Левашинский районный суд РД
судья ФИО2
дело №
УИД-05RS0№-66
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 сентября 2021 года, №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО8,
судей Зайнудиновой Ш.М. и Османова Т.С.
при секретаре судебного заседания ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> РД в интересах ФИО1 к Управлению отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> о признании отказа в установлении пенсии незаконным,
по апелляционной жалобе ответчик ГУ-ОПФР по РД на решение Левашинского районного суда РД от <дата>,
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО8, доводы представителя ответчика ГУ-ОПФР по РД ФИО9, просившая удовлетворить апелляционную жалобу, пояснения прокурора полагавший, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
<адрес> РД в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к Управлению отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> о признании отказа в установлении пенсии незаконным, в обоснование которого указывает, что <дата> в прокуратуру района обратилась ФИО1 о защите ее социальных прав на получение трудовой пенсии. В ходе проведенной проверки установлено, что ФИО1 с 01.09.2015г. по 25.04.2019г. работала в должности прачки в МКДОУ «Карекаданинский детский сад «Чебурашка» (приказы № от 01.09.2015г. № от 25.04.2019г.).
В период работы в указанной должности ФИО1 ежемесячно получала заработную плату согласно штатному расписанию. <дата> ФИО1 обратилась в ГУ-ОПФР по РД в <адрес> с заявлением о назначении ей пенсии по старости. Решением ГУ-ОПФР по РД в <адрес> от <дата> за № ФИО1 отказано в назначении трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием страхового стажа. К данному выводу ПФР пришел в виду отсутствия пенсионных отчислений в период работы ФИО1 в детском саду.
При этом приговором Левашинского районного суда РД от 10.03.2021г. бывший бухгалтер детского сада ФИО2 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, которая не производила социальные отчисления в ФНС, ПФР, ФСС и ФОМС на работников детского сада, в том числе на ФИО1, похитила из бюджета денежные средства, предназначенные на указанные цели.
ФИО1 зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования <дата> за №.
Учитывая, что спорный период с <дата> по <дата> приходится на периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Вместе с тем, принимая во внимание положения статьи 30 названого Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ, при исчислении расчётного размера трудовой пенсии спорный период в детском саду может быть засчитан и в общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности.
Доказательствами, подтверждающими общий трудовой стаж, в таком случае являются трудовая книжка и другие документы, выданные с места работы (либо вышестоящей организацией) или архивным учреждением, а также свидетельские показания при отсутствии документов.
В качестве доказательств, подтверждающих работу ФИО1 с в детском саду с <дата> по <дата> являются приказы заведующей детским садом за №-п от <дата> и за №-п от <дата>, трудовая книжка, справка с места работы от <дата>, выписка из лицевого счета с зарплатной карты.
Причины неуплаты социальных отчислений с заработной платы ФИО1 приведены в приговоре Левашинского районного суда РД от <дата>.
Решением Левашинского районного суда РД от <дата> постановлено:
«Исковое заявление прокурора <адрес> РД в интересах ФИО1 к Управлению отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> о признании отказа в установлении пенсии незаконным, – удовлетворить.
Признать отказ ГУ-ОПФР РД в <адрес> в установлении пенсии ФИО1 незаконным.
Обязать ГУ-ОПФР РД в <адрес> включить в трудовой стаж ФИО1 период работы в МКДОУ «Карекаданинский детский сад «Чебурашка» с <дата> по <дата> на должности прачки и произвести перерасчет страховой пенсии».
На данное решение ответчиком ГУ-ОПФР по РД подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
В силу статьи 8 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что право на страховую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом положений, предусмотренных приложением N 6 к настоящему Федеральному закону).
С учетом переходных положений, определенных статьей 35 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ, необходимый возраст 56,6 лет, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости в 2020 г. составляет 11 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18,6.
Страховой стаж истицы ФИО1 определен пенсионным органом - 9 лет 7 мес. 12 дней, что явилось основанием для отказа в назначении истице пенсии территориальным пенсионным органом.
В суде первой инстанции, в нарушение норм пенсионного законодательства, а именно что, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 11 ФЗ N 400-ФЗ).
На основании ч. 2 ст. 14 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта № Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемым в страховой стаж, является трудовая книжка установленного образца.
Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 4 Правил N 1015).
Из положений ст. 3 Федерального закона от <дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от <дата> N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов, по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах системе индивидуального (персонифицированного учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти т. 8.1 Федерального закона от <дата> N 27-ФЗ).
По смыслу приведенных нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основании страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для введения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу период работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, факт выполнения гражданином работы может быть подтверждением путем представления письменных доказательств, отвечающих требования статей 59,60 ГПК РФ.
Однако, удовлетворяя требования прокурора, суд в своем решении ссылаясь только на приговор суда от <дата>, в котором признана виновной работник (физическое лицо), а не само учреждение МКДОУ «Карекадинская» детсад «Чебурашка», которая на сегодняшний день функционирует и при этом суд не обязывает произвести работодателя страховые отчисления на своего работника.
Но при этом, обязывает пенсионный орган засчитать спорные периоды в страховой стаж истицы, что является противоречивостью вышеуказанным нормам пенсионного законодательства.
Также, период с <дата> год по <дата> год не является спорным. Рассматривая исковые требования, суд не изучив и не исследовав все представленные сторонами материалы, не спорный период также судом засчитан в страховой стаж истицы.
Суд в своем решении обязал УОПФР по РД произвести перерасчет страховой пенсии по старости. Тогда как, перерасчет размера назначенной пенсии производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения за перерасчетом размера пенсии.
Однако, истица не является получателем страховой пенсии по старости, и следовательно произвести перерасчет пенсии, как указано и в иске и в решении суда, является несостоятельным.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора ФИО6 просит оставить решение Левашинского районного суда РД от <дата> без изменения, апелляционную жалобу ГУ ОПФР по РД без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с <дата> по <дата> работала в должности прачки в МКДОУ «Карекаданинский детский сад «Чебурашка» (приказы № от <дата>,№ от <дата>). В период работы в указанной должности ФИО1 ежемесячно получала заработную плату согласно штатному расписанию. <дата>. ФИО1 обратилась в ГУ-ОПФР по РД в <адрес> с заявлением о назначении ей пенсии по старости.
Решением ГУ-ОПФР по РД в <адрес> от <дата> за № ФИО1 отказано в назначении трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием страхового стажа.
К данному выводу ПФР пришел в виду отсутствия пенсионных отчислений в период работы ФИО1 в детском саду.
Между тем из копии трудовой книжки ТК-1V № усматривается, что ФИО1, <дата> года рождения, приказом № от <дата> принята прачкой в МКДОУ «Карекаданинский детский сад «Чебурашка» и уволена согласно приказу № от <дата>.
Согласно копии журнала регистрации кадровых вопросов МКДОУ «Карекаданинский детский сад «Чебурашка», ФИО1 приказом №-п от <дата> принята прачкой и приказом №-п от <дата> уволена по собственному желанию.
Из приговора Левашинского районного суда от <дата> усматривается, что за период работы в должности бухгалтера с 2015 года до конца 2019 года на НДФЛ и социальные отчисления полагались перечислять в налоговую службу, пенсионный фонд, ФСС, ФОМС денежные средства. Однако за указанный период ФИО7 частично перечисляла денежные средства в виде отчислений НДФЛ и социальные отчисления, а оставшуюся часть переводила к себе на банковскую карту и на банковские карты своих родственников, которые находились у нее. После перевода денежных средств на указанные карты она снимала данные денежные средства с банковских карт по мере необходимости и расходовала на свои нужды.
Факт работы ФИО1 в детском саду за период с <дата> по <дата> подтверждается и детализацией операций по банковской карте на имя ФИО1
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от <дата> N 400-ФЗ), вступившим в силу с <дата>
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ).
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> N 516, одним из основных условий для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является наличие определенного стажа на соответствующих видах работ, в который включаются все периоды постоянной, в течение полного рабочего дня занятости на указанных работах.
Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением Правительства РФ от <дата> N 1015 в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Аналогичное правило предусмотрено пунктом 3 статьи 14 Федерального закона Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу требований ч. ч. 1, 2, 8 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установил, что приговором Левашинского районного суда РД от <дата> бывший бухгалтер детского сада ФИО2 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, которая не производила социальные отчисления в ФНС, ПФР, ФСС и ФОМС на работников детского сада, в том числе на ФИО1, похитила из бюджета денежные средства, предназначенные на указанные цели.
ФИО1 с <дата> по <дата> работала в должности прачки в МКДОУ «Карекаданинский детский сад «Чебурашка» (приказы № от <дата>, № от <дата>). В период работы в указанной должности ФИО1 ежемесячно получала заработную плату согласно штатному расписанию.
<дата> ФИО1 обратилась в ГУ-ОПФР по РД в <адрес> с заявлением о назначении ей пенсии по старости. Решением ГУ-ОПФР по РД в <адрес> от <дата> за № ФИО1 отказано в назначении трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием страхового стажа. К данному выводу ПФР пришел в виду отсутствия пенсионных отчислений в период работы ФИО1 в детском саду.
Лицам, застрахованным в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", трудовая пенсия, согласно части первой статьи 3 Федерального закона от <дата> "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", назначается при соблюдении ими определенных условий. К их числу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" относит наличие у гражданина страхового стажа, определяемого как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (абзац третий статьи 2): в частности, для приобретения права на трудовую пенсию по старости, назначаемую на общих основаниях, помимо достижения общеустановленного пенсионного возраста необходим страховой стаж не менее пяти лет; с наличием страхового стажа определенной продолжительности (от 15 до 25 лет) связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 2 статьи 7, пункт 1 статьи 27, пункт 1 статьи 28). При этом согласно пункту 1 статьи 10 названного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, включаются в страховой стаж, если за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, не соответствует конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимо с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации (постановление Конституционного Суда РФ от <дата> N 9-П.
На основании изложенного и с учетом того, что истица ФИО1 не может нести ответственность за неисполнение работодателем своих обязанностей по перечислению страховых платежей суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о необходимости признания отказа в установлении пенсии истцу незаконным и обязании включить в трудовой стаж истца период работы в МКДОУ «Карекаданинский детский сад «Чебурашка» с <дата> по <дата> на должности прачки.
В тоже время, судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части перерасчета страховой пенсии истца, поскольку он производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения за перерасчетом размера пенсии и не может быть осуществлен, так как истица не является получателем страховой пенсии по старости, в связи с чем приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в указанной части и вынесении нового решения об отказе в его удовлетворении (в части производства перерасчета пенсии).
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Левашинского районного суда РД от <дата> в части обязания ГУ-ОПФР РД в <адрес> произвести перерасчет страховой пенсии отменить.
В отмененной части вынести новое решение об отказе в удовлетворении требования.
В остальной части решение Левашинского районного суда РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГУ-ОПФР по РД – без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.
Председательствующий
Судьи: