Судья Нечаева Т.Ю. Дело № 33а-1528/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Йошкар-Ола 20 августа 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А.,
судей Лашмановой О.Ю. и Попова Г.В.,
при секретаре Кулагиной Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Одинцова В.И. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 мая
2019 года об удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Йошкар-Оле о взыскании с Одинцова В.И. задолженности по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Петровой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Йошкар-Оле (далее – ИФНС России по г.Йошкар-Оле) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Одинцова В.И. задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за
2016 год в размере 80 рублей, пени в размере 1 рубля 53 копеек, по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2014 год в размере 64 рубля, за 2016 год в размере 178 рублей, пени в размере 3 рублей 41 копейки, транспортному налогу за 2016 год в размере 3791 рубля, пени в размере 72 рублей 47 копеек, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2014 год в размере 8 рублей, за 2016 год в размере 12 рублей, пени в размере 38 копеек.
В обоснование требований указала, что Одинцов В.И. в 2014 году,
2016 году являлся собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>; квартиры по адресу: <адрес>, земельного участка по адресу: <адрес>; транспортных средств ТС1, ТС2. В установленный срок налог на имущество физических лиц, земельный налог за 2014 и 2016 годы и транспортный налог за 2016 год административным ответчиком не был уплачен. Требование об уплате налогов установленные в требовании сроки Одинцов В.И. не исполнил полном объеме.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 мая 2019 года с Одинцова В.И. взысканы в бюджет задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 80 рублей, пени в размере 1 рубля 53 копеек, по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 178 рублей, пени в размере 3 рублей 41 копейки, транспортный налог в размере 3791 рубля, пени в размере 72 рублей 47 копеек, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 20 рублей, пени в размере
38 копеек.
В апелляционной жалобе Одинцов В.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по
г.Йошкар-Оле приводит доводы в поддержку решения суда, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом в соответствии с частью 5 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Поскольку установленных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отложения судебного разбирательства административного дела не имеется, доказательств наличия уважительных причин неявки сторон не представлено, административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Согласно части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Частью 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с частью 1 статьи 389 указанного кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу части 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно положениям статей 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя). В том числе жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения в силу части 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Судом установлено, что Одинцову В.И. в 2014, 2016 годах принадлежали на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>; квартира, расположенная по адресу: <адрес>; земельный участок расположенный по адресу: <адрес>; транспортные средства ТС1, ТС2.
Согласно налоговому уведомлению от 9 сентября 2017 года
<№> административный ответчик в срок не позднее 1 декабря
2017 года должен был уплатить транспортный налог за 2016 год в сумме 3791 рубль, земельный налог за 2014, 2016 годы в общей сумме 20 рублей, налог на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы в сумме 258 рублей, всего на сумму 4069 рублей.
В связи с неисполнением Одинцовым В.И. обязанности по уплате налогов ему направлено требование от 13 февраля 2018 года <№> об уплате налогов в сумме 4069 рублей и пени в сумме 77 рублей 79 копеек, из которых пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 1 рубля 53 копеек, по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 3 рублей 41 копейки, по транспортному налогу в размере 72 рублей 47 копеек, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере
38 копеек, всего в сумме 4146 рублей 79 копеек.
С учетом неисполнения Одинцовым В.И. обязанности по уплате транспортного налога за 2016 год, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы вывод суда первой инстанции об удовлетворении административного иска о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 80 рублей, пени в размере 1 рубля 53 копеек, по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 178 рублей, пени в размере 3 рублей 41 копейки, транспортный налог в размере 3791 рубля, пени в размере 72 рублей 47 копеек, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 20 рублей, пени в размере 38 копеек является правильным.
Довод жалобы о неполучении административным ответчиком уведомления налогового органа об уплате налогов по причине инсульта не подтверждается материалами дела.
Из материалов дела следует, что Одинцову В.И. направлялось требование об уплате налога, пени по состоянию на 13 февраля 2018 года. Факт направления требования в адрес Одинцова В.И. подтверждается списком заказных писем <№> с отметкой почтового отделения о принятии 20 февраля 2018 года. С учетом положений пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование считается полученным адресатом по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Довод апелляционной жалобы о пропуске административным ответчиком срока на обращение в суд основаны на неправильном понимании норм права.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога и пеней подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что в установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 8 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл мирового судьи судебного участка № 9 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 21 сентября 2018 года отменен судебный приказ от 5 сентября 2018 года о взыскании с Одинцова В.И. задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам.
В суд с настоящим административным иском административный истец обратился 12 марта 2019 года, то есть до истечения шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении
Одинцова В.И. о дате и времени рассмотрения дела опровергается материалами дела.
Из дела следует, что о судебном заседании, назначенном на 18 апреля 2019 года на 13 часов 30 минут в задании Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл, расположенном по адресу: г.Йошкар-Ола,
ул.Эшпая, д.131, каб.6, Одинцов В.И. был извещен по телефону <...>
4 апреля 2019 года, о чем секретарем составлена телефонограмма <№>.
18 апреля 2019 года судебное заседание было отложено на 14 мая
2019 года на 14 часов 50 минут в связи с неявкой ответчика. Об отложении рассмотрения дела Одинцов В.И. извещен 22 апреля 2019 года телефонограммой по указанному номеру телефона.
Данный способ извещения соответствует положению части 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которой лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Судебная корреспонденция, направляемая Одинцову В.И. по адресу его регистрации, возвращалась в суд с отметкой на конверте об истечении срока хранения.
При наличии сведений о надлежащем извещении Одинцова В.И. (телефонограммой) о судебном заседании с учетом направления ему корреспонденции посредством почтовой связи и неполучения им извещения по обстоятельствам, зависящим об самого Одинцова В.И., рассмотрение дела судом без участия в судебном заседании административного ответчика соответствует требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не является нарушением норм процессуального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, обстоятельства, имеющие значение для административного дела, определены судом правильно, выводы сделаны с учетом обстоятельств дела, установленных
на основании представленных доказательств, которым дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Одинцова В.И. – без удовлетворения.
Председательствующий О.А.Петрова
Судьи О.Ю.Лашманова
Г.В.Попов