Судья Чернобай Н.Л. |
№ 33-1011/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 марта 2019 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Мишеневой М.А., Гудковой Г.В.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14.01.2019 по иску Сяркинен Э.В. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сяркинен Э.В. обратилась с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) по тем основаниям, что решением ответчика от (...) № (...) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с недостаточным стажем работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Ответчиком не учтен в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы истца в Доме культуры строителей треста «Петрозаводскстрой» в должности киномеханика и в ООО «ТД Петропассаж» в должности продавца-кассира. На основании изложенного, с учетом измененных исковых требований, истец просила обязать ответчика учесть в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с 19.10.1985 по 02.04.1987 в Доме культуры строителей треста «Петрозаводскстрой» и с 01.10.2000 по 01.04.2001 в ООО ТД «Петропассаж»; пересмотреть решение о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Судом на ГУ-УПФ РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) возложена обязанность учесть Сяркинен Э.В. в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с 19.10.1985 по 02.04.1987, 01.10.2000 по 01.04.2001. В удовлетворении остальной части требований отказано. С ГУ-УПФ РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Сяркинен Э.В. взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование доводов жалобы указывает на несогласие с решением суда в части включения в страховой стаж и стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода с 01.10.2000 по 01.04.2001. Указывает на то обстоятельство, что факт наличия записи о работе в трудовой книжке не может являться достаточным основанием для учета периода в страховой и специальный стаж. Надлежащим доказательством подтверждения страхового и специального стажа работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», является выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированная на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Выписка из индивидуального лицевого счета истца, сформированная при обращении в ПФР, а также и в настоящее время не содержит информацию о стаже работы в спорный период, следовательно, у суда не было правовых оснований для учета спорных периодов работы в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Отсутствие сведений индивидуального персонифицированного учета, начисления и уплаты страховых взносов в отношении истца в спорный период свидетельствует об отсутствии трудовой функции работника, начисления заработной платы и страховых взносов. Кроме того, организацией до 01.10.2000 индивидуальные сведения в отношении истца представлены с начисленными страховыми взносами.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, обозрев наблюдательное дело ООО ТД «Петропассаж», обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. (здесь и далее нормы Закона № 400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей до 01.01.2019).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ).
В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Судом установлено, что Сяркинен Э.В. (...) обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от (...) № (...) истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ в связи с недостаточным стажем работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Как следует из указанного решения, в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не учтены, в том числе: периоды работы с 19.10.1985 по 02.04.1987 в Доме культуры строителей треста «Петрозаводскстрой», поскольку в справке от (...) № (...) отсутствует дата рождения; с 01.10.2000 по 01.04.2001 в ООО ТД «Петропассаж», поскольку сведения индивидуального (персонифицированного) учета на Сяркинен Э.В. после регистрации ее в качестве застрахованного лица страхователем не предоставлены.
Согласно решению ответчика страховой стаж истца составляет 24 года 04 месяца 24 дня; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 9 лет 02 месяца 3 дня. Требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена.
Решение суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности включить Сяркинен Э.В. в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы с 19.10.1985 по 02.04.1987, сторонами не обжалуется, в связи с чем в силу ч.2 ст.327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда в части удовлетворения требований о включении в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы с 01.10.2000 по 01.04.2001 приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержались в ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которым в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ (ранее ст. 39 КЗоТ РФ) трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, был установлен в постановлении Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (утратил силу с 01.01.2015).
В соответствии с п. 6 указанных Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Аналогичные положения предусмотрены п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015.
В соответствии со ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1). При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2).
Согласно трудовой книжке истца 01.11.1998 Сяркинен Э.В. была принята продавцом-кассиром в магазин № 2 ООО ТД «Петропассаж» (приказ № (...) от (...)); 01.11.1999 переведена на должность ревизора (приказ № (...) от (...)); 01.04.2001 уволена на основании ст.31 КЗоТ РФ (приказ № (...) от (...)).
В качестве застрахованного лица истец зарегистрирована 28.10.1999.
Разрешая заявленные требования в части включения в страховой стаж, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы истца с 01.10.2000 по 01.04.2001 в ООО ТД «Петропассаж», исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 № 9-П, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.09.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» и учитывая, что обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в соответствии с действующим законодательством лежит на страхователе (работодатель), а не на застрахованном лице (работник), суд обоснованно пришел к выводу о том, что факт неуплаты страховых взносов сам по себе не может повлечь неблагоприятные последствия для истца в области пенсионного обеспечения, поскольку законодательство не содержит норм, которые бы возлагали обязанность на застрахованных лиц контролировать своевременную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо ставили в зависимость выплату обязательного страхового обеспечения от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей по начислению и выплате заработной платы работнику, перечислению страховых взносов, предоставлению индивидуальных (персонифицированных) данных на застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации не может лишать истца права на включение спорных периодов в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Доводы апелляционной жалобы ответчика в данной части являются несостоятельными, поскольку неисполнение ООО ТД «Петропассаж» обязанности по передаче в Пенсионный фонд индивидуальных сведений в отношении каждого конкретного работника не может повлечь неблагоприятные последствия для истца в области пенсионного обеспечения. Суд обосновано включил спорный период в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14.01.2019 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи