченковой А.А.,
представителя ответчика Московско-Окского ТУ Федерального агентства по рыболовству Смирнова Ю.В.,
при секретаре Кудряшовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Степанова А.В. к Федеральному агентству по рыболовству, Московско-Окскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о восстановлении на государственной гражданской службе Российской Федерации, признании незаконным и отмене приказа об увольнении, взыскании денежного содержания государственного гражданского служащего за время вынужденного прогула,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Рстец Степанов Рђ.Р’. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј Рє Федеральному агентству РїРѕ рыболовству.
Определением суда в порядке подготовки дела к судебному разбирательству в качестве третьего лица привлечено к участию в деле ООО «ОТП». Протокольным определением суда в качестве соответчика привлечено Московско-Окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
Определениями суда прекращено производство по делу в части требований о возложении на представителя нанимателя обязанности ознакомить истца с заключением по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и за два года, предшествующих отчетному периоду, а также материалами указанной проверки, а также в части признания того, что у истца отсутствовал конфликт интересов при исполнении им должностных обязанностей как в должности заместителя руководителя Верхневолжского территориального управления Росрыболовства, так и в должности заместителя руководителя Московско-Окского территориального управления Росрыболовства, признания, что истцом не нарушались запреты, установленные п. 6 ч. 1 ст.17 Закона о гражданской службе; признания результатов проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Росрыболовства, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Росрыболовства, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Росрыболовством, и урегулированию конфликта интересов, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, недействительными (либо отменить); признании того, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, и за два года, предшествующих отчетному периоду, в отношении истца проведена с нарушениями Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065; взыскания компенсации морального вреда в размере 500 000 руб., в связи с отказом истца от иска в этой части.
В исковом заявлении истец с учетом уточнения требований просит: признать незаконным (отменить) приказ Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства) от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увольнении Степанова А.В.»; восстановить его на должности федеральной государственной гражданской службы заместителя руководителя Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству; взыскать денежное содержание государственного гражданского служащего за время вынужденного прогула, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 273 313 рублей.
В обоснование Степанов А.В. указывает, что приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ №. он был назначен на должность заместителя руководителя Московско-Окского территориального управления Росрыболовства и освобожден от замещаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с утратой доверия по причине возникновения у гражданского служащего конфликта интересов (ч.2 ст.59.2 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данное увольнение незаконно и произведено с нарушением Закона о гражданской службе: основанием для увольнения послужил протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Росрыболовства, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Росрыболовства, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Росрыболовством, и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому Степанов А.В. не соблюдал ограничения, установленные п.6 ст.17 Закона о гражданской службе, что повлекло за собой конфликт интересов, о возможности которого он не уведомил представителя нанимателя. Однако увольнение гражданского служащего в связи с утратой доверия, а именно увольнение гражданского служащего в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, предусмотрено п.1 ч.1 ст.59.1 Закона о гражданской службы. При таких обстоятельствах, наниматель в лице Росрыболовства уволил его по ненадлежащим основаниям. В нарушение Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, истец не ознакомлен с результатами такой проверки, не уведомлен о месте и времени заседания Комиссии, материалы которой явились основанием для проведения заседания Комиссии ДД.ММ.ГГГГ, лишен права представлять и защищать свои интересы в Комиссии.
Протокол заседания РЅРµ содержит сведения РѕР± участии РІ заседании СЃ правом совещательного голоса непосредственного руководителя истца - руководителя РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕ-РћРєСЃРєРѕРіРѕ территориального управления Росрыболовства. РџСЂРё проведении Проверки Рё заседании РљРѕРјРёСЃСЃРёРё должностными лицами Росрыболовства были допущены нарушения нормативных правовых актов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ сфере противодействия коррупции, РІ результате чего были нарушены права истца. Степанов Рђ.Р’. считает факт признания должностными лицами Росрыболовства наличия Сѓ него конфликта интересов РЅРµ соответствующим фактическим обстоятельствам. Проверкой установлено, что РІ С…РѕРґРµ трудовой деятельности, Р° также РїСЂРё исполнении государственных функций транспортное средство - автомобиль Фольксваген, принадлежащий обществу СЃ ограниченной ответственностью «ОТП» истцом РЅРµ использовалось. Расходы РїРѕ эксплуатации транспортного средства, Р° также транспортный налог Рё затраты РЅР° обязательное страхование автогражданской ответственности РЅР° момент проведения заседания РљРѕРјРёСЃСЃРёРё осуществляется РІ полном объеме Р·Р° счет средств РћРћРћ «ОТП». Передача транспортного средства истцу РІРѕ владение либо собственность РЅРµ осуществлялась. Транспортное средство использовалось истцом РІ благотворительных целях, РЅРµ имеющих отношения Рє исполнению должностных обязанностей. После совершенного ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° указанном транспортном средстве ДТП, транспортное средство истцом РЅРµ использовалось. Рспользование транспортного средства РЅРёРєРѕРёРј образом РЅРµ влияло (РЅРµ могло повлиять) РЅР° надлежащее, объективное Рё беспристрастное исполнение истцом должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Р’ силу своего служебного положения истец РЅРµ осуществлял контрольных, распорядительных, организационных либо иных полномочий РІ отношении РћРћРћ «ОТП». Автомобиль Фольксваген Амарок, находящийся РЅР° балансе РћРћРћ «ОТП» РЅРµ предназначен для транспортировки РіСЂСѓР·РѕРІ, подлежащих охлаждению, так как является грузопассажирским Рё РЅРµ оборудован холодильной установкой. РћРћРћ «ОТП» РЅРµ является стороной РїРѕ договорам пользования рыбопромысловыми участками для осуществления промышленного рыболовства, рыбопромысловыми участками для организации любительского Рё спортивного рыболовства, рыбоводными участками, предоставленными для осуществления аквакультуры РЅР° водных объектах рыбохозяйственного значения Тверской области; пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых РЅРµ устанавливается, Рё РїРѕ договорам Рѕ закреплении долей РєРІРѕС‚ добычи (вылова) водных биологических ресурсов РЅР° водных объектах рыбохозяйственного значения Тверской области. РћРћРћ «ОТП» РЅРµ участвовало РІ проводимых РњРћРљРўРЈ торгах (конкурсах, аукционах) РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ пользования рыбоводными участками, РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹ РЅР° выполнение работ РїРѕ искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, стороной РїРѕ договорам пользования рыбоводными участками, рыбопромысловыми участками РЅРµ является. Данные обстоятельства свидетельствуют РѕР± отсутствии Сѓ истца конфликта интересов, стороной которого РѕРЅ является. Одновременно ответчиком были нарушены следующие РЅРѕСЂРјС‹ законодательства Рѕ государственной гражданской службе: РІ нарушение Рї.22 Положения Рѕ проверке истец РЅРµ был своевременно ознакомлен Рѕ проведении РІ отношении него проверки, Р° также истцу РЅРµ было разъяснено право РЅР° проведение РІ случае обращения государственного служащего беседы СЃ РЅРёРј, РІ С…РѕРґРµ которой РѕРЅ должен быть проинформирован Рѕ том, какие сведения, представляемые РёРј РІ соответствии СЃ настоящим Положением, Рё соблюдение каких требований Рє служебному поведению подлежат проверке. Ознакомление СЃ приказом осуществлено СЃ нарушением СЃСЂРѕРєРѕРІ, установленных пунктом 22 Положения Рѕ проверке, РїСЂРё этом запись РЅР° приказе был - «Ознакомлен ДД.РњРњ.ГГГГ» сделана РїРѕРґ давлением должностных лиц Росрыболовства, проводивших Проверку. ДД.РњРњ.ГГГГ истец находился РїРѕ месту службы РІ Рі. Твери. Командирования истца РІ Рі. РњРѕСЃРєРІСѓ РІ указанный день РЅРµ производилось. Нахождение истца РЅР° рабочем месте РїРѕ месту службы подтверждается как данными документооборота РЅР° компьютере рабочего места истца, так Рё свидетельскими показаниями должностных лиц РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕ - РћРєСЃРєРѕРіРѕ территориального управления Росрыболовства. Р’ нарушение Рї.23 Положения Рѕ проверке истец РїРѕ окончании проверки РЅРµ ознакомлен СЃ результатами проверки, Р° также материалами проверки (СЃ соблюдением законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ государственной тайне); РЅРµ проверена достоверность информации РџРђРћ Сбербанк (РІС….в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ) Рѕ соблюдении иных ограничений Рё запретов, требований Рѕ предотвращении или РѕР± урегулировании конфликта интересов Рё исполнение обязанностей, установленных РІ целях противодействия коррупции. Рстцом была предоставлена указанная информация РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· отчета Сбербанка Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ счету карты Visa Gold РїРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ неполучением Банком РѕС‚ Рстца претензий РїРѕ отчету, отчет считается подтверждением указанной РІ нем информации, которую указал истец как достоверную. Р’ нарушение подпункта 6 Рї. 16 Положения Рѕ персональных данных государственного гражданского служащего Рё ведения его личного дела, утвержденного Указом Президента Р Р¤ РѕС‚ 30 мая 2005 РіРѕРґР° в„– 609, РёР· материалов личного дела РЅРµ изъяты РєРѕРїРёРё решений Рѕ наложении РЅР° истца дисциплинарного взыскания после РёС… снятия. Р’ Протоколе отмечены следующие дисциплинарные взыскания РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, ДД.РњРњ.ГГГГ Рё ДД.РњРњ.ГГГГ, РїСЂРё этом, РІ нарушение Рї. 8 Положения, ответчиком РЅРµ установлены СЃСЂРѕРєРё снятия дисциплинарных взысканий РІ соответствии СЃ Рї. 9 СЃС‚. 58 ФЗ Рѕ гражданской службе, сведения Рѕ поощрении истца РёР· материалов личного дела РЅРµ указаны, что РЅРµ дает объективной оценки РѕР± исполнении государственным служащим СЃРІРѕРёС… должностных обязанностей Рё РІРІРѕРґРёС‚ РІ заблуждение членов РєРѕРјРёСЃСЃРёРё.
Рстец Степанов Рђ.Р’ РІ судебном заседании поддержал заявленные требования СЃ учетом РёС… уточнения РїРѕ изложенным доводам Рё основаниям, РїСЂРѕСЃРёР» удовлетворить. РџРѕСЏСЃРЅРёР», что Рѕ проверке, СЃ результатами которой его РЅРµ ознакомили, ему стало известно ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ приезду РІ РњРѕСЃРєРІСѓ, РіРґРµ РёРј датой ДД.РњРњ.ГГГГ внесена РїРѕРґРїРёСЃСЊ. ДД.РњРњ.ГГГГ РѕРЅ получил трудовую РєРЅРёР¶РєСѓ РЅР° СЂСѓРєРё.
Представитель истца Татарчук Рђ.Р. поддержала заявленные требования РїРѕ изложенным доводам Рё основаниям, поддержав письменные пояснения РЅР° РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление, РіРґРµ указано, что Федеральным агентством РїРѕ рыболовству РЅРµ был соблюден РїРѕСЂСЏРґРѕРє применения взысканий Р·Р° коррупционные правонарушения, установленный статьей 59.3 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2004 в„– 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
Представитель ответчика Федерального агентства по рыболовству Быченкова А.А., возражала против удовлетворения требований, указав, что оспариваемый приказ подписан полномочным лицом на основании представленных документов, с протоколом заседании комиссии Степанов А.В. ознакомлен после получения Приказа об увольнении, к которому протокол шел приложением. Указание на ст. 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе» является технической ошибкой, которая до сих пор не исправлена. Поддержала доводы письменного отзыва, где указано, что вывод истца о том, что он был уволен ненадлежащему основанию, не соответствует действительности. Содержащаяся в Приказе Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении Степанова А.В.» ссылка на часть 2 статьи 59.2 Закона государственной гражданской службе указывает не на основание для увольнения, а основание для применения взыскания в форме увольнения в связи с утратой доверия. Основная масса доказательств представляется непосредственно письмами ООО «ОПТ», за подписью генерального директора М.А. Самсонюка без документального подтверждения. Предметом коммерческого интереса ООО «ОТП» может быть и торговля рыбой, выловленной в регионе, добыча которой осуществляется лицами, непосредственно связанными с Верхневолжским территориальным управлением Росрыболовства. ООО «ОТП» не является предприятием, которое каким-либо образом осуществляло благотворительную деятельность, в том числе путем использования имущества в этих целях. Основания для признания недостоверным наличия факта возможного получения государственным гражданским служащим Росрыболовства выгоды от безвозмездного использования транспортного средства, выгоды от освобождения от бремени расходов на содержание транспортного средства, выгоды от освобождения от возмещения ущербов, нанесенному им имуществу двух юридических лиц не имеется. В рамках проверки Росрыболовства ООО «ОТП» сослалось на Договор № купли-продажи товара для целей лизинговой деятельности от ДД.ММ.ГГГГ между Поставщиком и Лизингодателем. Самого Договора лизинга № от ДД.ММ.ГГГГ и иных документов, содержащих цели приобретения данного автомобиля, порядок расчетов, условий перехода Права собственности, иных ограничений ни Комиссии, ни в материалы настоящего дела не представлено.
Представитель ответчика Московско-Окского ТУ Федерального агентства по рыболовству Смирнов Ю.В. оставил разрешение требований на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ООО «ОТП» Кузнецова Н.М. при надлежащем уведомлении третьего лица, в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в отсутствие, поддержав ранее высказанную позицию об обоснованности требований истца.
Выслушав доводы и возражения сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшей требования истца о восстановлении на работе обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи с допущенными нарушениями законов, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, а задачей суда согласно ст. 2 ГПК РФ, является рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Государственная гражданская служба Российской Федерации согласно статье 5 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и статье 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Государственным гражданским служащим в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Названными Федеральными законами (пункт 2 статьи 2 и статья 5 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", часть 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") предусмотрено, что государственная гражданская служба Российской Федерации в частности подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Должности федеральной государственной гражданской службы согласно статье 8 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
Указанные категории дел подлежат разрешению судами в порядке искового производства.
Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.
Как следует из Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденном постановлением правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 444, федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно через территориальные органы, представительства и представителей за рубежом и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными общественными объединениями и иными организациями.
Согласно выписки РёР· ЕГРЮЛ РїРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ, руководителем Федерального агентства РїРѕ рыболовству является Шестаков Р.Р’.
Приказом Федерального агентства по рыболовству (далее — Росрыболовство) от 14 апреля 2016 года №264 постановлено реорганизовать Московско-Окское и Верхневолжского территориальных управлений Росрыболовства путем присоединения Верхневолжского к Московско-Окскому территориальному управлению Росрыболовства.
Согласно выписке РёР· ЕГРЮЛ, Положению Рѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕ-РћРєСЃРєРѕРј территориальном управлении Росрыболовства, утвержденного приказом Росрыболовства в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, управление имеет статус юридического лица, является государственным органом, находящимся РІ подчинении Росрыболовства, территориальным органом Росрыболовства, который создан для осуществления функций РїРѕ контролю (надзору) РІ области рыболовства Рё сохранения биологических ресурсов РЅР° водных объектах рыбохозяйственного значения. Рмущество управления является федеральной собственностью Рё находится РІ его оперативном управлении. Финансовое осуществление деятельности Управления осуществляется Р·Р° счет средств, предусмотренных РІ федеральном бюджете. Установлено, что Приказом Минсельхоза Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РЅР° должность федеральной государственной гражданской службы руководителя РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕ-РћРєСЃРєРѕРіРѕ территориального управления Федерального агентства РїРѕ рыболовству назначен Воротилин Рђ.Р’.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт представляет собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы (часть 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Установлено, что приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ № Степанов А.В. был принят на федеральную государственную службу гражданскую и назначен с ДД.ММ.ГГГГ на должность заместителя руководителя Московско-Окского территориального управления Росрыболовства в порядке перевода из Верхневолжского территориального управления с заключением срочного служебного контракта.
Согласно условиям срочного служебного контракта РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, заключенного РїРѕ 31 июля 201 РіРѕРґР° РЅР° основании вышеназванного приказа, между представителем нанимателя РІ лице заместителя Министра сельского хозяйства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации - руководителя Федерального агентства РїРѕ рыболовству Шестакова Р.Р’. Рё гражданским служащим Степановым Рђ.Р’., последний обязуется исполнять должностные обязанности заместителя руководителя РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕ-РћРєСЃРєРѕРіРѕ территориального управления Росрыболовства РІ соответствии СЃ прилагаемым Рє настоящему служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего. Как предусмотрено Рї. 2 главы II контракта гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства Рё требования Рє служебному поведению, РЅРµ нарушать установленные законом запреты, соблюдать положения Кодекса этики Рё служебного поведения государственных служащих Росрыболовства Рё его территориальных управлений.
Согласно должностного регламента, должность федеральной государственной гражданской службы заместитель руководителя Управления в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О реестре должностей государственной гражданской службы», является должностью федеральной государственной гражданской службы, относящейся группе должностей гражданской службы категории «руководители». Гражданский служащий, замещающий должность заместитель руководителя Управления, назначается на должность и освобождается от должности заместителем Министра сельского хозяйства Российской - Руководителем Федерального агентства по рыболовству в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Заместитель руководителя Управления непосредственно подчиняется руководителю Управления.
Как следует РёР· представленной Р’СЂРёРѕ руководителя РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕ-РћРєСЃРєРѕРіРѕ территориального управления Росрыболовства характеристике РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° РёРјСЏ Степанова Рђ.Р’., последний работает РІ органах рыбоохраны СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё зарекомендовал себя СЃ положительной стороны, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ исполняет должностные обязанности заместителя руководителя РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕ-РћРєСЃРєРѕРіРѕ территориального управления Росрыболовства, РІ должностные обязанности которого включены функции организации Рё координации деятельности структурных подразделений Управления РїРѕ вопросам рыболовства (промышленное, любительское, РІ научных целях Рё РґСЂ.) Рё аквакультуры РІ Рвановской, Вологодской, Костромской, Нижегородской, тверской Рё Ярославской областях, Р° также организации деятельности РїРѕ осуществлению федерального государственного контроля (надзора) РІ области рыболовства Рё сохранения водных биологических ресурсов. Рмеет большой профессиональный опыт, неоднократно РїРѕ распоряжению Федерального агентства РїРѕ рыболовству привлекался Рє работе РєРѕРјРёСЃСЃРёР№ РІ проведении комплексных проверок иных территориальных управлений Росрыболовства. Р’ 2017 РіРѕРґСѓ участвовал РІ плановых комплексных проверках РІ части осуществления органами государственной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (<адрес>) переданных РёРј полномочий РІ области организации, регулирования Рё охраны водных биологических ресурсов. Степанов Рђ.Р’. отличается трудолюбием, высоким чувством ответственности Рё дисциплинированностью. Р’ сложной обстановке проявляет решительность Рё оперативность, быстро принимает правильные Рё выверенные решения РїРѕ спорным Рё сложным вопросам, возникающим РІ процессе работы. Требователен Рє себе Рё подчиненным, принципиален. РџРѕ складу характера выдержан Рё уравновешен. РњРЅРѕРіРѕ внимания уделяет работе СЃ подчиненными, активно передает накопленные профессиональные знания Рё опыт, воспитывает Сѓ РЅРёС… самостоятельность, способствует созданию РІ коллективе Р·РґРѕСЂРѕРІРѕРіРѕ морально-психологического климата. Р’ коллективе пользуется заслуженным авторитетом Рё уважением. Р—Р° образцовое выполнение служебных обязанностей, достижение высоких показателей РІ служебной деятельности награжден благодарностью Федерального агентства РїРѕ рыболовству, почетной грамотой Губернатора Тверской области, почетными грамотами Верхневолжского Рё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕ-РћРєСЃРєРѕРіРѕ территориальных управлений Росрыболовства.
Установлено, что в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 и на основании служебной записки врио начальника Управления правового обеспечения, государственной службы и кадров А.Е. Бурулько от ДД.ММ.ГГГГ Росрыболовством ДД.ММ.ГГГГ издан приказ № о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, и обязательствах имущественного характера за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ и за два года, предшествующих отчетному периоду, представленных в соответствии с Указом Президента Федерации от 18 мая 2009 г. № 559, заместителем Московско-Окского территориального управления Росрыболовства Степановым А.В. В приказе имеется запись об ознакомлении с ним Степанова А.В. ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Федерального агентства по рыболовству от 27 марта 2012 г. N 259 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Росрыболовства и его территориальных органов", во исполнение пункта 4 раздела 2 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. N 21, а также в соответствии с пунктом 10.14 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 444 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2979, N 46, ст. 5337), утвержден Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Росрыболовства и его территориальных органов. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету Росрыболовства и его территориальных органов; принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов. Нарушение государственными служащими положений настоящего Кодекса подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов"
Согласно Положению о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Росрыболовства, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов росрыболовства, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Росрыболовством, и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом Росрыболовства №118 от 27.02.2017 г., основной задачей комиссии является содействие Росрыболовству в обеспечении соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Росрыболовства, федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности руководителей и заместителей руководителя территориальных органов, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; в обеспечении соблюдения работниками организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Росрыболовством, работодателем для которых является руководитель Росрыболовства, ограничений, запретов обязанностей, установленных гражданских служащих, а также требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов; в осуществлении в Росрыболовстве мер по предупреждению коррупции. Комиссия состоит из председателя Комиссии, заместителя председателя, назначаемых руководителем Росрыболовства из числа членов Комиссии, замещающих должности гражданской службы в центральном аппарате Росрыоловства, секретаря и членов Комиссии. Все члены Комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Комиссии.
Основаниями для проведения заседания Комиссии являются: представление руководителем Росрыболовства в соответствии п. 31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 материалов проверки, свидетельствующих: о представлении гражданским служащим (работником) недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 Положения; о несоблюдении гражданским служащим (работником) требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов (Подп «а» п.15); представление руководителя Росрыболовства или любого члена Комиссии, касающееся обеспечения соблюдения гражданским служащим (работником) требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании интересов либо осуществления в Росрыболовстве или подведомственной организации мер по предупреждению коррупции (Подп «в» п.15); представление руководителем Росрыболовства материалов проверки, свидетельствующих о представлении гражданским служащим (работником) недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, иных лиц их доходам» (Подп «г» п.15).
Председатель Комиссии при поступлении к нему информации, имеющей основания для проведения заседания Комиссии, в 10-дневный срок назначает дату заседания Комиссии. При этом дата заседания Комиссии не может быть позднее 20 дней со дня поступления указанной информации; организует ознакомление гражданского служащего (работника), в отношении которого Комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, с информацией, поступившей в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений Росрыболовства, и с результатами ее проверки; заседание Комиссии проводится, как правило, в присутствии гражданского служащего (работника), в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований урегулировании конфликта интересов, или гражданина, замещавшего должность гражданской службы в государственном органе. О намерении лично присутствовать не заседании Комиссии гражданский служащий (работник) или гражданин в обращении, заявлении или уведомлении. Заседания Комиссии могут проводиться в отсутствие гражданского его (работника) или гражданина в случае: если в обращении, заявлении или уведомлении, предусмотренных пунктом «б» пункта 15 настоящего Положения, не содержится указания намерении гражданского служащего (работника) или гражданина лично присутствовать на заседании Комиссии; если гражданский служащий (работник) или гражданин, намеревающиеся лично присутствовать на заседании Комиссии и надлежащим образом извещенные времени и месте его проведения, не явились на заседание Комиссии. На заседании Комиссии заслушиваются пояснения гражданского служащего (работника) или гражданина, замещавшего должность гражданской службы в Росрыболовстве (с их согласия), и иных лиц, рассматриваются материалы по существу вынесенных на данное заседание вопросов, а также дополнительные материалы. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта «а» настоящего Положения, Комиссия принимает одно из следующих решений: установить, что сведения, представленные гражданским служащим в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Положения о проверке, являются достоверными и полными; установить, что сведения, представленные гражданским служащим в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Положения являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае Комиссия рекомендует Министру сельского хозяйства Российской Федерации применить конкретную меру ответственности к гражданским служащим, замещающим должности руководителей территориальных органов Росрыболовства, руководителю Росрыболовства к указанным в настоящем подпункте лицам - конкретную меру ответственности. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце третьем подпункта»а» пункта 15 настоящего Положения, Комиссия принимает одно из следующих решений: а) установить, что гражданский служащий (работник) соблюдал требования. служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов; б) установить, что гражданский служащий (работник) не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае Комиссия рекомендует руководителю Росрыболовства указать гражданскому служащему (работнику) (за исключением гражданских служащих, замещающих должности руководителей ТУ на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, либо применить к работнику конкретную меру ответственности. Решение комиссии оформляется протоколом и носит рекомендательный характер (исключение подп. «б п.15 абз 2). Копии протокола заседания Комиссии в 7-дневный срок со дня заседания отравляются руководителю Росрыболовства, а в отношении руководителей территориальных органов Росрыболовства - Министру сельского хозяйства Российской Федерации, полностью или в виде выписок из него – гражданскому служащему. В случае установления Комиссией признаков дисциплинарного проступка руководителя территориального управления, информация об этом направляется Министру сельского хозяйства для решения вопроса о применении к гражданскому служащему мер ответственности.
В материалах дела имеется решение Калининского районного суда Тверской области от 16 февраля 2017 года (2-31/2017) по гражданскому делу по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Универсал» к САО «ВСК», Степанову А.В., ООО «ОТП» о взыскании недоплаченного страхового возмещения, убытков, расходов по уплате госпошлины, и по встречному исковому заявлению Степанова А.В. к ООО «Частная охранная организация «Универсал», Каширину А.А. о признании договора аренды автомобиля (без экипажа) недействительным, которым установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № под управлением Буцина А.Ю., принадлежащего на праве собственности ООО ЧОО «Универсал», и транспортного средства Фольксваген Амарок, государственный регистрационный знак №, под управлением Степанова А.В., принадлежащего на праве собственности ООО «ОТП».
Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению Федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Росрыболовства, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Росрыболовства, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Росрыболовством, и урегулированию конфликта интересов, ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание под председательством заместителя руководителя Росрыболовства Я.А. Багровой. Основанием для заседания комиссии явилось представление руководителем Росрыболовства материалов проверки в Комиссию (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ №).
Основанием для проведения проверки в отношении Степанова А.В. послужило обращение Генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Универсал» (далее - ООО «ЧОО «Универсал») от ДД.ММ.ГГГГ № (вх. от ДД.ММ.ГГГГ №) о совершенном ДД.ММ.ГГГГ дорожно-транспортном происшествии с участием транспортного средства Volksvagen Amarok, под управлением Степанова А.В., совершившего наезд на стоящее для совершения маневра транспортное средство, принадлежащее ООО «ЧОО «Универсал». В обращении указано, что данное транспортное средство Степанов А.В. получил в бессрочное безвозмездное пользование от ООО «ОТП»), с которым Степанов A.В. не состоит в трудовых отношениях и имеются основания полагать, что автомашина приобреталась лично Степановым А.В. в одном из Московских автосалонов.
Комиссия установила, что в объяснении Степанова А.В. в информации, представленной директором ООО «ОТП» Самсонюком М.А., имеются расхождения: Степанов А.В. указывает, что транспортное средство находится в пользовании его друга Краденова А.А. При этом Самсонюк М.А. сообщил, что автомобиль является собственностью ООО «ОТП» не указывая при этом лицо, в пользовании у которого находится автомобиль; автомобиль использовался Степановым А.В. в том числе, для доставки предметов первой необходимости в государственные учреждения Тверской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а Степанов А.В. поясняет, что на указанном транспортном средстве доставлял продукты и предметы первой необходимости матери Краденого А.А.
Описывая характер коррупционного правонарушения, РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ указала, что дополнительным РІРёРґРѕРј деятельности РћРћРћ «ОТП» ОГРН в„–, РРќРќ/РљРџРџ в„–) РїРѕ Общероссийскому классификатору РІРёРґРѕРІ экономической деятельности РїРѕ кодам 46.38 Рё 46.38.1 является оптовая торговля рыбой, ракообразными Рё моллюсками, консервами Рё пресервами РёР· рыбы Рё морепродуктов. Принимая РІРѕ внимание деятельность РћРћРћ «ОТП», факт выдачи доверенности Степанову Рђ.Р’. РЅР° право управления транспортным средством Volksvagen Amarok, оплату расходов РїРѕ эксплуатации транспортного средства, транспортный налог затраты РЅР° обязательное страхование автогражданской ответственности РІ период действия доверенности, РІ действиях Степанова Рђ.Р’. усматриваются признаки нарушения пункта 6 статьи 17 Федерального Закона РѕС‚ 27 июля 2004 Рі. в„– 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации». Несоблюдение названного ограничения повлекло Р·Р° СЃРѕР±РѕСЋ конфликт интересов, возможности возникновения которого Степанов Рђ.Р’. РЅРµ уведомил представителя нанимателя.
Кроме того, комиссия указала, что в результате анализа сведений, поступивших из ПАО Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что остаток по счету №, дата открытия ДД.ММ.ГГГГ, вид счета Visa Gold на конец периода составлял 13 210,68 руб. Согласно поданной Степановым А.В. справки о доходах, расходах, и об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ остаток по данному счету составлял 10 325,68 руб. с указанием даты открытия счета ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует информации, представленной ПАО Сбербанк.
На основании представленных материалов, Комиссией сделан вывод, что факт совершения Степановым А.В. коррупционного проступка, выразившегося ь нарушении запрета, установленного пунктом 6 статьи 17 Закона о противодействии коррупции, повлекшего за собой конфликт интересов, подтвержден.
Учитывая характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей, Комиссия внесла рекомендацию заместителю Министра сельского хозяйства – руководителю Росрыболовства применить к Степанову А.В. меру дисциплинарного взыскания в виде увольнения с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия.
Установлено, что на основании протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № Росрыболовством издан приказ об увольнении Степанова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ №-л, удостоверенный подписью руководителя Росрыболовства, согласно которому действие служебного контракта со Степановым А.В. прекращено и последний освобожден от замещаемой должности федеральной гражданской службы и уволен с ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой доверия по причине возникновения у гражданского служащего конфликта интересов (ч.2 ст.59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с чем, в трудовую книжку на имя истца ДД.ММ.ГГГГ внесена запись №. Данный приказ сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ направлен в адрес руководителя Московско-Окского территориального управления для ознакомления с ним Степанова А.В. и, согласно рукописной отметки, копию приказа получена главным специалистом-экспертом отдела ГС и кадров Данилиным В.А. ДД.ММ.ГГГГ, трудовая книжка выдана работнику в день увольнения.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
В целях реализации мероприятий противодействия коррупции законодательством Российской Федерации, регламентирующим правовые, организационные основы государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной службы, установлена дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений.
В соответствии со статьей 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.
Частью 1 статьи 59.2 названного Федерального закона установлено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности; и др.
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий (часть 2 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Названные взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается: на государственных и муниципальных служащих; на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы (часть 3.2 статьи 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в связи с несоблюдением ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (пункт 1 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В соответствии со ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись. Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать обстоятельства, приводимые в обоснование заявленных требований или возражений. Предусмотренная законом обязанность по доказыванию сторонам разъяснялась судом, поэтому при принятии решения суд учитывает только те доказательства, которые были представлены в судебном заседании.
По делам о признании увольнения незаконным (восстановлении на работе), обжаловании дисциплинарных взысканий обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения, обоснованность привлечения работника к дисциплинарной ответственности возложена на работодателя.
Установлено, что в трудовую книжку на имя истца 01.08. 2016 года на основании приказа об увольнении Степанова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ № внесена запись №, в которой указано об освобождении Степанова А.В. от замещаемой должности федеральной гражданской службы и его увольнении в связи с утратой доверия по причине возникновения у гражданского служащего конфликта интересов (ч.2 ст.59.2 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данная формулировка полностью воспроизведена из приказа об увольнении. Вместе с тем, указывая причину прекращения трудового договора, работодатель сослался на ненадлежащую часть статьи федерального закона (ч.2 ст.59.2 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), согласно которой увольнению в связи с утратой доверия подлежит представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий. Основания увольнения в связи с утратой доверия гражданского служащего установлены частью 1 статьи 59.2 названного Федерального закона.
В опровержение доводов представителя Росрыболовства, работодателем в нарушение требований ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации указана ненадлежащая норма закона, сведений о внесении в установленном порядке в трудовую книжку соответствующих записей не представлено.
В п.6 ч.1 ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлены запреты, связанные с гражданской службой, а именно получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Пунктом 3 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" установлены ограничения, в том числе и на получение, в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей, не предусмотренных законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц.
Как следует из копии ПТС, договора лизинга и акта приема-передачи транспортного средства, автомобиль <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска относится к типу грузовой-бортовой, имеет идентификационный номер (VIN) №, передан ДД.ММ.ГГГГ ООО «ФБ –Лизинг» (лизингодатель) ООО «ОТП» (лизингополучатель) на основании договора №. Согласно полиса ОСАГО застрахована гражданская ответственность ООО «ОТП» (собственник) на страховые случаи в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации, предоставленной директором ООО «ОТП» в федеральное агентство по рыболовству, организация занимается снабжением хлебозаводов, пекарен, кондитерских производств сырьем для производства хлебобулочных и кондитерских изделий, таким как дрожжи хлебопекарные, маргарин, масло растительное, изюм, мак, кунжут и т.п. Мясная, рыбная продукция в ассортименте реализации компании не присутствует. Автомобиль <данные изъяты> идентификационный номер (VIN) №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный знак № находится в собственности общества, приобретен для производственных нужд организации по договору купли-продажи товара для целей лизинговой деятельности на основании договора лизинга № от ДД.ММ.ГГГГ, и не предназначен для транспортировки грузов, подлежащих охлаждению, поскольку является грузопассажирским и не оборудован холодильной установкой. В ДД.ММ.ГГГГ Степанову А.В. выдавалась стандартная доверенность на право управления указанным транспортным средством сроком на 1 год. По просьбе директора ООО «ОТП» по указанной доверенности Степанов А.В. в ДД.ММ.ГГГГ на безвозмездной основе несколько раз осуществлял доставку предметов первой необходимости пожилым людям, а также в государственные учреждения Тверской области для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в свои выходные дни. Передача ему автомобиля в распоряжение, владение и пользование не осуществлялась, договоры о передаче в пользование транспортного средства Степанову А.В. не заключались. В ДД.ММ.ГГГГ доверенность на управление транспортным средством Степанову А.В. не выдавалась. Расходы по эксплуатации транспортного средства, а также транспортный налог и затраты на обязательное страхование автогражданской ответственности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляются полностью за счет организации.
Как следует из информации Московско-Окского ТУ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ОТП» не участвовало в проводимых Управлением торгах (конкурсах, аукционах) на право заключения договора пользования рыбопромысловыми участками. Управление с ООО «ОТП» договоры на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, договоры пользования рыбоводным участком, а также договоры о предоставлении рыбопромыслового участка не заключало. ООО «ОТП» не является (не являлось) стороной по действующим договорам пользования рыбопромысловыми участками для осуществления промышленного рыболовства, рыбопромысловыми участками для организации любительского и спортивного рыболовства, рыбооводными участками, предоставленными для осуществления аквакультуры на водных объектах рыбохозяйственного значения Тверской области. ООО «ОТП» не является стороной по договорам пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, по договорам о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения Тверской области. В конкурсах на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов, находящихся в федеральной собственности, в том числе анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб; в конкурсах на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, стороной при заключении договоров об искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения не участвовало и не выступало. ООО «ОТП» не обращалось с заявлениями на оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и внесение изменений в такие разрешения, а также на согласование размещений хозяйственных и иных объектов, внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания; на согласование проектов нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей; на согласование условий использования водного объекта в случае его использования при подготовке и заключении договора водопользования, при подготовке и принятии решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Таким образом, установлено, что суду представлены документы - основания приобретения транспортного средства ООО «ОТП», автомобиль <данные изъяты> идентификационный номер (VIN) №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный знак № находится в собственности общества, последнее несет расходы по содержанию транспортного средства, ООО «ОТП» не участвовало в проводимых Управлением торгах (конкурсах, аукционах) на право заключения договора пользования рыбопромысловыми участками, не является стороной по договорам, не обращалось с заявлениями на оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и внесение изменений в такие разрешения, а также на согласование размещений хозяйственных и иных объектов. Сведений о заключении ООО «ОТП» со Степановым А.В. трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), использовании истцом транспортного средства ходе трудовой деятельности, а также при исполнении государственных функций не имеется. Передача транспортного средства истцу в собственность не осуществлялась.
Оснований не доверять данным сведениям у суда не имеется, доказательств их недостоверности при рассмотрении дела не представлено.
Доводы представителя ответчика Росрыболовства, основанные РЅР° сведениях РёР· Единого реестра субъектов малого Рё среднего предпринимательства, (дополнительный РІРёРґ деятельности РћРћРћ «ОТП» (ОГРН в„–, РРќРќ/РљРџРџ в„–) РїРѕ Общероссийскому классификатору РІРёРґРѕРІ экономической деятельности РїРѕ кодам 46.38 Рё 46.38.1 оптовая торговля рыбой, ракообразными Рё моллюсками, консервами Рё пресервами РёР· рыбы Рё морепродуктов), Рѕ том, что предметом коммерческого интереса РћРћРћ «ОТП» может быть Рё торговля рыбой, выловленной РІ регионе, добыча которой осуществляется лицами, непосредственно связанными СЃ Верхневолжским территориальным управлением Росрыболовства, лишены объективного подтверждения, основаны РЅР° предположении Рё РІ С…РѕРґРµ рассмотрения дела РЅРµ подтверждены.
При рассмотрении дела не установлено, что в силу своего служебного положения истец осуществлял контрольные, распорядительные, организационные либо иные полномочия в отношении ООО «ОТП».
В соответствии с п. 5 ст. 59.3 закона о государственной службе, копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Вместе с тем, истец был уведомлен с нарушением данного срока, что подтверждается письмом Заместителя руководителя Багровой Я.А. в адрес руководителя Московско-Окского ТУ Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением приказа об увольнении, датированным ДД.ММ.ГГГГ за №, истец был ознакомлен с указанным актом только ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3 ст. 59.3 закона о государственной гражданской жбе от 27.07.2004 № 79-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по регулированию конфликтов интересов.
Письмо о совершении коррупционного правонарушения поступило в Федеральное агентство по рыболовству ДД.ММ.ГГГГ, в то время как приказ № о проведении служебной проверки был издан ДД.ММ.ГГГГ. По итогам проведения проверки ответчиком был издан приказ об увольнении Степанова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пункт 23 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 года № 1065 устанавливает обязанность кадровой службы федерального органа исполнительной власти ознакомить государственного служащего с результатами проверки.
В нарушение Подпункта «б» п.19.1, п. 19, п. 22, п.23 Положения о Комиссии, истец не был своевременно уведомлен о месте и времени заседания Комиссии, не выяснялся вопрос об уважительности его отсутствия, истцу не было разъяснено право на проведение в случае обращения государственного служащего беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, по окончании проверки не ознакомлен с результатами проверки, а также материалами проверки, представитель ответчика Росрыболовства не отрицала, что с протоколом заседании комиссии Степанов А.В. ознакомлен после получения Приказа об увольнении в связи с чем, суд приходит к выводу, что истец был лишен права представлять и защищать свои интересы в Комиссии.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Федеральным агентством по рыболовству не был соблюден порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, установленный статьей 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В нарушение подпункта 6 п. 16 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего и ведения его личного дела, утвержденного Указом Президента РФ от 30 мая 2005 года № 609, из материалов личного дела не изъяты копии решений о наложении на истца дисциплинарного взыскания после их снятия.
Как усматривается из протокола заседания комиссии, при рассмотрении вопроса о рекомендации применения дисциплинарного взыскания, в нарушение п. 8 Положения, ответчиком в соответствии с ФЗ о гражданской службе, сведения о не учитывались характеризующие сведения в отношении Степанова А.В., представленные Врио руководителя Московско-Окского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ, указанная информация комиссией не запрашивалась.
В нарушение п. 9 ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», (Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 1 статьи 57настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 статьи 59.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания), оценивая предшествующие результаты исполнения Степановым А.В. должностных обязанностей, комиссия указала на наличие дисциплинарных взысканий от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, (замечание, выговор, замечание), не установив сроки снятия дисциплинарных взысканий
Указав на недостоверность представленных Степановым А.В. сведений об остатке по счету №, дата открытия ДД.ММ.ГГГГ, вид счета Visa Gold, комиссия ненадлежаще учла анализ сведений, поступивших из ПАО Сбербанк, не проверив достоверность информации ПАО Сбербанк.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению о том, что применение дисциплинарного взыскания в виде увольнения с государственной гражданской службы по приказу от ДД.ММ.ГГГГ № носило формальный характер, без объективного документального подтверждения, без полного выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для привлечения истца к ответственности, виновности, тяжести совершенного проступка и соразмерности наказания допущенным нарушениям, а также без должного анализа предшествующих результатов исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей, с нарушением требований нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции.
Таким образом, приказ Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ № об увольнении Степанова А.В. подлежит отмене.
На основании ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться, в частности, незаконного увольнения.
Расчет суммы компенсации за вынужденный прогул, предоставленный истцом и не оспоренный ответчиками, заверенный подписью руководителя ТУ и главного бухгалтера, судом проверен и признан правильным, поскольку при исчислении среднедневного заработка использованы данные о периоде работе, количестве отработанных дней и сумме заработной платы, количества дней, исключенных из расчетного периода (отпуск).
Согласно справке 2-НДФЛ, налоговым агентом в отношении работника является Московско-Окское ТУ, которое осуществляет начисление и выплату заработной платы работнику, в связи с чем, денежное содержание государственного гражданского служащего за время вынужденного прогула, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 273 313, 60 рублей подлежит взысканию с Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
Решение суда о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в службу судебных приставов (статья 396 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статья 211 ГПК РФ, часть 4 статьи 36 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 1 статьи 106 Закона об исполнительном производстве, исполнительный документ о восстановлении на работе считается исполненным при подтверждении отмены приказа (распоряжения) об увольнении (переводе) взыскателя, а также принятия работодателем мер, необходимых для фактического допуска работника к выполнению прежних трудовых обязанностей, включая меры по соблюдению условий допуска к работе по должностям, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне или к работам, при выполнении которых работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и т.п.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования Степанова Рђ.Р’. удовлетворить.
Признать незаконным и подлежащим отмене приказ Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства) от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увольнении Степанова А.В.».
Восстановить Степанова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на должности федеральной государственной гражданской службы заместителя руководителя Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в пользу Степанова А.В. денежное содержание государственного гражданского служащего за время вынужденного прогула, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 273 313, 60 рублей.
Решение в части восстановления на должности федеральной государственной гражданской службы подлежит немедленному исполнению.
Настоящее решение, вступившее в законную силу, является основанием для внесения в трудовую книжку на имя Степанова А.В., записи о восстановлении на государственной гражданской службе.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.
Судья Л.В. Тиранова
Решение в окончательной форме изготовлено 08 июня 2018 года.
Судья Л.В. Тиранова