УИД 11RS0001-01-2024-009537-97 |
Дело № 2-6757/2024 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мосуновой Е.В.,
при секретаре Добровольской Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 17 сентября 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к Рожкиной Светлане Анатольевне о возложении обязанности устранить нарушения,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице ГУ РК «Летское лесничество» обратилось в суд с иском, с учетом уточнений, к Рожкиной С.А. о возложении обязанности устранить нарушения, а именно: вывезти древесину в объеме 27,9586 м? с квартала ... выделов ... лесосеки ... участкового лесничества ГУ «Летское лесничество»; вывезти древесину в объеме 23,78 м? с квартала ... выделов ... лесосеки ... участкового лесничества ГУ «Летское лесничество»; устранить нарушения в срок до ** ** **.
Судом к участию в деле привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, руководитель ГУ «Летское лесничество» Кетов Сергей Васильевич.
Истец, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, с судебное заседание не явился. В судебном заседании, состоявшемся 10 сентября 2024 года, представитель ответчика с исковыми требованиями о вывозе древесины согласился, просил установить срок для вывоза древесины не ранее 01 апреля 2025 года.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 19 декабря 2018 года между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице ГУ «Летское лесничество» и индивидуальным предпринимателем Рожкиной С.А. заключены договоры купли-продажи лесных насаждений №№ ..., расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности на территории Республики Коми, для заготовки древесины.
Индивидуальному предпринимателю Рожкиной С.А. передан в соответствии с договорами:
...
...
...
...
Указанными договорами было предусмотрено, что очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способом: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке и разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий (пункт 8).
Согласно пункту 15 договоров индивидуальный предприниматель Рожкина С.А. приняла на себя обязательство, в том числе, обеспечить вывоз древесины в срок, установленный договорами.
Решением №... от ** ** ** установленный (продленный) срок рубки лесных насаждений, хранения и вывозки древесины установлен с ** ** ** по ** ** **.
При осмотре мест рубок ** ** ** в квартале 25 выделах 23,27 лесосека 6 Слудского участкового лесничества ГУ «Летское лесничество» были выявлены нарушения в виде неудовлетворительной очистки мест рубок от порубочных остатков, на площади 0,3 га и оставление не вывезенной в установленный срок древесины в объеме 27,9586 м?. Участковым лесничим Слудсткого участкового лесничества ГУ «Летское лесничество» был составлен акт осмотра лесосеки №... от ** ** ** и акты о лесонарушении №..., 5/5/11 от ** ** ** соответственно.
При осмотре мест рубок ** ** ** в квартале ... выделе ... лесосека 5 Слудского участкового лесничества ГУ «Летское лесничество» было выявлено нарушение в виде неудовлетворительной очистки мест рубок от порубочных остатков, на площади 0,1 га. Участковым лесничим Слудсткого участкового лесничества ГУ «Летское лесничество» был составлен акт осмотра лесосеки №... от ** ** ** и акт о лесонарушении №... от ** ** ** соответственно.
При осмотре мест рубок ** ** ** в квартале ... выделе ... лесосека 1 Слудского участкового лесничества ГУ «Летское лесничество» были выявлены нарушения в виде неудовлетворительной очистки мест рубок от порубочных остатков, на площади 0,152 га и оставление не вывезенной в установленный срок древесины в объеме 23,78 м?. Участковым лесничим Слудсткого участкового лесничества ГУ «Летское лесничество» был составлен акт осмотра лесосеки №... от ** ** ** и акты о лесонарушении № ... от ** ** ** соответственно.
При осмотре мест рубок ** ** ** в квартале ... выделах ... лесосека 2 Слудского участкового лесничества ГУ «Летское лесничество» было выявлено нарушение в виде неудовлетворительной очистки мест рубок от порубочных остатков, на площади 0,06 га. Участковым лесничим Слудсткого участкового лесничества ГУ «Летское лесничество» был составлен акт осмотра лесосеки №... от ** ** ** и акт о лесонарушении №... от ** ** ** соответственно.
Согласно акту натурного осмотра от 17 мая 2024 года нарушения не устранены.
Индивидуальный предприниматель Рожкина С.А. прекратила деятельность в связи с принятием соответствующего решения ** ** **.
Доказательств, подтверждающих устранение указанных нарушений, ответчиком суду не представлено.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Указанный Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Закона).Статьей 3 Закона предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (статья 34 Закона).
Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, включая установление видов и параметров разрешенного использования лесов; проведение мероприятий по сохранению лесов и по лесоустройству; проведение мероприятий по сохранению природных ландшафтов, природных объектов и природных комплексов; проведение мероприятий по благоустройству лесов и лесных участков (статья 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. При этом граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, первичную обработку, хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (хлыстов, обработанных и необработанных сортиментов и иных лесоматериалов). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 №1614 были утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 10 названных Правил предусмотрено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Однако доказательств, подтверждающих выполнение указанных мероприятий, ответчиком суду не представлено.
В силу статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что ответчик является лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, как покупатель по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенным ** ** ** с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, а также и то обстоятельство, что ответчик не представил доказательств выполнения в полном объеме мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на указанных лесных участках, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.
На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным установить ответчику срок для устранения выявленных нарушений до 01 апреля 2025 года.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета следует взыскать 300 рублей государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН 1101160027) к Рожкиной Светлане Анатольевне (ИНН 110106299742) о возложении обязанности устранить нарушения, удовлетворить.
Обязать Рожкину Светлану Анатольевну (...) в срок до 01 апреля 2025 года осуществить вывоз древесины в объеме 27,9586 м? с квартала ... выделов ... лесосеки ... ... участкового лесничества ГУ «Летское лесничество»; в объеме 23,78 м? с квартала ... выделов ... лесосеки ... ... участкового лесничества ГУ «Летское лесничество».
Взыскать с Рожкиной Светланы Анатольевны (...) в доход бюджета 300 рублей государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Мосунова
Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2024 года