Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2019 года село Песчанокопское
Судья Песчанокопского районного суда Ростовской области Толмачева Н.Р.,
при секретаре Черновой Н.Н.,
с участием истца Тереховой В.В.,
представителя ответчика ГУ УПФ России в городе Сальске Ростовской области (Межрайонное) Бабенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-254/19 по исковому заявлению Тереховой Виктории Викторовны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда России в городе Сальске Ростовской области (Межрайонное) о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в Песчанокопском районе об отказе в назначении досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Терехова В.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в Песчанокопском районе Ростовской области, в котором с учетом уточнения исковых требований просит:
1. признать решение комиссии ГУ УПФ РФ в Песчанокопском районе Ростовской области от №107 от 05.04.2019 незаконным:
а) в части исключения из специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов работы: с 01.05.1992 по 31.12.1992, с 01.02.1994 по 30.03.1995, с 31.03.1995 по 11.08.1995 (декрет), с 05.05.1997 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 31.12.2003, когда истица работала в должности заведующей фельдшерским пунктом х.Терновой Песчанокопской ЦРБ (МБУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района); с 05.09.2005 по 07.11.2005, с 01.09.2010 по 02.11.2010, с 06.09.2015 по 06.11.2015, когда истица находилась на курсах повышения квалификации;
б) в части отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;
2. обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды с 01.05.1992 по 31.12.1992, с 01.02.1994 по 30.03.1995, с 31.03.1995 по 11.08.1995 (декрет), с 05.05.1997 по 31.10.1999, когда истица работала в должности заведующей фельдшерским пунктом х.Терновой Песчанокопской ЦРБ (МБУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района), в льготном исчислении как год и 3 месяца за год работы; включить в специальный стаж периоды с 01.11.1999 по 31.12.2003, когда истица работала в должности заведующей фельдшерским пунктом хутора Терновой Песчанокопской ЦРБ (МБУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района); с 05.09.2005 по 07.11.2005, с 01.09.2010 по 02.11.2010, с 06.09.2015 по 06.11.2015, когда истица находилась на курсах повышения квалификации;
3. обязать ответчика назначить пенсию с момента возникновения права – с 24.11.2018.
В обоснование исковых требований Терехова В.В. указала, что 24.11.2018 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости за осуществление лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании с пп.20 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку на момент обращения ее специальный стаж составил более 25 лет.
Решением ГУ УПФР в Песчанокопском районе №107 от 05.04.2019 Тереховой В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности, поскольку на дату обращения 24.11.2018 продолжительность стажа на соответствующих видах работ составила 14 лет 05 месяцев 16 дней. В специальный стаж истицы не были включены периоды работы:
- с 01.05.1992 по 31.12.1992, с 01.02.1994 по 30.03.1995, с 31.03.1995 по 11.08.1995 (декрет), с 05.05.1997 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 31.12.2003, когда она работала в должности заведующей фельдшерским пунктом хутора Терновой Песчанокопской ЦРБ (МБУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района), так как фельдшерский пункт не поименован в перечне структурных подразделений и организаций, соответствующих требованиям Списков 464, 1066, 781;
- с 05.09.2005 по 07.11.2005, с 01.09.2010 по 02.11.2010, с 06.09.2015 по 06.11.2015, когда она находилась на курсах повышения квалификации, поскольку застрахованное лицо фактически не осуществляло лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (Правила от 11.07.2002 №516).
В соответствии со ст.8 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пп.20 п.1 ст.30 указанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа ибо только в городах, независимо от их возраста.
Для получения пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, необходимо иметь определенный страховой стаж. При этом продолжительность стажа установлена в зависимости от того, где осуществлялась лечебная деятельность, а именно: в сельской местности и поселках городского типа – не менее 25 лет.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В трудовой книжке Тереховой В.В. отражены все периоды ее работы, указанные в иске, в которые она, осуществляя лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, выполняла с 1992 по настоящее время одни и те же трудовые функции в течение рабочего дня в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом.
Ссылаясь на п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии», Терехова В.В. просила учесть, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться исходя из конкретных установленных обстоятельств дела.
Отпуска по беременности и родам (декрет) предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплаченных отпусков.
В стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности иродам, предусмотренном ст.255 ТК РФ, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Ссылаясь на ст.187 ТК РФ, истица считает, что прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности выполняемой работником. На указанные курсы Терехова В.В. направлялась на основании соответствующих письменных приказов руководства. При этом отказ от прохождения курсов повышения квалификации расценивается как нарушение трудовой дисциплины. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялись место работы и средняя заработная плата, поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Повышение квалификации для Тереховой В.В. являлось ее трудовой обязанностью непосредственно связанной с лечебной деятельностью. Оспариваемые периоды подлежат включению в специальный стаж, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение прав истицы на социальное обеспечение.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, периоды работы в должностях, учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), года работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта правил содержатся в абзаце втором п.19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в котором указано, что в соответствии с пп. «а» п.5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности – не менее 25 лет.
При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может засчитан период работы в сельской местности до 01.11.1999 (абз.7 п.19 указанного постановления).
На момент обращения Тереховой В.В. в пенсионный орган она имела специальный стаж более 25 лет необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Терехова В.В. считает, что с учетом оспариваемых периодов ее специальный стаж, дающий право на пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, на 24.11.2018 составил более 25 лет, в связи с чем досрочная пенсия должна быть назначена с 24.11.2018.
В судебном заседании истец Терехова В.В. исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФ России в городе Сальске Ростовской области (Межрайонное) Бабенко Е.В. просит отказать в удовлетворении иска Тереховой В.В. сославшись на его необоснованность.
Представитель третьего лица МБУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района, надлежащим образом уведомленный о времени, дате и месте слушания дела в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела ходатайств не заявлял; в представленном суду отзыве указал, что считает исковые требования Тереховой В.В. обоснованными. 01 января каждого года составлялся список лечебно-профилактических учреждений здравоохранения Песчанокопского района, который подписывался главным врачом, утверждался заведующим райфинотделом или заместителем главы администрации района по экономическим вопросам. Данным списком с 1992 года по настоящее время предусмотрен ФП х.Терновой. Должность заведующего фельдшерским пунктом относится к должности среднего медицинского персонала. За период работы с 01.05.1992 по 31.12.2003 Терехова В.В. работала в МБУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района в должности заведующей фельдшерского пункта х. Терновой, фактически исполняла функции фельдшера,, то есть медицинского работника среднего звена. Должность фельдшера включает в себя работу по оказанию квалифицированной медицинской помощи жителям х. Терновой, в том числе ведение амбулаторного приема, ведение больных на дому, оказание первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях, а также выполнение врачебных назначений, инъекций, профилактических прививок взрослому и детскому населению и другую работу по оказанию лечебно-профилактической помощи населению, что подтверждается анализом медицинских карт амбулаторных больных на обслуживаемом участке за указанный период работы.
Заслушав стороны, рассмотрев материалы дела, судья находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.39).
В силу требований ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно требованиям п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с ч.2 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3.4 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. «н» ч.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» в целях реализации ст.ст.30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются списки должностей м учреждений, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, постановлением Совета Министров РСФМР от 06.09.1991 №464, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 29.01.2004 №2-П, у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с оспариваемыми периодами при проверке законности требований истца подлежат применению постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066, а также постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, действовавшие в оспариваемые периоды времени.
24.11.2018 Терехова В.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда России в Песчанокопском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с требованиями п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ.
Решением УПФР в Песчанокопском районе Ростовской области №107 от 05.04.2019 Тереховой В.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ из-за отсутствия специального стажа требуемой продолжительности (л.д.11-13).
Как следует из решения УПФР в Песчанокопском районе от 05.04.2019 №107, Тереховой В.В. в специальный стаж не были засчитаны следующие периоды работы:
- с 01.05.1992 по 31.12.1992, с 01.02.1994 по 30.03.1995, с 31.03.1995 по 11.08.1995 (декрет), с 05.05.1997 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 31.12.2003, когда Терехова В.В. работала в должности заведующей фельдшерским пунктом хутора Терновой Песчанокопской ЦРБ (МБУЗ ЦРБ Песчанокопского района), поскольку фельдшерский пункт не поименован в перечне структурных подразделений и организаций, соответствующих требованиям Списков №464, №1066, №781; кроме того не подтверждено отнесение этой должности к должности среднего медицинского персонала;
- с 05.09.2005 по 07.11.2005, с 01.09.2010 по 02.11.2010, с 06.09.2015 по 06.11.2015, когда Терехова В.В. находилась на курсах повышения квалификации, поскольку застрахованное лицо фактически не осуществляло лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, со ссылкой на Правила от 11.07.2002 №516.
Указанным решением пенсионного органа установлено, что продолжительность стажа на соответствующих видах работ на дату приобретения права 24.11.2018 составляет 14 лет 05 месяцев 16 дней, что является недостаточным для досрочного пенсионного обеспечения по указанному основанию.
Пенсионное обеспечение медицинских работников до 01.01.2002 регулировалось Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Пунктом 3 указанного Постановления предусмотрено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, согласно которому в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В данном Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности и стаж медицинской работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также в городе.
Вышеназванным Списком предусмотрены должности среднего медицинского персонала, в том числе заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра) и учреждения: больницы всех наименований, фельдшерско-акушерский пункт.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 №377, должность «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер» отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Кроме того, включение в специальный стаж периодов работы среднего медицинского персонала (медицинских сестер) независимо от их наименования в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований (поликлиники, медсанчасти, медицинские кабинеты и пункты и т.д.) предусматривалось действовавшим в спорный период Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года №1397.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Правила исчисления этого стажа. Указанные Списки также состоят из двух разделов, предусматривающих конкретные наименования должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в льготный стаж.
Данным Списком предусмотрены аналогичные должность и наименование структурного подразделения организации «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер».
Исходя из системного толкования нормативных актов следует, что должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом либо Фельдшерским здравпунктом в любом случае должна быть дополнена должностью фельдшера (акушерки, медицинской сестры). При этом должность заведующего фельдшерским пунктом вышеуказанными Списками не предусмотрена.
В силу требований ч.1-2 ст.14 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.11, ст.12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из приказа № от 25.05.1992 главного врача МУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района, Терехова В.В. с 01.05.1992 принята на работу на должность заведующей фельдшерским пунктом х. Тернового на время отпуска по уходу за ребенком Н.Ю.
Представленный истцом диплом № от 25.02.1991 года подтверждает наличие у Тереховой В.В. квалификации «фельдшер».
Согласно записям в трудовой книжке № от 12.10.1987, справке МУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района №533 от 20.05.2009, Терехова В.В., начиная с 01.05.1992 года по настоящее время работает заведующей фельдшерско-акушерским пунктом х. Терновой МБУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района.
Списками учреждений здравоохранения Песчанокопского района Ростовского области с 1992 года по 2001 год подтверждается, что в оспариваемые периоды на территории Песчанокопского района функционировал фельдшерский пункт МУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района х. Терновой.
Из должностной инструкции заведующего фельдшерско-акушерского пункта МУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района следует, что заведующий фельдшерско-акушерским пунктом, в том числе, организовывает лечебно-профилактическую и санитарно-профилактическую работу в соответствии с Положением о ФАП; оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности ФАП; ведет больных на дому; оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях.
Штатным расписанием на 01.01.2002, 01.01.2003 предусмотрена одна должность заведующей ФАП х. Терновой – фельдшер, которая относится к среднему медицинскому персоналу. Других штатных единиц в указанном фельдшерском пункте не предусмотрено.
Представленные истицей документы: приказы главного врача МУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района №482-К от 18.08.1994, №178-К от 05.05.1997, №50-К от 31.01.2000, №468-К от 05.08.1998, №55-К от 06.02.2001, №656-К от 01.11.2002; лицевые счета за 1992 год, лицевые счета за 1992-2001, справка МБУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района Ростовской области от 24.12.2018, свидетельствуют о том, что в оспариваемые истицей периоды ей, как заведующей ФАП х. Терновой (фельдшеру) начислялась заработная плата, оплачивались отпуска, ей предоставлялся отпуск по беременности и родам с 31.03.1995 по 11.08.1995.
В лицевых счета Тереховой В.В. за период с 1992 по 1999 год указано, что заработная плата истцу начислялась, как фельдшеру.
Из отзыва МБУЗ «ЦРБ Песчанокопского района Ростовской области» на исковое заявление Тереховой В.В. следует, что в спорные периоды Терехова В.В. фактически осуществляла лечебную деятельность, что подтверждается картами амбулаторных больных х.Терновой.
Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом в ФАП «ЦРБ» х.Терновой Песчанокопского района в период с 1991 года по настоящее время являлась одновременно и должностью фельдшера, поскольку работа фельдшера на указанной должности осуществлялась одновременно одним работником Тереховой В.В. Должности освобожденного фельдшера в указанном медицинском учреждении не было. Поименованная работодателем в спорные периоды работы должность Тереховой В.В., как заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, являлась единой с должностью фельдшера, различий по их функциональным обязанностям и условиям труда не было.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Тереховой В.В. о включении периодов работы с 01.05.1992 по 31.12.1992, с 01.02.1994 по 30.03.1995, с 31.03.1995 по 11.08.1995 (декрет), с 05.05.1997 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 31.12.2003, когда истица работала в должности заведующей фельдшерским пунктом х.Терновой Песчанокопской ЦРБ (МБУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Кроме того, характер выполняемой истицей работы и занимаемая должность в период с 01.05.1992 по 31.12.1992, с 01.02.1994 по 30.03.1995, с 31.03.1995 по 11.08.1995 (декрет), с 05.05.1997 по 31.10.1999 являются основанием для льготного исчисления стажа работы как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
В соответствии со ст.69 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
В силу п.2 ч.1 ст.72 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пп.8 ч.1 ст.79 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч.1, ч.4 ст. 196 ТК РФ).
Согласно ч.1 ст.10 ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности. Которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами. При условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из указанных положений законодательства, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, несмотря на их отсутствие в Списках и Перечнях, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР №464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066, от 11.07.2012 №156, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
В соответствии с требованиями ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, требованиями ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Минздрава РФ от 09.08.2001 №314 «О порядке получения квалификационных категорий», повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.
О направлении Тереховой В.В. на курсы повышения квалификации в периоды с 05.09.2005 по 07.11.2005, с 01.09.2010 по 02.11.2010, с 06.09.2015 по 06.11.2015 свидетельствуют представленные истицей доказательства:
- свидетельство о повышении квалификации №39426 от 07.11.2005, согласно которому Терехова В.В. с 06.09.2005 по 07.11.2005 находилась на курсах повышения квалификации в ГОУ ДПО «Центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
- свидетельство о повышении квалификации №80567 от 02.11.2010, согласно которому Терехова В.В. с 02.09.2010 по 02.11.2010 находилась на курсах повышения квалификации в ГОУ ДПО «Центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
- удостоверение о повышении квалификации №122150 от 06.11.2015, согласно которому Терехова В.В. с 07.09.2015 по 06.11.2015 находилась на курсах повышения квалификации в ГБОУ ДПО РО «Центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
- приказ МУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района №656-К от 03.09.2005, из которого следует, что руководителем медицинского учреждения Терехова В.В. была направлена в ГОУ ДПО «Центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» на курсы повышения квалификации с 05.09.2005 по 07.11.2005;
- приказ МУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района №652-К от 01.09.2010, из которого следует, что руководителем медицинского учреждения Терехова В.В. была направлена в ГОУ ДПО «Центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» на курсы повышения квалификации с 01.09.2010 по 02.11.2010;
- приказ МУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района №652-К от 01.09.2010, из которого следует, что руководителем медицинского учреждения Терехова В.В. была направлена в ГБОУ ДПО РО «Центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» на курсы повышения квалификации с 06.09.2015 по 06.11.2015;
Согласно справке МБУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района Ростовской области №1073 от 24.12.2018 Терехова В.В. работает в МБУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района Ростовской области в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер с 01.05.1992 по настоящее время; с 05.09.2005 по 07.11.2005, с 01.09.2010 по 02.11.2010, с 06.09.2015 по 06.11.2015 на основании соответствующих приказов направлялась на курсы повышения квалификации; с 01.01.1993 по 31.01.1994, с 12.08.1995 по 05.12.1996, с 06.12.1996 по 04.05.1997 – в отпуске по уходу за ребенком.
Таким образом, периоды с 05.09.2005 по 07.11.2005, с 01.09.2010 по 02.11.2010, с 06.09.2015 по 06.11.2015, когда истица находилась на курсах повышения квалификации, подлежат включению в специальный стаж в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
С учетом включения оспариваемых периодов в специальный стаж, стаж Тереховой В.В. будет достаточным для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Судом установлено, что истица Терехова В.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии и 24.11.2018, в связи с чем именно с этой даты Тереховой В.В. должна быть назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пп.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 №400 «О страховых пенсиях».
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 195-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тереховой Виктории Викторовны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда России в городе Сальске Ростовской области (Межрайонное) о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в Песчанокопском районе об отказе в назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить в полном объеме.
Признать решение комиссии ГУ УПФ РФ в Песчанокопском районе Ростовской области от №107 от 05.04.2019 незаконным в части: исключения из специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов работы: с 01.05.1992 по 31.12.1992, с 01.02.1994 по 30.03.1995, с 31.03.1995 по 11.08.1995 (декрет), с 05.05.1997 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 31.12.2003, когда истица работала в должности заведующей фельдшерским пунктом х.Терновой Песчанокопской ЦРБ (МБУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района); с 05.09.2005 по 07.11.2005, с 01.09.2010 по 02.11.2010, с 06.09.2015 по 06.11.2015, когда истица находилась на курсах повышения квалификации; отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда России в городе Сальске Ростовской области (Межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды с 01.05.1992 по 31.12.1992, с 01.02.1994 по 30.03.1995, с 31.03.1995 по 11.08.1995 (декрет), с 05.05.1997 по 31.10.1999, когда истица работала в должности заведующей фельдшерским пунктом х.Терновой Песчанокопской ЦРБ (МБУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района), в льготном исчислении как год и 3 месяца за год работы; включить периоды с 01.11.1999 по 31.12.2003, когда истица работала в должности заведующей фельдшерским пунктом хутора Терновой Песчанокопской ЦРБ (МБУЗ «ЦРБ» Песчанокопского района); с 05.09.2005 по 07.11.2005, с 01.09.2010 по 02.11.2010, с 06.09.2015 по 06.11.2015, когда истица находилась на курсах повышения квалификации.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда России в городе Сальске Ростовской области (Межрайонное) назначить Тереховой Виктории Викторовне пенсию с момента возникновения права – с 24.11.2018.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Песчанокопский районный суд.
Судья Н.Р.Толмачева
Решение принято в окончательной форме 16 августа 2019 года.