ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(УИД 34RS0001-01-2024-002693-72)
от 11 декабря 2024 года по делу № 33-13765/2024
Судья Болохонова Т.Ю. г. Волгоград
от 11 декабря 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Станковой Е.А.,
судей Колгановой В.М., Марчукова А.В.,
при секретаре Антюфеевой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1866/2024 по иску Савельева Евгения Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о взыскании недополученной пенсии и компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Савельева Евгения Ивановича
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 12 сентября 2024 года, которым Савельеву Евгению Ивановичу было отказано в удовлетворении вышеуказанных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
Савельев Е.И. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о взыскании недополученной пенсии и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является участником ВОВ, получателем пенсии по выслуге лет по линии МО РФ в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 г.
Кроме того, наличие у него инвалидности 2 группы, а также длительного страхового стажа, в соответствии с положениями п. 6 ст. 3 Федерального закона № 66-ФЗ от 15 декабря 2001 г., свидетельствует о том, что он вправе претендовать на одновременное получение пенсии по выслуге лет или пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28 декабря 2003 г. При этом, по достижении 80 лет пенсионное обеспечение ему должно исчисляться с учетом фиксированной выплаты.
Между тем, пенсионное обеспечение осуществляется ответчиком в нарушение требований ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2003 г., выплата пенсии производится не в полном объеме без учета фиксированной выплаты.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточненных требований, истец просил взыскать с ОСФР по Волгоградской области в его пользу сумму недополученной пенсии в размере 8 622 972 рублей 80 копеек, из которых: 585 711 рублей 36 копеек – сумма недополученных средств фиксированной выплаты за период с 15 декабря 2001 г. по 03 декабря 2007 г. (из расчета 8 134, 88 рублей ? 72 месяца), 3 433 919 рублей 36 копеек – сумма недополученных средств фиксированной выплаты после 80 лет за период с 03 декабря 2007 г. по 01 июля 2024 г. (из расчета 16 269, 76 рублей ? 211 месяцев просрочки), 4 604 342 рубля 08 копеек – сумма недополученных средств по ст. 16 Федерального закона № 166-ФЗ в качестве пенсионных выплат за инвалидность 2 группы в размере 200 % от социальной пенсии (из расчета 16 269, 76 рублей ? 283 месяца), а также компенсацию морального вреда в связи с допущенными нарушениями его социальных прав в двойном размере от общей суммы недоплаченной пенсии.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Савельев Е.И. оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Утверждает, что с учетом представленных доказательств, а также норм действующего пенсионного законодательства вправе требовать от ответчика выплату сумм недополученных средств фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив ее, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом федеральном законе, в частности предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Частью 1 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В соответствий с п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В п. 3 ст. 3 Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» приведен исчерпывающий перечень категорий лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий.
Так, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей».
Статьей 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 определены виды пенсий, на которые лица, указанные в статье 1 этого закона, имеют право на основании норм данного закона. К их числу таких пенсий отнесены пенсии за выслугу лет, которые, в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 5 названного закона назначаются лицам, указанным в статье 1 закона, если они имеют предусмотренную этим законом выслугу лет на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается лицам, являющимися получателями пенсии по старости (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы).
В силу части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что фиксированная выплата к страховой пенсии по старости военнослужащим по линии Министерства обороны Российской Федерации, получающим пенсию по выслуге лет, не назначается.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года № 5-П не рассматривался вопрос о признании не соответствующей Конституции Российской Федерации части 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и части 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», указанные нормы противоречащими Конституции не признавались, являются действующими, федеральный законодатель не посчитал необходимым вносить какие-либо изменения в указанные правовые нормы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Савельев Е.И., 3 декабря 1927 года рождения, является ветераном, участников ВОВ, что подтверждается удостоверением серии ВВ № 182742.
Согласно справке МСЭ № 3538441 от 30 сентября 2004 г. Савельеву Е.И. повторно установлена инвалидность второй группы по общему заболеванию.
Согласно справке Клиентской службы в городском округе-город Волжский от 12 сентября 2022 г., с 1 января 2007 г. Савельев Е.И. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, размер которой указан в справке без фиксированной выплаты.
С 1961 г. Савельев Е.И. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной ему Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
На обращения истца в адрес пенсионного органа по вопросу перерасчета размера пенсии и доплате, ответчиком были даны ответы от 12 марта 2024 г. № 21-01/5609л, 5610л, от 1 августа 2024 г. № 16-10/18518л, в которых сообщено об отсутствии оснований для перерасчета размера страховой пенсии по старости, с учетом фиксированной выплаты, поскольку истец является получателем пенсии за выслугу лет, в соответствии с положениями Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1.
Обращаясь с иском в суд, истец указал, что в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ и по достижении 80-летнего возраста имеет право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности и страховая пенсия по стрости, с учетом фиксированной выплаты, просил взыскать с ответчика сумму недополученной пенсии в размере 8 622 972 рублей 80 копеек, а также компенсацию морального вреда в связи с допущенными нарушениями его социальных прав в двойном размере от общей суммы недоплаченной пенсии.
Вместе с тем, разрешая заявленные требования истца и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ч. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 1 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановления Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 года № 5-П, и правомерно исходил из того, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает назначение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, получающим пенсию по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Суд обоснованно указал, что истец является получателем пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны в соответствии с положениями Закона № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей». С 1 января 2007 года получает страховую пенсию по старости (без фиксированной выплаты), формирование которой произведено без учета периодов военной службы учтенных в выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации. При этом, сведений о том, что истец отказался от получения пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации материалы дела не содержат.
В связи с изложенным, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии у истца права на взыскание с ОСФР по Волгоградской области суммы недополученных средств фиксированной выплаты, недополученных средств фиксированной выплаты после 80 лет, а также недополученных средств по ст. 16 Федерального закона № 166-ФЗ в качестве пенсионных выплат за инвалидность 2 группы в размере 200 % от социальной пенсии.
Основания по которым истцу отказано в удовлетворении требований о взыскании с ответчика в его пользу компенсации морального вреда приведены в решении суда и являются правильными, судом не установлен факт нарушения пенсионных прав истца со стороны ОСФР по Волгоградской области, кроме того, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы истца о неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств дела, отсутствии надлежащей правовой оценки доказательствам, представленным в материалы дела, являются несостоятельными и опровергаются вышеизложенными обстоятельствами и приведенными нормами действующего законодательства.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, применен материальный закон, регулирующий возникшие отношения, нарушения норм процессуального права не допущено.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, в апелляционной жалобе не указано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 12 сентября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Савельева Евгения Ивановича оставить без удовлетворения.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 20 декабря 2024 года.
Председательствующий –
Судьи –