Решение по делу № 33-3803/2022 от 16.11.2022

    Дело №2-6628/2021                                                         Председательствующий - судья Сочень Т.Ю.

УИД 32RS0001-01-2021-000069-89

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-3803/2022

г.Брянск                                                                                   20 декабря 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего                   Сидоренковой Е.В.,

судей                                                  Алейниковой С.А., Фроловой И.М.,

при секретаре                                    Пешеходько И.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по Брянской области Щербаковой Е.В. на решение Советского районного суда г.Брянска от 17 декабря 2021 года, по апелляционной жалобе представителя ФСИН России, УФСИН России по Брянской области Прищепа А.М. на дополнительное решение Советского районного суда г.Брянска от 10 августа 2022 года по делу по иску Самсонова Андрея Валерьевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения представителя УФСИН России по Брянской области и ФСИН России Щербаковой Е.В., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, возражения Самсонова А.В., судебная коллегия

установила:

Самсонов А.В. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что с 1996 года по 2009 год проходил службу в органах уголовно–исполнительной системы. В период службы на основании решения жилищно-бытовой комиссии УИН УВД Брянской области от 15 июля 1998 года принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. 7 сентября 2009 года уволен из органов уголовно–исполнительной системы по достижению выслуги лет, дающей право на пенсию.

С момента постановки на учет жилищный вопрос не решен, жилые помещения по договору социального найма ему не предоставлялись, единовременные социальные выплаты на приобретение или строительство жилья не выделялись, государственные сертификаты не выдавались.

Решением комиссии по жилищно-бытовым и социальным вопросам УФСИН России по Брянской области от 9 декабря 2020 года он с детьми снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Не согласившись с решением, он обратился в УФСИН России по Брянской области с заявлением об его отмене. 29 декабря 2020 года получил ответ, в котором ему отказано в удовлетворении требования.

Самсонов А.В. просил суд признать незаконным решение комиссии по жилищно-бытовым и социальным вопросам УФСИН России по Брянской области от 8 декабря 2020 года о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Самсонова А.В. с составом семьи из трех человек; обязать УФСИН России по Брянской области восстановить его с составом семьи из трех человек в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером, соответствующим дате постановке на очередь; взыскать с УФСИН России по Брянской области судебные расходы.

С учетом уточнений Самсонов А.В. просил суд обязать УФСИН России по Брянской области восстановить его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первоначального обращения с заявлением, с составом семьи из трех человек. От исковых требований в части признания незаконным решения комиссии УФСИН России по Брянской области от 8 декабря 2020 года и взыскании судебных расходов Самсонов А.В. отказался.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации, ФСИН России.

Определением суда от 17 декабря 2021 года прекращено производство по иску Самсонова А.В. в части требований о признании незаконным решения комиссии по жилищно-бытовым и социальным вопросам УФСИН России по Брянской области от 8 декабря 2020 года о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Самсонова А.В. с составом семьи из трех человек, взыскании судебных расходов, в связи с отказом истца от указанных требований.

    Решением суда от 17 декабря 2021 года иск удовлетворен. Суд обязал УФСИН России по Брянской области восстановить Самсонова А.В. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первоначального обращения с заявлением, с составом семьи – 3 человека.

    В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по Брянской области Щербакова Е.В. просила отменить решение суда как незаконное и необоснованное, указывая в доводах, что обеспеченность истца и членов его семьи более учетной нормы, поэтому истцом утрачены основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали истцу право состоять на жилищном учете.

    В письменных возражениях Самсонов А.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 7 июня 2022 года отменено определение суда от 17 декабря 2021 года, которым прекращено производство по иску Самсонова А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области в части требований о признании незаконным решения комиссии по жилищно-бытовым и социальным вопросам УФСИН России по Брянской области от 8 декабря 2020 года и взыскании судебных расходов. Дело направлено в Советский районный суд г.Брянска для вынесения дополнительного решения в указанной части.

    Дополнительным решением от 10 августа 2022 года суд признал незаконным решение комиссии по жилищно–бытовым и социальным вопросам УФСИН России по Брянской области от 8 декабря 2020 года о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Самсонова А.В. составом семьи 3 человека. Взыскал с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области в пользу Самсонова А.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

    Представитель ФСИН России, УФСИН России по Брянской области Прищеп А.М. подал апелляционную жалобу на дополнительное решение суда, в котором просил его отменить как незаконное, указывая в доводах, что оспариваемое решение жилищной комиссии от 8 декабря 2020 года является правомерным, поскольку обеспеченность истца и членов его семьи более учетной нормы, поэтому истцом утрачены основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали истцу право состоять на жилищном учете.

Судебная коллегия, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие законного представителя несовершеннолетних третьих лиц СВА и СВА Усыскиной И.Р., представителя Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, поскольку сведения об уважительных причинах неявки отсутствуют, просьб об отложении слушания или рассмотрении в их отсутствие не поступало.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 25 февраля 1995 года Самсонов А.В. заключил брак с САВ, ДД.ММ.ГГГГ родился сын СНА

В период с 1996 года по 2009 год Самсонов А.В. проходил службу в органах уголовно–исполнительной системы.

На основании решения жилищно-бытовой комиссии УИН УВД Брянской области от 15 июля 1998 года принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 1 человек.

На момент постановки на жилищный учет он с дедушкой и бабушкой был зарегистрирован в жилом помещении, жилой площадью 13,4 кв.м, по адресу: <адрес>; его супруга и сын были зарегистрированы в жилом помещении, жилой площадью 27,5 кв.м, по адресу: <адрес>.

23 января 2001 года за Самсоновым А.В. зарегистрировано право общей долевой собственности (доля в праве 31/100) на квартиру, общей площадью 64,5 кв.м, по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, которое прекращено 22 марта 2005 года на основании договора купли-продажи.

С 24 февраля 2005 года по 8 октября 2009 года он был зарегистрирован в квартире, общей площадью 44,6 кв.м, жилой площадью 28 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности его отцу СВИ, матери СГИ и братьям СЮВ САВ (по ? доли в праве), всего в квартире было зарегистрировано 5 человек.

9 июня 2006 года за супругой Самсонова А.В. – САВ и его сыном зарегистрировано право общей долевой собственности (по ? доли в праве) на квартиру по адресу: <адрес>.

10 января 2007 года брак с САВ прекращен.

В период с 2009 года по 2014 год Самсонов А.В. был временно зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Как следует из свидетельств о рождении, у него родились двое сыновей – СВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и СВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, матерью которых является Усыскина И.Р.

Протоколом заседания комиссии по жилищно-бытовым и социальным вопросам УФСИН России по Брянской области от 24 февраля 2011 года Самсонов А.В. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду не предоставления за 2010 год в комиссию справки и сведений, подтверждающих его статус нуждающегося в жилом помещении.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 15 июля 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Брянского областного суда от 11 ноября 2014 года, признано незаконным решение жилищной комиссии о снятии Самсонова А.В. с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлено обязать УФСИН России по Брянской области восстановить Самсонова А.В. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером, соответствующим дате постановки на очередь.

Протоколом №2 от 2 июля 2015 года УФСИН России по Брянской области, по заявлению Самсонова А.В. об изменении состава его семьи, внесены изменения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий на состав семьи 3 человека: он, его сыновья СВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и СВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением комиссии по жилищно-бытовым и социальным вопросам УФСИН России по Брянской области от 8 декабря 2020 года Самсонов А.В. с детьми снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с исключением из списка граждан (сотрудников) УФСИН России по Брянской области, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с утратой ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (выписка из протокола № 5 от 8 декабря 2020 года).

Как следует из свидетельств о регистрации по месту пребывания, справки ЖКХ «Брянск» от 3 ноября 2020 года, выписки из поквартирной карточки от 11 августа 2021 года, выданной ООО «ЖКХ «Брянск», в квартире, общей площадью 81,9 кв.м, по адресу: <адрес>, зарегистрированы: с 28 октября 2014 года Самсонов А.В., с 8 июля 2005 года его сын СВА, с 17 апреля 2012 года сын В, совместно с УГВ (сособственник квартиры), УРМ, Усыскиной И.Р.

В настоящее время в собственности Самсонова А.В. и членов его семьи (сыновей) жилые помещения отсутствуют.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался статьями 30, 31 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьями 29, 32 Жилищного кодекса РСФСР, разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и исходил из того, что факт наличия в период с 5 декабря 2000 года по 24 февраля 2005 года в собственности и пользовании Самсонова А.В. жилой площади более нормы, полагающейся на одного человека, а также наличие в период с 9 июня 2006 года по 10 января 2007 года в пользовании и собственности Самсонова А.В., его супруги и сына жилого помещения общей площадью более учетной нормы жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, не мог быть учтен в 2020 году как основание для снятия истца с детьми с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что истцу жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, на момент принятия обжалуемого решения жилищной комиссии от 9 декабря 2020 года и в настоящее время истец и его несовершеннолетние дети зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей в том числе УГВ; доказательств того, что истец является членом семьи собственника, не представлено, в связи с чем пришел к выводу о том, что истец право пользования указанной квартирой не приобрел, и общая площадь указанной квартиры не может быть учтена при расчете нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.

Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам в связи со следующим.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.

Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

В соответствии с подпунктами 1, 3 абзаца 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.

Анализ приведенных выше положений материального закона, регулирующих спорные правоотношения сторон, фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств позволил суду первой инстанции сделать правильный и обоснованный вывод об удовлетворении исковых требований, поскольку указанные в решении комиссии от 9 декабря 2020 года основания для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий истца, состоящего на таком учете с 1998 года, нельзя признать соответствующими фактическим обстоятельствам и требованиям закона, поскольку основания, послужившие для принятия истца в 1998 году на такой учет, не отпали.

При наличии в собственности истца, его супруги и сына в спорные периоды жилых помещений, истец не был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, следовательно, данные обстоятельства не могли быть учтены в 2020 году как основание для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, тем более что с момента отчуждения истцом жилого помещения в 2005 году и ухудшения жилищных условий прошло более 5 лет. При этом брак расторгнут в 2007 году.

Судебная коллегия отмечает, что непредоставление истцом вовремя сведений о наличии у него, супруги и сына в собственности жилого помещения, что привело к несвоевременному принятию решения о снятии истца с жилищного учета, не может служить основанием для отказа в иске, поскольку обязанность по ведению учетных дел, их хранению, перерегистрации граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, в силу вышеприведенных норм права возложена на учреждения, в которых ведется учет.

Довод апелляционной жалобы, со ссылкой на положения статьи 333.36 Налогового кодекса РФ о необоснованном взыскании с УФСИН России по Брянской области судебных расходов в виде уплаченной истцом при подаче заявления государственной пошлины, является несостоятельным, поскольку действующим процессуальным законом не предусмотрены основания для освобождения ответчика, в том числе государственного органа, от обязанности, установленной статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ по возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение суда, понесенных ею по делу судебных расходов.

Другие доводы апелляционных жалоб повторяют правовую позицию ответчика по спору, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которыми у судебной коллегии оснований не имеется. Обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в апелляционных жалобах не указаны.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г.Брянска от 17 декабря 2021 года, дополнительное решение Советского районного суда г.Брянска от 10 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УФСИН России по Брянской области Щербаковой Е.В., апелляционную жалобу представителя ФСИН России, УФСИН России по Брянской области Прищепа А.М. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г.Брянска в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий                                        Е.В. Сидоренкова

Судьи областного суда                                      С.А. Алейникова

       И.М. Фролова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 января 2023 г.

33-3803/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Самсонов Андрей Валерьевич
Ответчики
УФСИН по Брянской области, ФСИН России
Другие
Самсонов Владислав Андреевич, Самсонов Виктор Андреевич
Усыскина Ирина Рафаиловна
Суд
Брянский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
16.11.2022Передача дела судье
20.12.2022Судебное заседание
18.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2023Передано в экспедицию
20.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее