Судья Лабутина Н.А. | № 33-118-2024УИД 51RS0001-01-2023-000723-12 |
Мотивированное определение изготовлено 18.01.2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 11 января 2024 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Булыгиной Е.В. |
судей | Киселевой Е.А. |
при секретаре | Муравьевой Е.А.Грошенко Е.Н. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1425/2023 по иску прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска к администрации города Мурманска о возложении обязанности совершения определенных действий
по апелляционной жалобе администрации города Мурманска на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 06 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Булыгиной Е.В., объяснения представителя ответчика – администрации города Мурманска Первых К.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца – старшего помощника прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска Морозовой Ю.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации города Мурманска о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Октябрьского округа города Мурманска проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере переселения граждан из аварийного жилья, исполнения требований законодательства при содержании муниципального специализированного жилищного фонда.
По информации администрации города Мурманска в настоящее время очереди на получение специализированных жилых помещений на территории муниципального образования город Мурманск ожидает 141 семья. Между тем в распоряжении муниципального образования находится 129 незаселенных жилых помещений специализированного (маневренного) жилого фонда, из которых готовы к распределению 49 жилых помещений.
Жилое помещение * на седьмом этаже многоквартирного ... входит в состав муниципального жилищного фонда и отнесено к маневренному фонду.
Осмотром указанного жилого помещения от 27 января 2022 года выявлены нарушения санитарно-технического состояния помещения, в частности, на стенах частично отклеены обои, на полу частично поврежден линолеум, деревянный подоконник имеет трещину.
Данное жилое помещение нуждается в проведении ремонта, поскольку находится в неудовлетворительном состоянии, выявленные недостатки являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям.
10 октября 2022 г. прокуратурой округа главе администрации города Мурманска вносилось представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с недостаточностью маневренного фонда и ненадлежащим его содержанием, однако до настоящего времени жилые помещения не приведены в пригодное состояние для постоянного проживания граждан.
Уточнив исковые требования, просил возложить на администрацию города Мурманска обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать техническую документацию на выполнение ремонтных работ в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан жилого помещения * многоквартирного ...; обязать в течение шести месяцев с момента разработки технической документации на выполнение ремонтных работ привести в пригодное состояние для проживания граждан указанное жилое помещение посредством проведения ремонта в соответствии с технической документацией.
Протокольным определением суда от 1 марта 2023 года судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ММКУ «Управление капитального строительства» (далее – ММКУ «УКС»), Комитет по строительству администрации города Мурманска, Комитет имущественных отношений города Мурманска.
Судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска удовлетворены.
На администрацию города Мурманска возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать техническую документацию на выполнение ремонтных работ в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан жилого помещения * многоквартирного ....
Кроме того, на администрацию города Мурманска возложена обязанность в течение шести месяцев с момента разработки технической документации на выполнение ремонтных работ в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан жилого помещения * многоквартирного ... привести в пригодное состояние для проживания граждан указанное жилое помещение посредством проведения ремонта в соответствии с технической документацией.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации города Мурманска Первых К.Е., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы приводит довод о том, что требования прокурора нарушают права ответчика как собственника муниципального имущества на владение, пользование и распоряжение имуществом по своему усмотрению.
Указывает на отсутствие в действующем законодательстве нормы права, устанавливающие для органов местного самоуправления срок, в течение которого необходимо производить ремонт в пустующих муниципальных жилых помещениях. Действующее законодательство не содержит указание на конкретные способы исполнения органами местного самоуправления обязанности по содержанию муниципального жилого фонда, не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств по осуществлению данной обязанности.
Отмечает, что органами местного самоуправления самостоятельно проводятся работы по содержанию и ремонту муниципального жилого фонда в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Полагает решение суда неисполнимым, поскольку в нем не конкретизированы виды ремонтных работ, которые необходимо произвести для приведения жилого помещения в пригодное состояние.
Считает, что у прокурора отсутствовало право обращения в суд в защиту неопределенного круга лиц, поскольку по данному делу имеется возможность индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены. Предоставление специализированного жилого фонда носит заявительный характер.
Указывает, что прокурором не представлены доказательства, подтверждающие не предоставление органами местного самоуправления жилых помещений нуждающимся в них лицам, в связи с отсутствием отремонтированных специализированных жилых помещений.
Кроме того, указывает, что спорное жилое помещение не признано не пригодным для проживания, доказательств обратного прокурором не представлено.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска Степанова Т.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель администрации города Мурманска, третьего лица Комитета имущественных отношений города Мурманска, ММКУ «УКС», Комитета по строительству администрации г. Мурманск, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В силу пунктов 1 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В силу пункта 3 части 1, части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно пункту 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с пунктом 13 типового договора найма жилого помещения маневренного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 наймодатель обязан, в том числе: передать нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям; принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, прокуратурой Октябрьского административного округа города Мурманска проведена проверка состояния соблюдения законности в сфере переселения граждан из аварийного жилья и реализации их прав на жилище в городе Мурманске, исполнения требований законодательства при содержании специализированного жилищного фонда.
По информации администрации города Мурманска в настоящее время своей очереди на получение специализированных жилых помещений на территории муниципального образования город Мурманск ожидает 141 семья.
В распоряжении муниципального образования находится 129 незаселенных жилых помещений специализированного (маневренного) жилого фонда, из которых готовы к распределению 49 жилых помещений.
Обследование свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда показало, что они находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют проведения ремонта, фактически для проживания не пригодны.
10 октября 2022 г. прокуратурой Октябрьского административного округа города Мурманска главе администрации муниципального образования город Мурманск вносилось представление об устранении нарушений жилищного законодательства при реализации полномочий в жилищной сфере в связи с недостаточностью маневренного фонда и ненадлежащим его содержанием.
Судом установлено, что жилое помещение * на седьмом этаже многоквартирного ... входит в состав муниципального жилищного фонда и отнесено к маневренному фонду. Помещение включено в реестр муниципального имущества ... как объект недвижимости - ... (жилое помещение).
Осмотром жилого помещения от 27 января 2023 года выявлены нарушения санитарно-технического состояния помещений, в частности, на стенах частично отклеены обои, на полу частично поврежден линолеум, деревянный подоконник имеет трещину.
Данное жилое помещение нуждается в проведении ремонта, поскольку находится в неудовлетворительном состоянии, так как выявленные недостатки и отсутствие оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям.
Из акта санитарно-технического состояния жилого помещения * многоквартирного ..., составленного 22 января 2023 года специалистами ММКУ «Центр по контролю за использованием муниципального имущества» и Комитета имущественных отношений ..., следует, что комиссия пришла к выводу о необходимости ММКУ «УКС» организовать работы по текущему ремонту муниципальной комнаты * (с восстановлением строенных шкафов в соответствии с поэтажным планом технического паспорта дома) и мест общего пользования после получения информации и предоставления необходимых документов от КИО по решению указанных вопросов (л.д.53).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь выше приведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42, оценив представленные по делу доказательства, как в обоснование заявленных требований, так и возражения на них правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что спорное жилое помещение нуждается в проведении ремонта, поскольку находится в неудовлетворительном состоянии, так как выявленные недостатки и отсутствие оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Выводы суда в решении о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению ремонта жилого помещения маневренного фонда в целях приведения его в пригодное для проживания состояние мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям закона, оснований считать их неправильными, вопреки доводам апелляционных жалоб, у судебной коллегии не имеется.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора права обращения в суд в защиту неопределенного круга лиц, поскольку имелась возможность индивидуализировать круг лиц, отклоняется в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае, обращение прокурора в суд с иском в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц обусловлено тем, что круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются и будут нарушаться, невозможно индивидуализировать, учитывая текучесть очереди на получение жилого помещение специализированного жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования прокурора нарушают права ответчика как собственника муниципального имущества на владение, пользование и распоряжение имуществом по своему усмотрению являются несостоятельными.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 2 апреля 2018 г. № 45-787 в структуру органов местного самоуправления города входит администрация муниципального образования город Мурманск как исполнительно-распорядительный орган города Мурманска.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 12 Устава муниципального образования город Мурманск установлено, что на основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
При этом жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, что предусмотрено Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, Типовым договором найма жилого помещения маневренного фонда, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.
Доказательства, подтверждающие, что спорное жилое помещение пригодно для постоянного проживания граждан применительно к соответствию его установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, стороной ответчиком в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлены.
Вопреки доводам жалобы о неисполнимости решения суда, судебная коллегия учитывает, что выполнение ответчиком конкретных ремонтных работ обусловлено возложением на ответчика обязанности разработать техническую документацию для выполнения ремонтных работ в отношении спорного жилого помещения, включающую в себя сметный расчет стоимости строительства и локальный сметный расчет, которые должны содержать конкретные перечень, виды, объемы и стоимость работ.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Срок, в течение которого ответчик обязан разработать техническую документацию на выполнение ремонтных работ, а также выполнить ремонтные работы в соответствии с разработанной технической документацией, определен судом в соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводов о несогласии с продолжительностью установленного судом срока апелляционная жалоба не содержит.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, по делу не допущено.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда не подлежащим отмене или изменению, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
Решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 06 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Мурманска – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: