РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 октября 2017 года город Мезень
Лешуконский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего судьи Сауковой Н.В.,
при секретаре Поповой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидорова Геннадия Алексеевича к администрации муниципального образования «Мезенский муниципальный район», Министерству строительства и архитектуры Архангельской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата в 2017 году на состав семьи из трех человек,
УСТАНОВИЛ:
Сидоров Г.А. обратился в суд, в последнем виде исковых требований, к администрации муниципального образования «Мезенский муниципальный район» (далее по тексту - администрация МО «Мезенский район»), Министерству строительства и архитектуры Архангельской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата в 2017 году на состав семьи из трех человек. В обоснование заявленных требований указал, что после смерти ФИО1, которой принадлежало право на получение государственного жилищного сертификата, он как член ее семьи является основным получателем жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 октября 2002 года № 125 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В конце 2016 года администрацией МО «Мезенский район» он был проинформирован о том, что наступила их очередь на получение государственного жилищного сертификата. В связи с этим, 10 ноября 2016 года обратился с заявлением в администрацию МО «Мезенский район» о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на него, дочь ФИО12, правнучку умершей ФИО1 -ФИО4 На заседании комиссии администрации «Мезенский район» по рассмотрению заявлений граждан на предоставление субсидий на строительство или приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о включении Сидорова Г.А. в гарантийное письмо, подтверждающее право граждан на получение государственного жилищного сертификата и направлении его учетного дела в Министерство строительства и архитектуры Архангельской области. Считает, что гарантийным письмом администрация МО «Мезенский район» подтвердила его право и готовность на получение государственного жилищного сертификата. Однако государственный жилищный сертификат ему до сих пор не выдан. Просит признать право на получение государственного жилищного сертификата в 2017 году на состав семьи из трех человек.
В судебном заседании представитель истца Воронцова Т.А. пояснила, что в ноябре 2016 года администрацией МО «Мезенский район» учетное дело было направлено в Министерство строительства и архитектуры Архангельской области. В декабре 2016 года в выдаче государственного жилищного сертификата истцу было отказано по причине того, что решениями Лешуконского районного суда Архангельской области от 22 января 2015 года и 10 мая 2016 года членами семьи умершей ФИО1 были признаны помимо истца, ФИО12 (его дочери), ФИО4 (правнучки умершей ФИО1), также ФИО5 (его супруга, невестка умершей ФИО1), ФИО13 (внучка умершей ФИО1). Однако, в личном деле нотариально заверенная доверенность, выданная Сидорову Г.А. совершеннолетними членами семьи о согласии, что получателем жилищной субсидии будет являться истец, отсутствовала. Кроме того, в заявлении истца не были включены ФИО5 и ФИО13, не предоставлены выписки из Росреестра о правах на имевшиеся у них объекты недвижимого имущества. В январе 2017 года указанные недостатки были устранены, им представлена нотариальная доверенность от совершеннолетних членов семьи и заявления ФИО5 и ФИО13 об отказе участия в программе. Между тем, в выдаче сертификата вновь было отказано по причине того, что очередность учетного дела перенесена по дате наступления права на переход в категорию «Инвалиды», а именно с даты, когда у умершей ФИО1 была установлена инвалидность. Полагает, что истцу не может быть отказано в выдаче жилищного сертификата в 2017 году, поскольку администрация МО «<адрес>» надлежащим образом не проинформировала истца о том, какие документы были необходимы. После устранения указанных недостатков, истцу было отказано по другой причине, в связи с изменением очередности. Полагает, что поскольку право на получение государственного жилищного сертификата принадлежало умершей ФИО1, длительное время администрация МО «<адрес>» признавало право ФИО1 состоять в очереди «инвалиды» по дате и номеру первоначального заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, а в 2016 году признало право членов ее семьи на включение в сводный список граждан получателей государственных жилищных сертификатов в 2017 году, после смерти ФИО1, очередность учетного дела не могла быть пересмотрена. Просит исковые требования удовлетворить, признать право за ФИО2 на получение государственного жилищного сертификата в 2017 году на состав семьи из трех человек (истца, ФИО12, ФИО6).
В судебное заседание истец Сидоров Г.А., третьи лица на стороне истца ФИО12, ФИО6 в лице законного представителя ФИО13 не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации МО «Мезенский район» Сахаров А.А. с иском не согласен. Считает администрацию МО «Мезенский район» ненадлежащим ответчиком, поскольку окончательное решение о выдаче жилищного сертификата принимается Министерством строительства и архитектуры Архангельской области. Свои обязанности администрация исполнила, направив в Министерство строительства и архитектуры Архангельской области гарантийное письмо в отношении Сидорова Г.А. и членов его семьи о готовности получить жилищный сертификат, при этом какие документы было необходимо представить, истцу разъяснялось. Позднее, во исполнение представления прокуратуры Мезенского района Архангельской области и письма Министерства строительства и архитектуры Архангельской области, принято решение о приведении очередности граждан в соответствии со статьей 2 Закона № 125-ФЗ, в связи с чем очередность учетного дела ФИО14 перенесена на дату наступления права на переход в категорию «инвалиды» с ДД.ММ.ГГГГ, а не с даты первоначальной постановки на учет в очереди «пенсионеры» -ДД.ММ.ГГГГ, поскольку инвалидность у ФИО14 возникла после изменений в статью 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель соответчика Министерства строительства и архитектуры Архангельской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия. В письменном отзыве указал, что рассмотрев гарантийное письмо администрации МО «Мезенский район», подтверждающее право на получение государственного жилищного сертификата от 15.11.2016 № 1943 в отношении Сидорова Г.А. и учетное дело, в выдаче государственного жилищного сертификата было отказано по причине неполного представления документов. В заявлении Сидорова Г.А. о выдаче государственного жилищного сертификата в качестве членов семьи не включены ФИО5 и ФИО13, признанные таковыми в судебном порядке, а также не предоставлены выписки из Росреестра о правах на имевшиеся у них объекты недвижимости. Кроме того, в личном деле Сидорова Г.А., как получателя жилищной субсидии, отсутствовала нотариально заверенная доверенность, выданная ему другими совершеннолетними членами семьи. Кроме того, прокуратурой Мезенского района была проведена проверка по обращению Барановской В.Н. о нарушении жилищных прав ее отца. В ходе проверки установлено, что участники программы «Жилище», в том числе ФИО1 были переведены из категории «Пенсионеры» в категорию «Инвалиды 1,2 групп, инвалиды с детства» с сохранением очередности, несмотря на то, что право на переход в данную категорию возникло после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В адрес главы администрации МО «Мезенское» было вынесено представление с требованием устранить выявленные нарушения. По итогам рассмотрения представления прокуратуры администрацией было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении очередности граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья». Таким образом, очередность учетного дела ФИО1 № перенесена на дату наступления права на переход в категорию «Инвалиды 1,2 групп, инвалиды с детства» с 03.02.2014. На основании указанного постановления в сводный список граждан - участников подпрограммы на 2017 год внесены соответствующие изменения. В данном списке Сидоров Г.А. числится под № 331, в категории «Инвалиды 1,2 групп, инвалиды с детства». В список получателей государственных жилищных сертификатов в 2017 году, сформированный в пределах установленного лимита средств федерального бюджета, включены граждане по указанной категории, поставленные на учет в 2009 году. Просит отказать в удовлетворении требований Сидорова Г.А.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2002 года № 125 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту - Закон) жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других районах Российской Федерации или нуждающихся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В соответствии со ст.4 названного закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» изложена в новой редакции. В частности, в ст. 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоящего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ вступил в действие с 01 января 2012 года.
Очередность предоставления жилищных субсидий установлена статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ. Данной статьей в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года и пунктом 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879, предусматривалось, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
В действующей редакции статья 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ (вступившей в действие с 01 января 2012 года) и пункт 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предусматривают, что в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящее части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ п. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 879 от 10 декабря 2002 года (далее по тексту - Положение) регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п.5 Положения состав семьи граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок включения граждан в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» и предоставления им государственных жилищных сертификатов определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» (далее по тексту - Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
В силу п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление об участии в подпрограмме.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и предоставляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его.
В соответствии с п. 30 Правил выписки из сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году доводятся до соответствующих органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в списки.
В соответствии с подп. «в» п. 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы в отношении граждан, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и граждан, указанных в подпункте «и» пункта 5 настоящих Правил признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем, установленных федеральным законодательством» по категории «работающие», заведено учетное дело №. С ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 установлена инвалидность, в связи с этим учетное дело перенесено в очередь «инвалиды» с сохранением очередности по номеру и дате подачи первоначального заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Лешуконского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ, № членами ее семьи были признаны: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4,, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Сидоров Г.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 - умерла.
ДД.ММ.ГГГГ Сидоров Г.А. обратился в администрацию МО «Мезенский район» с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения, в связи с тем, что у ФИО1 наступило право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
Комиссией администрации МО «Мезенский район» по рассмотрению заявлений граждан на предоставление жилищных субсидий в рамках программы «Жилище» на 2011-2020 годы было принято решение о включении Сидорова Г.А. в гарантийное письмо от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающее право граждан на получение государственного жилищного сертификата.
Министерством строительства и архитектуры Архангельской области в выдаче государственного сертификата Сидорову Г.А. было отказано в связи с тем, что в заявлении в качестве членов семьи не были включены ФИО5 и ФИО13, не были предоставлены выписки из Росреестра о правах на имевшиеся у них объекты недвижимости. Кроме того, в личном деле Сидорова Г.А., как получателя жилищной субсидии, отсутствовала нотариально заверенная доверенность, выданная ему другими совершеннолетними членами семьи.
Позднее, Министерством строительства и архитектуры Архангельской области в адрес администрации МО «Мезенский район» было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений очередности постановки на учет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ней местностей в соответствии с представлением прокуратуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части незаконного перевода с первоначальной даты постановки на учет ряда граждан - участников подпрограммы из очередности «пенсионеры» в очередность «инвалиды», в т.ч. и умершей ФИО1
Постановлением администрации МО «Мезенский район» от ДД.ММ.ГГГГ № в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории «Инвалиды 1,2 групп, инвалиды с детства» внесены изменения, очередность учетного дела № умершей ФИО1 в очереди «инвалиды» была перенесена с ДД.ММ.ГГГГ (дата первоначальной постановки на учет) на ДД.ММ.ГГГГ год (дата наступления права, в. т.ч. когда была установлена у ФИО9 инвалидность).
14 марта 2017 года Сидоров Г.А. вновь обратился в Министерство строительства и архитектуры Архангельской области с заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата в 2017 году, представив доверенность от ФИО12, ФИО13, ФИО4 о согласии, что получателем жилищной субсидии после смерти ФИО1 будет Сидоров Г.А. и заявления ФИО13 и ФИО5 об отказе в участии программы.
Между тем, Сидорову Г.А. повторно было отказано, но по другим основаниям, именно в связи с тем, что постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ пересмотрена очередность учетного дела умершей ФИО1 в категории «инвалиды». С учетом внесенных изменений, учетное дело № числится под номером 331. В список получателей государственных жилищных сертификатов в 2017 году были включены граждане по категории «Инвалиды 1,2 группы, инвалиды с детства», поставленные на учет в 2009 году, до Сидорова Г.А. в 2017 году очередь не дошла, поскольку право состоять в очереди «инвалиды» у умершей ФИО16 А.И. возникло в 2014 году.
Таким образом, Сидорову Г.А. было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата по причине того, что администрацией МО «<адрес>» пересмотрена очередность учетного дела умершей ФИО1 и согласно новым изменениям в 2017 году очередь не наступила.
Анализируя изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что после внесенных 17 июля 2011 года изменений в ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, администрацией МО «Мезенский район» в нарушение указанной нормы закона произведен перевод учетного дела ФИО1 из категории «работающие» в категорию «инвалиды» по номеру и дате первоначального заявления, а не с момента возникновения права на переход в другую категорию граждан (ДД.ММ.ГГГГ). Между тем, ввиду действий самой администрации МО «<адрес>» семья ФИО1 приобрела ожидания получения государственной жилищной субсидии по категории «инвалиды» по номеру и дате первоначального заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Такое право сохранялось и не оспаривалось уполномоченными органами до смерти ФИО1 При этом суд отмечает, что поскольку право на получение государственного жилищного сертификата принадлежало ФИО1, а у истца, ФИО4, ФИО12, как членов ее семьи, лишь сохраняется право после ее смерти состоять в очереди, суд полагает, что очередность, определенная ошибочно уполномоченными органами, после смерти лица, которому принадлежало право на получение жилищного сертификата, не может быть пересмотрена в сторону ухудшающее положение членов его семьи. Поэтому основанию суд приходит к выводу, что администрация МО «<адрес>» не могла изменить очередность предоставления государственной жилищной субсидии членам семьи умершей ФИО1 в сторону ухудшающих их положение, в связи с чем у Сидорова Г.А., ФИО12, ФИО6 имеется право на получение государственного жилищного сертификата в 2017 году.
Поскольку обязанность по формированию списков граждан, изъявивших желание, получить сертификат в планируемом году с разбивкой по категориям граждан и учет граждан в программе осуществляется органом местного самоуправления, кроме того, очередность учтенного дела № изменена на основании постановления администрации МО «Мезенский район» от 26 января 2017 года № 24, суд удовлетворяет исковые требования истца к администрации МО «Мезенский район».
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца в подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Сидорова Геннадия Алексеевича к администрации муниципального образования «Мезенский муниципальный район» о признании права на получение государственного жилищного сертификата в 2017 году на состав семьи из трех человек удовлетворить.
Признать за Сидоровым Геннадием Алексеевичем право на получение государственного жилищного сертификата в 2017 году на состав семьи из трех человек.
В удовлетворении исковых требований Сидорова Геннадия Алексеевича к Министерству строительства и архитектуры Архангельской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата в 2017 году на состав семьи из трех человек отказать.
Взыскать с администрации муниципального образования «Мезенский район» в пользу Сидорова Геннадия Алексеевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Лешуконский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Саукова