Решение по делу № 33а-860/2022 от 24.02.2022

Судья Фазлиева О.Ф. УИД 51RS0019-01-2021-000793-77

№ 33а-860-2022

№ 2а-326-2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск 16 марта 2022 года.

Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Федоровой И.А.

судей

Науменко Н.А.

Мильшина С.А.

при секретаре

Мурашовой Н.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Полярные Зори в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Полярные Зори с подведомственной территорией о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования города Полярные Зори с подведомственной территорией на решение Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 14 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Мильшина С.А., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя прокуратуры Мурманской области Мунтян Р.В., судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Полярные Зори, действуя в целях защиты прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией о признании бездействия незаконным, и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов.

В обоснование административного искового заявления указано, что в ходе прокурорской проверки был выявлен факт нарушения природоохранного законодательства, выразившийся в несанкционированном размещении бытовых отходов, строительного мусора на земельном участке (с кадастровым номером *), находящимся в границах земель муниципального образования города Полярные Зори с подведомственной территорией, правообладателем которого является муниципальное образование город Полярные Зори.

Ссылаясь на то, что собственник размещенных на указанном земельном участке отходов не установлен, а в силу действующего законодательства ответственность по надлежащему содержанию земельного участка несет администрация муниципального образования, прокурор города Полярные Зори просил признать бездействие администрации города Полярные Зори в части ликвидации свалки мусора незаконным и возложить обязанность по ее ликвидации.

Определением суда от 25 ноября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное казенное учреждение «Управление городским хозяйством».

Решением Полярнозоринского районного суда города Мурманска от 14 декабря 2021 года административное исковое заявление прокурора города Полярные Зори удовлетворено, бездействие администрации муниципального образования города Полярные Зори с подведомственной территорией по ликвидации несанкционированной свалки мусора на земельном участке с кадастровым номером * признано незаконным, на администрацию муниципального образования города Полярные Зори с подведомственной территорией возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки мусора на земельном участке с кадастровым номером * в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования города Полярные Зори с подведомственной территорией Соколова С.Н. просит решение суда изменить в части установленного срока исполнения решения суда.

Полагает, что с учетом необходимых для ликвидации несанкционированной свалки денежных средств, невозможности запланировать необходимую значительную сумму в бюджете муниципального образования на 2022 год, исполнение решения суда следует установить до 30 октября 2023 года.

Относительно апелляционной жалобы помощником прокурора города Полярные Зори Мурманской области Князевой В.Э. представлены письменные возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу начальник МКУ «Управление городским хозяйством» Л.Н. Смирнов поддерживает доводы жалобы о необходимости предоставления администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией более длительного срока исполнения решения суда.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец прокурор города Полярные Зори, представитель административного ответчика администрации муниципального образования города Полярные Зори с подведомственной территорией, представитель заинтересованного лица муниципального казенного учреждения «Управление городским хозяйством», представитель заинтересованного лица МКУ «Отдел имущественных отношений и муниципального контроля администрации города Полярные Зори», извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, поскольку суд не признал их явку обязательной.

На основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности: приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Положениями статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу пунктов 1-3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах: определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселении, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 настоящей статьи).

05 августа 2005 года Полярнозоринской городской Думой принят Устав муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией, подпунктом 11 пункта 7 которого предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования

Подпунктами 3, 9 пункта 1 статьи 36 Устава муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией предусмотрено, что администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные функции в пределах, отнесенных федеральными законами, законами Мурманской области и настоящим Уставом, в том числе организует контроль за использованием и охраной земель в сфере земельных отношений и градостроительства; организует мероприятия по охране окружающей среды в границах муниципального образования в сфере обеспечения законности, охраны общественного порядка, прав и свобод граждан и безопасности.

Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.

Пунктом 7.8 ГОСТ 30772-2001 предусмотрено, что собственником отходов являются юридическое лицо, индивидуальный Предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Из примечания к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 следует, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Как установлено судом и следует из материалов дела прокуратурой города Полярные Зори в рамках надзорных мероприятий установлено, что на земельном участке с кадастровым номером * по состоянию на 13 августа 2021 года не санкционированно размещены отходы потребления - бытовые отходы, строительный мусор. При этом, в ходе проведенной проверки данных, указывающих на принадлежность размещенных отходов какому-либо лицу не установлено.

Согласно схеме генерального плана земельный участок расположен в границах территории муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией. Сведениями из публичной кадастровой карты подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером * относится к землям сельскохозяйственного назначения для обслуживания свинофермы на 600 голов.

Правообладателем земельного участка с кадастровым номером * площадью 66756+/-452 м2 является муниципальное образование город Полярные зори с подведомственной территорией.

По результатам проверки земельного участка 15 июня 2021 года составлен акт. Из указанного акта, фотоматериалов, следует, что на территории участка находятся разрушенные строения, крупногабаритный мусор, ветки деревьев, старый рубероид, пни, бытовой мусор. Объем несанкционированной свалки составляет не менее 33 378 м2,

13 августа 2021 года в адрес главы города Полярные Зори с подведомственной территорией заместителем прокурора города вынесено представление об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и недопущению аналогичных нарушений впредь.

По итогам рассмотрения представления прокуратуры, администрацией города Полярные Зори в адрес прокурора был направлено письмо, в котором сообщалось, что несанкционированная свалка на земельном участке образована неизвестными лицами.

Указанные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела доказательствами и лицами, участвующими в деле не оспаривались.

Соглашаясь с наличием на принадлежащем администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией земельном участке с кадастровым номером *, несанкционированной свалки, представителем административного ответчика администрации муниципального образования города Полярные Зори с подведомственной территорией указано на израсходование лимита бюджетных средств г. Полярные Зори на ликвидацию несанкционированных свалок в 2021 году, а также на то, что предусмотренных муниципальной программой «Развитие системы обращения с коммунальными отходами в муниципальном образовании г. Полярные Зори с подведомственной территорией на 2022-2026 года» бюджетных средств, в размере 500 000 рублей, будет достаточно только на осуществление начальных мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки.

Разрешая настоящий спор, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

При этом суд исходил из установленного факта принадлежности земельного участка с кадастровым номером * администрации муниципального образования города Полярные Зори с подведомственной территорией, и не исполненной предусмотренной приведенными выше нормативными актами обязанности по ликвидации несанкционированной свалки мусора.

Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Материалами административного дела подтверждается, что на момент рассмотрения административного дела судом первой инстанции несанкционированная свалка не ликвидирована, ссылок на доказательства об обратном, в материалы дела не представлено.

Судебная коллегия не усматривает оснований для изменения решения суда в части срока, установленного судом для исполнения возложенной на администрацию муниципального образования города Полярные Зори с подведомственной территорией обязанности.

Устанавливая указанный срок исполнения решения суда судом первой инстанции учтены фактические обстоятельств дела, значительный период времени, в течение которого административному ответчику было известно о наличии на спорном земельном участке несанкционированной свалки, продолжительность срока, в течение которого административным ответчиком не предпринималось мер по ее ликвидации, площадь свалки отходов, ее объемы, климатические условия в районе Крайнего севера, необходимость соблюдение баланса интересов сторон.

Отклоняя доводы административного ответчика, нашедшие свое отражение в апелляционной жалобе, о необходимости установления срока исполнения решения суда до 30 октября 2023 года, в связи с тем, что бюджетом муниципального образования на 2022 год не предусмотрены денежные средства для ликвидации несанкционированной свалки, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что установление такого срока не отвечает принципам разумности.

Невозможность для административного ответчика по объективным причинам исполнить решение в установленный судом срок не свидетельствует о незаконности вынесенного судом решения.

Кроме того, при наличии объективных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, орган местного самоуправления в соответствии со статьей 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд, рассмотревший дело, с ходатайством о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда.

В целом приведенные доводы жалобы, не содержат ссылок на обстоятельства и факты, которые не были учтены судом первой инстанции, при этом имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали бы изложенные в нем выводы.

При таком положении судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 174, 177, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Полярные Зори с подведомственной территорией – без удовлетворения.

Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 марта 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

33а-860/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Полярные Зори
Ответчики
Администрация г. Полярные Зори
Другие
Муниципальное казенное учреждение "Управление городским хозяйством"
Отдел имущественных отношений и муниципального контроля администрации г. Полярные Зори
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Мильшин Сергей Александрович
Дело на странице суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
24.02.2022Передача дела судье
16.03.2022Судебное заседание
22.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2022Передано в экспедицию
16.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее