Судья Иванов М.А.
49RS0001-01-2023-001086-40
Дело № 2-1257/2023
№ 33-618/2023
8 августа 2023 года
город Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Филенко М.А.,
судей Вилер А.А., Пудовой Е.В.,
при секретаре Береговой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарева Е.В. к министерству дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области о восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула,
по апелляционной жалобе министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 17 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда
Вилер А.А., пояснения представителя ответчика Скобелевой Н.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Пономарева Е.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение помощника прокурора Магаданской области Евсеевой Д.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
У С Т А Н О В И Л А:
Пономарев Е.В. обратился в суд с иском к министерству дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области (далее – Министерство, Минтранс Магаданской области) о восстановлении его в должности заместителя начальника транспортного отдела управления транспорта и логистики Министерства, взыскании с ответчика суммы среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 21 февраля 2023 года.
В качестве основания исковых требований указал, что в соответствии с приказом Минтранса Магаданской области от 20 февраля 2023 года № 28-м он уволен по пункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона
от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с неоднократным неисполнением гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей.
Ссылаясь на сложившиеся неприязненные отношения между ним и руководителем управления транспорта и логистики О., инициировавшим процедуру увольнения, полагал данное увольнение неправомерным.
Изменив исковые требования, на основании статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, окончательно просил суд восстановить его в должности заместителя начальника транспортного отдела управления транспорта и логистики министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области с 21 февраля 2023 года и взыскать с ответчика в свою пользу средний заработок за время вынужденного прогула за период
с 21 февраля по 17 апреля 2023 года в размере 195 864 рубля
19 копеек.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области
от 17 апреля 2023 года исковые требования Пономарева Е.В. удовлетворены, истец восстановлен в должности заместителя начальника транспортного отдела управления транспорта и логистики Минтранса Магаданской области, с Министерства взыскан средний заработок за время вынужденного прогула за период с 21 февраля по 17 апреля 2023 года в размере 195864 рубля 19 копеек с производством удержаний налогов и сборов, предусмотренных законом.
Не согласившись с вынесенным решением ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой Министерство просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что судом первой инстанции при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права.
Возражает против вывода суда первой инстанции о том, что вопреки требованиям Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» в представленных материалах служебной проверки и в заключении по её результатам отсутствуют данные о характере и размере вреда, причиненного Пономаревым Е.В. в связи с неисполнением вышеуказанных поручений руководителя управления.
Ссылаясь на положения вышеприведенного закона и должностного регламента гражданского служащего, предписывающие должностному лицу выполнять свои обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне, отмечает, что проведенной служебной проверкой установлено неоднократное неисполнение истцом без уважительных причин по его вине возложенных на него обязанностей, выразившееся в неисполнении письменных поручений руководителя управления транспорта и логистики О. о подготовке отчетов по устранению причин и условий допущенных нарушений по пункту 2 представления министерства финансов Магаданской области
от 5 декабря 2022 года № 3456/13-31 и о проделанной работе за период
с 9 января 2023 года по 13 января 2023 года, справки по автобусным перевозкам за период с 2018 года по 2023 год.
Настаивает, что перечисленные факты ненадлежащего исполнения обязанностей Пономаревым Е.В. установлены судом и подтверждаются материалами гражданского дела. В качестве последствий неисполнения вышеуказанных поручений ответчик приводит доводы о том, что несвоевременное исполнение пункта 2 представления министерства финансов Магаданской области от 5 декабря 2022 года № 3456/13-31 могло повлечь привлечение ответственных должностных лиц Министерства к административной ответственности по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а неподготовка отчета по автобусным перевозкам явилась причиной ненадлежащего исполнения поручения заместителя председателя Правительства Магаданской области П. Кроме того, выполнение указанных поручений в итоге было возложено на иных должностных лиц Минтранса Магаданской области.
Министерство полагает вывод суда о непринятии комиссией к учету сведений о характере и размере вреда ошибочным, в том числе в связи с указанием на отражение в заключении по результатам служебной проверки сведений о неоднократности неисполнения указаний руководителя, данных в пределах его полномочий, без уважительных причин.
Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что включение в состав комиссии по проведению служебной проверки руководителя отдела логистики и транспорта О. в качестве члена комиссии ограничило право истца на справедливое и беспристрастное проведение в отношении него служебной проверки, а также явилось прямым нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» и повлекло недействительность результатов служебной проверки.
Ссылаясь помимо федерального законодательства на Положение об организации проведения служебных проверок и применения дисциплинарных взысканий в министерстве дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области, утвержденное приказом Минтранса Магаданской области
от 4 декабря 2014 года № 190, указывает, что решения о назначении служебной проверки и привлечении к дисциплинарной ответственности самостоятельно принимается непосредственно министром, руководит проверкой и готовит заключение председатель комиссии совместно с управлением нормативного, экономического и материально-технического обеспечения. Члены комиссии имеют право только на внесение председателю комиссии каких-либо предложений, на привлечение к участию в проверке специалистов, а также правомочны на осуществление запроса дополнительных объяснений.
Настаивает, что в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что руководитель управления транспорта и логистики О. мог влиять на выводы комиссии и решение министра. Включение О. в состав комиссии по проведению проверки, инициированной на основании его служебной записки, не подтверждает наличие у него личной заинтересованности в результатах проверки, поскольку он исполняет непосредственно прямые обязанности руководителя и в силу законодательства о гражданской службе обязан при ненадлежащем исполнении обязанностей подчиненных сотрудников информировать руководство посредством подготовки служебных записок. Утверждает, что О. как руководитель заинтересован, в первую очередь, в выполнении управлении поставленных задач, а не в применении мер дисциплинарного характера.
По мнению ответчика, реализуя свои права при проведении служебной проверки Пономарев Е.В. мог заявить ходатайство об отводе кого-либо из членов комиссии, обжаловать результаты проверки министру, но данных ходатайств и замечаний от истца не поступало.
Министерство полагает несостоятельным вывод суда о том, что в составе комиссии по проведению проверки неправомерно не включены специалисты подразделения кадровой и правовой работы, в обоснование чего указывает на присутствие в составе комиссии руководителя управления нормативного, экономического и материально-технического обеспечения Минтранса Магаданской области В., в обязанности которой входит осуществление правовой работы и кадровой работы, что соответствует Положению об организации проведения служебных проверок и применения дисциплинарных взысканий в министерстве дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области, утвержденному приказом Минтранса Магаданской области от 4 декабря 2014 года № 190.
Письменные возражения на апелляционную жалобу в суд не поступали.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, выслушав пояснения явившихся участников дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона
от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) под служебной дисциплиной на гражданской службе понимается обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 57 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, является дисциплинарным проступком, за совершение которого, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии, увольнения с гражданской службы.
Согласно части 3 статьи 58 Федерального закона № 79-ФЗ при применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (часть 2 статьи 58 Федерального закона № 79-ФЗ), целями которой, исходя из положений части 2 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ, являются установление факта совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причин и условий, способствовавших совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
В части 4 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ указано, что проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
Согласно части 10 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.
В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (часть 5 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с приказом Минтранса Магаданской области от 5 мая 2015 года
№ 112л/с и служебным контрактом о прохождении государственной гражданской службы Магаданской области и замещении должности государственной гражданской службы Магаданской области от 5 мая 2015 года № 05/15 Пономарев Е.В. назначен на должность государственной гражданской службы Магаданской области «заместитель начальника транспортного отдела управления дорожного хозяйства и транспорта министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области» (т.1 л.д. 32-37, 184, т. 2 л.д. 108-115). Впоследствии, как указывали стороны в ходе судебного разбирательства, наименование структурного подразделения «управление дорожного хозяйства и транспорта» изменено на «управление транспорта и логистики».
Приказом и.о. министра от 25 января 2023 года № 5-н в отношении заместителя начальника транспортного отдела управления транспорта и логистики Пономарева Е.В. назначена служебная проверка (т.1 л.д. 89-90). Основанием для проведения проверки явились служебные записки руководителя управления транспорта и логистики О.
от 24 января 2023 года, адресованные и.о. министра дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области Ш., о неисполнении истцом планов работ, содержащих поручения о подготовке отчета о проделанной работе за период с 9 января 2023 года по 13 января 2023 года (т. 1 л.д. 93, 94), отчета по устранению причин и условий допущенных нарушений по пункту 2 представления министерства финансов Магаданской области
(т. 1 л.д. л.д. 95-99) и справки по автобусным перевозкам за период с 2018 года по 2023 год (т. 1 л.д. 101-108).
Для проведения проверки указанным приказом организована комиссия в составе: председателя комиссии – заместителя министра дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области К., членов комиссии: руководителя управления нормативного, экономического и материально-технического обеспечения В., руководителя управления транспорта и логистики О., руководителя управления дорожного хозяйства Г., заместителя руководителя управления – начальника планово-экономического отдела управления нормативного, экономического и материально-технического обеспечения С. и секретаря комиссии – консультанта отдела правовой работы и материально-технического обеспечения управления нормативного, экономического и материально-технического обеспечения Т.
Согласно заключению по результатам служебной проверки
от 15 февраля 2023 года комиссией по служебной проверке установлено, что поручения руководителя управления транспорта и логистики О. о подготовке отчета о проделанной работе за прошедшую неделю и отчета по устранению причин и условий допущенных нарушений по пункту 2 представления министерства финансов Магаданской области
от 5 декабря 2022 года Пономаревым Е.В. не исполнены, поручение о подготовке справки по автобусным перевозкам за период с 2018 года
по 2023 годы исполнено с нарушением срока, а содержащаяся в ней информация не соответствует запросу (т.1 л.д. 121-125).
В соответствии с заключением по результатам служебной проверки установлено неоднократное неисполнение заместителем начальника транспортного отдела Пономаревым Е.В. без уважительных причин должностных обязанностей, установленных пунктами 3.1.1, 3.1.3 должностного регламента гражданского служащего, в том числе неисполнения поручения руководителя управления по подготовке отчетов, информации в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом.
В качестве отягчающих обстоятельств комиссией в заключении указаны на имеющиеся у истца дисциплинарные взыскания в виде замечания за ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, наложенного приказом Минтранса Магаданской области от 18 июля 2022 года № 142-м, в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, наложенного приказом Минтранса Магаданской области от 23 декабря 2022 года № 272-м, а также в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, наложенного приказом Минтранса Магаданской области
от 23 декабря 2022 года № 273-м. Смягчающих обстоятельств комиссией не установлено (т. 1 л.д. 123).
Комиссией рекомендовано привлечь Пономарева Е.В. к дисциплинарной ответственности, а также, в целях устранения причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка, указать сотрудникам Министерства, в том числе истцу, на необходимость исполнения возложенных на служащего должностных обязанностей и на персональную ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.
Приказом Министерства от 14 февраля 2023 года № 22-м «О применении дисциплинарного взыскания» Пономарев Е.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с гражданской службы в связи с ненадлежащим исполнением по его вине возложенных на него должностных обязанностей, установленных пунктами 3.1.1, 3.1.3 должностного регламента, выразившиеся в неисполнении поручений руководителя управления транспорта и логистики О., а также в связи с неоднократным неисполнением без уважительных причин должностных обязанностей при наличии дисциплинарных взысканий (т.1 л.д. 128).
На основании обозначенного приказа Министерством издан приказ от 20 февраля 2023 года № 28-м, согласно которому Пономарев Е.В. уволен с занимаемой должности по пункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (т.1 л.д. 132).
Разрешая исковые требования, суд установил факты ненадлежащего исполнения истцом вышеуказанных поручений руководителя управления транспорта и логистики О., но, в связи с нарушением ответчиком порядка проведения служебной проверки и порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности, пришел к выводу об обоснованности исковых требований истца и принял решение об их удовлетворении.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Так, судом первой инстанции установлено, что поводом к проведению служебной проверки явились факты отказа Пономарева Е.В. от исполнения и ненадлежащего исполнения поручений руководителя управления транспорта и логистики О., в связи с чем участие указанного должностного лица в качестве члена комиссии по проведению служебной проверки признано противоречащим части 5 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ вследствие возможного наличия у него личной заинтересованности в результатах проверки.
Судебная коллегия, признавая данный вывод соответствующим обстоятельствам рассматриваемого дела, в дополнение отмечает следующее.
Согласно плану работ от 18 января 2023 года, Пономареву Е.В. поручено подготовить справки по автобусным перевозкам за период с 2018 года по 2023 год для заместителя председателя Правительства Магаданской области П. В качестве подтверждающего невыполнение указанного плана Минтрансом Магаданской области с отзывом на исковое заявление истца и материалами служебной проверки представлена копия протокола рабочего совещания при заместителе председателя Правительства Магаданской области П. от 22 декабря 2022 года (т. 1 л.д. 16, 103-104).
В названном протоколе заместителем председателя Правительства Магаданской области П. даны поручения Минтрансу Магаданской области в срок до 26 января 2023 года подготовить аналитическую информацию о количестве автобусов оснащенных трекерами, системами видеонаблюдения в разрезе муниципалитетов, определить зоны ответственности; подготовить информацию о необходимых бюджетных средствах установки трекеров или устранения неполадок с имеющимися трекерами, а также иных мероприятий для «цифровой зрелости» отрасли; представить дорожную карту мероприятий по организации передачи данных о реальном передвижении автобусов в государственную информационную систему «Управление автомобильным транспортом, используемым для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа в Магаданской области» и план мероприятий, необходимых для запуска системы.
Судебная коллегия обращает внимание, что поручение, данное Пономареву Е.В. в плане работ от 18 января 2023 года, не соотносится с поручениями, изложенными в протоколе рабочего совещания при заместителе председателя Правительства Магаданской области П.
от 22 декабря 2022 года, что ставит под вопрос обоснованность запрашиваемых О. сведений для исполнения названного протокола.
Кроме того, комиссия, устанавливая факт нарушения рассматриваемого плана работ, в заключении ограничилась констатацией сведений, изложенных в служебной записке О. от 24 января 2023 года, о том, что задача Пономаревым Е.В. в срок не выполнена, и подготовленная информация не соответствует запрашиваемой. В какой части представленная Пономаревым Е.В. информация не соответствует плану работ, а также в какой срок фактический представлена информация Пономаревым Е.В., комиссией не установлено и в заключении не указано (т. 1 л.д. 122).
Оценивая поручение О. о подготовке Пономаревым Е.В. отчета о проделанной работы за прошедшую неделю в период с 9 января 2023 года по 13 января 2023 года, оформленное в виде плана работ, судебная коллегия отмечает, что срок его исполнения установлен до 18 часов 00 минут 17 января 2023 года, при этом, исходя из сделанной Пономаревым Е.В. отметки на плане работ, поручение им получено в день исполнения – 17 января 2023 года без указания конкретного времени получения (т. 1 л.д. 93, 94).
Дополнительно на Пономарева Е.В. возложена подготовка отчета по устранению причин и условий допущенных нарушений по пункту 2 представления министерства финансов Магаданской области от 5 декабря 2022 года (вх. № 3456/13-31) в срок до 18 часов 00 минут 23 января 2023 года. Как следует из отметки, выполненной истцом на указанном поручении, оно получено Пономаревым Е.В. 17 января 2023 года, то есть по прошествии 43 дней с момента его поступления посредством ЕСЭД в Минтранс Магаданской области (5 декабря 2022 года), в то время как положениями пункта 4.5.14 Инструкции по делопроизводству в Правительстве Магаданской области, утвержденной указом Губернатора Магаданской области от 7 июля 2022 года № 120-у, предписано, что исполнитель должен получить документы в возможно короткие сроки (в день их рассмотрения руководителем или на следующий рабочий день), а срочные документы передаются исполнителю незамедлительно посредством ЕСЭД (т. 1 л.д. 200).
Таким образом, в силу положений части 2 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ комиссии при проведении служебной проверки в отношении Пономарева Е.В. надлежало изучить вышеприведенные обстоятельства и дать им надлежащую оценку, что, вопреки приведенным положениям Закона, комиссией не выполнено.
Соответственно на основании части 5 статьи 59 Федерального закона
№ 79-ФЗ руководитель управления транспорта и логистики О. не мог участвовать в её проведении, поскольку помимо оценки действий (бездействия) заместителя начальника транспортного отдела Пономарева Е.В. в рамках проверки надлежало оценить действия О. на предмет обоснованности и своевременности данных им поручений, сроков их выполнения, относимости их к причинам и условиям, способствовавшим совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка.
При изложенных обстоятельствах доводы ответчика об отсутствии заинтересованности руководителя управления транспорта и логистики О. в результатах служебной проверки не нашли своего подтверждения.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что с учетом заключенного соглашения о передаче полномочий по ведению кадрового учета, организации деятельности государственной службы от 4 февраля 2021 года к участию в служебной проверке подлежали привлечению должностные лица департамента государственной службы и кадров аппарата Губернатора Магаданской области и Правительства Магаданской области. В указанных условиях включение в состав комиссии руководителя управления нормативного, экономического и материально-технического обеспечения В. не свидетельствует о выполнении ответчиком положений частей 4 и 10 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ, относящих проведение проверки к компетенции подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров. Доказательств того, что В. является руководителем такого подразделения суду не представлено.
Нельзя согласиться с доводами ответчика о надлежащем учете характера и размера вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка при проведении служебной проверки, поскольку в представленном суду заключении по результатам служебной проверки данные обстоятельства не установлены и не отражены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит доводы апелляционной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального
и процессуального права.
Процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих его безусловную отмену, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия
по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Магаданского городского суда Магаданской области
от 17 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение по гражданскому делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано
в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме
11 августа 2023 года.