Решение по делу № 33-9864/2022 от 01.11.2022

Судья Степаненко В.П.                                     УИД 38RS0013-01-2022-000252-31

Судья-докладчик Малиновская А.Л.                    по делу № 33-9864/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

          28 ноября 2022 года                                                                   г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Амосова С.С.,

судей Ананиковой И.А., Малиновской А.Л.,

при секретаре Макаровой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                         № 2-210/2022 по исковым заявлениям Ивахина Руслана Владимировича, Ивахина Алексея Владимировича к администрации Карымского сельского поселения о признании незаконными распоряжений, Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 5 об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями

по апелляционной жалобе истцов Ивахина Руслана Владимировича, Ивахина Алексея Владимировича на решение Куйутунского районного суда Иркутской области от 17 августа 2022 года,

                     УСТАНОВИЛА:

В обоснование исковых требований указано, что 08.07.1995 у истцов умерла мать Б., затем отца В. лишили родительских прав. Постановлением мэра Куйтунского района Иркутской области № 83 от 23.02.1996 опекуном назначена бабушка – Е.

В связи с внесением изменений в Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Ивахины обратились с заявлениями в орган опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району Межрайонного министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 5 о включении их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Иркутской     области,     утвержденного     постановлением     Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397.

В ответе на обращение указано, что ранее, распоряжениями Карымской сельской администрации от 01.04.2008 № 24 и № 23, за истцами как за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. В связи с чем, во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жильем, было отказано. Считают, что указанные распоряжения вынесены незаконно, так как на дату их вынесения истцы достигли восемнадцатилетнего возраста. О том, что за ними в 2008 году было закреплено жилье, не знали и считали, что имеют право на получение жилья.

В связи с изложенным, истцы просили суд отменить распоряжения администрации Карымского сельского поселения от 01.04.2008 № 23 и № 24 о закреплении за ними жилого помещения. Обязать Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 5 включить их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 17.08.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Ивахин Р.В., Ивахин А.В. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В обоснование приводят доводы о том, что незаконное закрепление за истцами жилого помещения, в котором они проживали с бабушкой Е., ограничило их право на получение жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Кроме того, судом не дана надлежащая оценка тем обстоятельствам, что закрепление жилого помещения за истцами произведено 01.04.2008, то есть после достижения Ивахиными совершеннолетия. Также из пояснений свидетеля Е. установлено, что она неоднократно с момента возложения на нее обязанностей опекуна, обращалась в администрацию Карымского сельского поселения и органы опеки по вопросу обеспечения жильем Ивахиных. О том, что жилое помещение, в котором проживала свидетель было закреплено за истцами, не знала, правом собственности на данное жилое помещение не обладала, такое право оформлено лишь в 2019 году.

В возражениях на апелляционную жалобу начальник межрайоного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 5 Ж. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав доклад судьи Малиновской А.Л., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Положения ст. 1 указанного Федерального закрепляют для целей данного закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

При этом, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 9 ст. 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.01.2013).

Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.

По смыслу положений ч.2 ст. 52 ЖК РФ, вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому при рассмотрении дела суду следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что родителями Ивахина Р.В., <...> г.р., и Ивахина А.В., <...> г.р., является В., Г., что подтверждается свидетельствами о рождении серии V-СТ <...>, V-СТ <...>.

Согласно записи акта о заключении брака <...>, 12.12.1990 между родителями истцов В. и Г. был заключен брак, матери присвоена фамилия Б..

Мать истцов Б. умерла 08.07.1995, что подтверждается свидетельством о смерти I-СТ <...>.

Постановлением мэра Куйтунского района от 23.02.1996 № 83 над несовершеннолетними Ивахиным Р.В. и Ивахиным А.В. установлена опека, опекуном назначена Е. Отец воспитанием детей не занимался.

Согласно записи акта о рождении <...> от 21.11.1972 Е. является матерью Г., то есть бабушкой истцов.

Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 20.06.2001 отец истцов В. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних Ивахина А.В., Ивахина Р.В.

14.02.2013 Ивахин А.В. обратился в управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Письмом от 04.03.2013 № 531 управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району информировало А. о невозможности включить его в список детей-сирот, так как по достижению 23-летнего возраста он утратил это право.

07.02.2013 Ивахин Р.В. обратился в управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Письмом от 04.03.2013 № 530 управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району информировало Д. о невозможности включить его в список детей-сирот, так как по достижению 23-летнего возраста он утратил это право.

07.10.2019 Ивахин А.В. обратился в отдел опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району с просьбой предоставить информацию о том, почему он не находится в списке детей-сирот по обеспечению жилыми помещениями.

Согласно ответу отдела опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району № 2854 от 05.11.2019, распоряжением администрации Карымского сельского поселения от 01.04.2008 № 23 за Ивахиным А.В. закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <...>. С января 2013 года он утратил право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями, так как достиг возраста 23 лет.

19.03.2019 Ивахин Р.В. обратился в отдел опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району с просьбой предоставить информацию о том, почему он не был включен в список детей-сирот по обеспечению жилыми помещениями.

Согласно ответу отдела опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району № 783 от 04.04.2019, распоряжением администрации Карымского сельского поселения от 01.04.2008 № 24 за Ивахиным Р.В. закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <...>. С января 2013 года он утратил право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями, так как достиг возраста 23 лет.

Из материалов реестрового дела, в отношении указанного жилого дома следует, что право собственности на него у Е. возникло на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 05.01.1998, заключенного с Тельбинским ЛПХ.

Из журнала регистрации о закреплении жилого помещения следует, что за несовершеннолетними Ивахиным А.В. и Ивахиным Р.В. было закреплено жилое помещение.

В журнале регистрации очереди на приобретение жилого помещения администрации Карымского сельского поселения, Ивахин А.В. и Ивахин Р.В. зарегистрированы не были.

Согласно акту приема-передачи копий учетных дел от 13.02.2013, из администрации Карымского сельского поселения в управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району были переданы 14 учетных дел. Среди них дел в отношении Ивахина А.В. и Ивахина Р.В. не имелось.

Также установлено, что Ивахин А.В. достиг возраста 23 лет - 19.05.2011, на момент подачи иска достиг возраста 33 года; Ивахин Р.В. достиг возраста 23 лет – 14.09.2012, на момент подачи иска достиг возраста 32 года.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Ивахин А.В. и Ивахин Р.В. обратились с заявлениями в управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району о предоставлении жилых помещений, соответственно, 14.02.2013 и 07.02.2013, то есть после достижения ими возраста 23 лет, в суд с настоящим иском обратились 04.04.2022, при этом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцы не представили суду доказательств уважительности причин, в силу которых они своевременно не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих им обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возраста 23 лет. Следовательно, поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23-летнего возраста Ивахин А.В. и Ивахин Р.В. не приняли мер к реализации права на предоставление жилых помещений, не представили в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности включить истцов в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Разрешая требования о признании распоряжений о закреплении жилого помещения незаконными и отказывая в из удовлетворении, суд первой инстанции указал, что закрепление за Ивахиным А.В. и Ивахиным Р.В. права проживания по месту регистрации в жилом помещении бабушки истцов, хотя и состоявшееся после достижения ими совершеннолетия, само по себе не нарушает их прав, поскольку оспариваемыми распоряжениями администрацией Карымского сельского поселения от 01.04.2008 № 23 и № 24 лишь подтверждено право истцов на пользование жилым домом по адресу <...>, которое принадлежит им в силу закона, учитывая, что на момент приватизации указанного жилого дома Ивахин А.В. и Ивахин Р.В. были в нем зарегистрированы и проживали в качестве членов семьи бабушки Е., приватизировавшей данное жилое помещение, имели с ней равное право пользования жилым помещением, следовательно за ними сохраняется право пользования домом до настоящего времени.

При этом, основанием для отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, явилось превышение Ивахиным А.В. и Ивахиным Р.В. установленного законом возраста на момент подачи заявлений, о чем указано в направленных им письменных отказах от 04.03.2013, а не наличие оспариваемых ими распоряжений администрации Карымского сельского поселения от 01.04.2008 № 23 и № 24.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что закрепление жилого помещения за истцами произведено после достижения Ивахиными совершеннолетия; распоряжения о закреплении жилого помещения препятствует им во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; Е. неоднократно с момента возложения на нее обязанностей опекуна, обращалась в администрацию Карымского сельского поселения и органы опеки по вопросу обеспечения жильем Ивахиных, сводятся к повторению правовой позиции, изложенной в исковом заявлении, были предметом исследования суда первой инстанции, суд первой инстанции дал им правильную оценку и обоснованно признал эти доводы несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда.

Как следует из материалов дела, фактическим основанием для отказа во включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, явилось не наличие оспариваемых распоряжений администрации Карымского сельского поселения от 01.04.2008 № 23 и № 24, а превышение А. и Д. установленного законом возраста на момент подачи заявлений.

При этом, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательств, что опекун Е. либо истцы до достижения ими возраста 23 лет обращались в администрацию сельского поселения либо в орган опеки и попечительства истцами не представлено, как не представлено и доказательств уважительности причин, в силу которых они своевременно не обратились в органы местного самоуправления с заявлением для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих истцам обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возраста 23 лет материалы дела также не содержат.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем, решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Куйутунского районного суда Иркутской области                                      от 17 августа 2022 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий С.С. Амосов
Судьи И.А. Ананикова
А.Л. Малиновская

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 05 декабря 2022 года.

33-9864/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Ивахин Руслан Владимирович
Ивахин Алексей Владимирович
Ответчики
Администрация Карымского сельского поселения
Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №5
Другие
Шульгина Ольга Георгиевна
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
01.11.2022Передача дела судье
28.11.2022Судебное заседание
14.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2022Передано в экспедицию
28.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее