Дело № 2-4424/2023
50RS0048-01-2023-002734-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2023 г. г. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., с участием истца ФИО1, представителя ответчика Администрации г.о. Химки Московской области по доверенности ФИО7, третьего лица ФИО2, при секретаре ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г.о. Химки Московской области о признании незаконным постановления № 417 от 12.05.2022 г., возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий для обеспечения за счет средств федерального бюджета, как пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, третьи лица – ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей – ФИО4, ФИО3, Министерство жилищной политики Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с иском к Администрации г.о.Химки о признании незаконным постановления № 417 от 12.05.2022 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения за счет средств федерального бюджета, как пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, об обязании восстановить на учете нуждающихся и включить в список граждан – участников комплексных мероприятий на 2024 год.
В обоснование указала, что состояла с семьей на учете нуждающихся, однако в участии в ведомственной целевой программе оказания государственной поддержки в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг на 2023 год было неправомерно отказано со снятием с учета нуждающихся.
Администрация г.о.Химки иск не признала по мотивам, изложенным в письменных возражениях, ссылаясь на добровольный переезд истца в зону радиоактивного загрязнения и на то, что семья истца не является малоимущей.
3-е лицо Минжилполитики Московской области иск не признало по аналогичным мотивам, изложенным в письменных возражениях.
3-е лицо ФИО2 в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО3 иск поддержал.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела истец с семьей из 4 человек (истец, ФИО2 (супруг), несовершеннолетние дети ФИО4 и ФИО9) состояли с <дата> на учете нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения за счет средств федерального бюджета с целью получения социальной выплаты для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
02.02.2022 истец подала заявление (рапорт) о включении в состав участников ведомственной целевой программы «оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы «обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальным услугами граждан Российской Федерации».
Письмами Администрации г.о.Химки от 11.04.2022 № 153ТГ-6115/9.10-10 и от 18.04.2022 № 153ТГ-6451/9.10-10 истцу отказано во включении в состав участников ведомственной целевой программы в планируемом 2023 году, как относящейся в категории граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со ссылкой на то, что истец добровольно переселилась в зону радиоактивного загрязнения после 01.01.1994 году.
Постановлением Администрации г.о.Химки от 12.05.2022 № 417 семья истца снята с учета нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения за счет средств федерального бюджета со ссылкой на то, что истец добровольно переселилась в зону радиоактивного загрязнения после 01.01.1994 году.
Согласно п.6 ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие закона, относятся, в числе других, выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В силу п. 7 ст. 17 Закона указанным гражданам предоставляются меры социальной поддержки, в частности обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30.01.2013 № 3-П граждане, подвергшиеся воздействию радиации и добровольно выехавшие на новое место жительства, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий без учета предписания ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, признанным малоимущими.
Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является специальным законом прямого действия, который для постановки граждан на учет нуждающихся не предъявляет требования о признании малоимущим и проживании на территории Московской области не менее пяти лет.
Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении Президиума Московского областного суда от 03.07.2019 № 317 по делу № 44г-184/2019.
Таким образом, соответствующие возражения Администрация г.о.Химки и Минжилполитики Московской области являются несостоятельными.
Орган социальной защиты населения Московской области выдал членам семьи истца удостоверения, подтверждающие отнесение к категории граждан, выехавших добровольно из зоны с правом на отселение – пгт.Климово Брянской области, с указанием периодов проживания в данном населенном пункте: истец – с 26.04.1986 по 27.08.2001, супруг – с 26.04.1986 по 20.09.2011.
Из справки, выданной Администрацией пгт.Климова, и домовой книги по адресу: <адрес> следует, что истец была зарегистрирована по месту жительства по этому адресу в периоды с 26.04.1986 по 27.08.2001 и с 21.01.2005 по 20.09.2011.
Ссылка ответчика на факт изменения истцом адреса проживания в 2005 году как на добровольное переселение в зону загрязнения после 01.01.1994, для чего в ч.3 ст. 22 Закона предусмотрен отказ в предоставлении мер социальной поддержки, несостоятельна, поскольку из копии паспорта и архивной справки ГБПОУ «Брянский областной колледж искусств» усматривается, что в период с 05.10.2001 по 14.02.2004 истец была временно зарегистрирована в общежитии колледжа в г.Брянске в связи с очной формой обучения.
Таким образом, отсутствие истца по постоянному месту жительства в пгт. Климова имело временный и вынужденный характер в связи с очной формой обучения в г.Брянске, где ей было предоставлено общежитие на время обучения. По завершению обучения истец, не имевшая какого-либо жилья в собственности вне зоны загрязнения, возвратилась на прежнее место жительства, восстановив постоянный регистрационный учет, что свидетельствует об отсутствии выезда, т.е. прекращение проживания, в указанный период из зоны загрязнения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в Определениях от 25.02.2013 № 235-О, от 14.05.2015 № 1007-О, от 14.01.2016 № 134-О, от 24.04.2018 № 961-О регулирование, предусмотренное ч.3 ст. 22 Закона, преследует цель предупреждения возможных злоупотреблений со стороны граждан, которые, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения, добровольно переселяются на указанную территорию, а затем выезжают на другое место жительства.
В рассматриваемом случае отсутствует злоупотребление со стороны истца при временном вынужденном выезде в общежитие на время обучения в другом населенном пункте, расположенном за границами зоны загрязнения.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.
Поскольку иные основания для отказа в участии в ведомственной целевой программе ответчиком не указаны, то суд также обязывает ответчика включить истца с семьей в список граждан – участников соответствующих мероприятий на предстоящий год.
Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Иск ФИО1, - удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации г.о. Химки Московской области № 417 от 12.05.2022 г. «О снятии семьи ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения за счет средств федерального бюджета».
Обязать Администрацию г.о. Химки Московской области восстановить ФИО1 с семьей из четырех человек (она, муж ФИО2, несовершеннолетние дети – ФИО4, ФИО3) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий для обеспечения за счет средств федерального бюджета, как пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, включив в список граждан – участников комплексных мероприятий на 2024 г.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца.Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2023 г.
Судья: Н.Н. Тягай