Дело № 2-67/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2024 года г. Лагань
Лаганский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Команджаева Д.А., при секретаре судебного заседания Саранговой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Лаганскому РОСП УФССП России по <адрес> о снятии запрета на регистрационные действия, исключении транспортных средств из государственного реестра в связи с утилизацией,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился с иском в суд к Лаганскому РОСП УФССП России по <адрес>, в обоснование которого указал, что транспортные средства <данные изъяты> принадлежащие ему на праве собственности, были утилизированы ДД.ММ.ГГГГ в связи с их непригодностью к эксплуатации. В данный момент объекты собственности отсутствуют, и он лишен возможности пользоваться, владеть и распоряжаться автомобилями. В связи с фактическим уничтожением транспортных средств они подлежат снятию с регистрационного учета в соответствии с Правилами о государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденными Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №. Обратившись в МРЭО ГИБДД МО МВД России «Лаганский» с целью снятия с учета транспортных средств, он получил отказ ввиду наличия запрета регистрационных действий в отношении транспортных средств, принятого судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Просит снять запрет на совершение регистрационных действий и исключить указанные транспортные средства из госреестра в связи с утилизацией.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Ответчик представитель Лаганского РОСП УФССП России по РК, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился. Третье лицо представитель МРЭО ГИБДД МО МВД России «Лаганский», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 2 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Правила), государственная регистрация транспортного средства осуществляется регистрационными подразделениями за собственником транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителей либо опекунов (попечителей) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства. Государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами (п.3).
В соответствии с положениями ст.ст. 209, 235, 236 ГК РФ прекращение права собственности не зависит от действий (бездействий) по государственной регистрации прав на транспортные средства, которая является техническим учетом в целях использования транспортного средства по назначению и не означает регистрацию перехода права собственности.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в данной статье и иными способами, предусмотренными законом.
Следовательно, ГК РФ не ограничивает субъекта права в выборе способа защиты нарушенного права, граждане и юридические лица в силу ст. 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению.
Поскольку целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, избранный способ защиты права должен способствовать восстановлению нарушенных или оспариваемых прав, и в результате его удовлетворения должен удовлетворяться материально-правовой интерес лица, обратившегося за судебной защитой. Признание прекращенным права собственности в суде означает наличие спора относительно этого права между сторонами.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ) снятию с государственного учета подлежит транспортное средство, вывозимое за пределы территории Российской Федерации для отчуждения в связи с переходом права собственности на данное транспортное средство иностранному физическому или юридическому лицу; по заявлению владельца транспортного средства или организации, уполномоченной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, после утилизации транспортного средства; государственный учет которого прекращен по основаниям, указанным в п.7 ч.1 ст.18 настоящего Федерального закона, и не возобновлен по истечении одного года.
В силу абз. 2 п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Снятие с государственного учета транспортного средства после утилизации по заявлению о совершении регистрационных действий владельца транспортного средства либо организации, уполномоченной на проведение утилизации транспортных средств, осуществляется регистрационным подразделением при предъявлении свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства (п. 71 Правил).
Снятие транспортного средства с государственного учета в соответствии с п. 71 Правил производится на основании документов, предусмотренных пп. 27.1 - 27.3 п. 27 Административного регламента и предусмотренного пп. 27.4.7 п. 27 Административного регламента, свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные пп. 61.1 - 61.2, 61.4 и 61.7 п. 61 Административного регламента (п.147 Приказа МВД Росси от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств»).Такими документами могут быть заявление о проведении регистрационного действия - снятии транспортного средства с регистрационного учета: паспорт гражданина РФ; документ об уплате госпошлины за выдачу свидетельства на высвободившийся номерной агрегат - при наличии соответствующего волеизъявления владельца транспортного средства, отраженного в заявлении о проведении регистрационного действия. Документ или реквизиты документа об уплате госпошлины представляются по инициативе заявителя, однако следует иметь в виду, что госпошлина должна быть уплачена до подачи заявления и необходимых документов, а в случае направления заявления посредством Единого портала госуслуг - до представления оригиналов документов.
Статьей 20 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ предусмотрены основания для отказа в совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства, в том числе, наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.7 ч.5.)
Аналогичные требования содержатся в п. 92.11 Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом установлено, что транспортные средства <данные изъяты> зарегистрированы на имя ФИО2, что подтверждается свидетельствами о регистрации транспортных средств серии 0840 № от ДД.ММ.ГГГГ, серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А22-4405/2017 заявление финансового управляющего ФИО4 о применении обеспечительных мер в виде наложения ареста на имущество должника ФИО2 удовлетворено; наложен арест на транспортные средства <данные изъяты> должнику ФИО2 запрещено совершать действия по передаче прав на автомобили третьим лицам; Управлению ГИБДД МВД по <адрес> запрещено совершать регистрационные действия в отношении данных транспортных средств.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Лаганского РОСП УФССП России по РК от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП на основании определения Арбитражного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ (дело № А-22-4405/2017) наложен арест на вышеуказанные транспортные средства, принадлежащие на праве собственности ФИО2
В соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
ФИО2 указывает, что в связи с непригодностью в эксплуатации транспортные средства им были сданы в утилизацию. В подтверждение своих доводов истец предоставил свидетельства об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым истец передал на утилизацию в пункт приема лома цветного и черного металла ИП ФИО5, транспортные средства <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Лаганский РОСП УФССП России по РК с заявлением о снятии ограничений на регистрационные действия спорных транспортных средств, однако постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава-исполнителя Лаганского РОСП УФССП России по РК от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявления в связи с необоснованностью.
Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
К действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, относятся подача заявления об отказе от вещи, сделанная как в письменной, так и в устной форме, выбрасывание вещи, необеспечение надлежащего содержания, приводящее к прекращению существования вещи (разрушение, утрата ценности и т.п.), и др. Права и обязанности в отношении такого имущества сохраняются до того момента, когда имущество поступит в собственность другого лица.
Положениями ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника (ч. 1).
Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества (ч. 4).
Из буквального толкования вышеназванных норм права, нахождение спорных автомобилей под арестом по решению суда, свидетельствуют о невозможности реализации прав собственника на пользование и распоряжение данным имуществом. Учитывая, что на момент утилизации транспортных средств они находились под арестом (запретом регистрации), истец ФИО2 был не вправе распоряжаться ими как своей собственностью по своему усмотрению.
Разрешая требования истца о снятии запрета на регистрационные действия, исключении транспортных средств из государственного реестра в связи с утилизацией, суд исходит из того, что действиями судебного пристава-исполнителя нарушений действующего законодательства при совершении действий по наложению ареста на спорные транспортные средства не допущено, задолженность по исполнительному производству № на момент рассмотрения дела не погашена, требования исполнительного документа не исполнены, судебный пристав-исполнитель действовал в пределах предоставленных полномочий, следовательно, нарушений прав и законных интересов истца не имеется. Арест движимого имущества (транспортных средств) ФИО2 является гарантией обеспечения прав и законных интересов взыскателя, поскольку направлен на воспрепятствование должнику распорядиться им в ущерб интересам взыскателей.
Наличие запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств ФИО2 не являются основанием для удовлетворения требований истца, поскольку они находятся под ограничением, запреты на регистрационные действия в отношении спорных транспортных средств наложены в рамках исполнительного производства.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая, что определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № наложен арест на спорные транспортные средства истца, исковые требования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. Кроме того, судом также учитывается, что положительное решение приведет к нарушению прав других лиц, рассчитывающих на исполнение вступивших в законную силу решений суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска ФИО2 к Лаганскому РОСП УФССП России по <адрес> о снятии запрета на регистрационные действия, исключении транспортных средств из государственного реестра в связи с утилизацией отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Лаганский районный суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия и в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу при условии его апелляционного обжалования.
Председательствующий Д.А. Команджаев