Дело № 2а-2263/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2019 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре судебного заседания Щербаковой С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому к Сапожникову Станиславу Давидовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Сапожникову С.Д. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, в обоснование иска указано, что при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах Инспекция установила факт неуплаты Сапожниковым С.Д. в бюджет транспортного налога, пени по транспортному налогу на общую сумму 7 307 руб. 04 коп. за 2016 год. Налогоплательщику исчислен транспортный налог и направлено налоговое уведомление №39451705 от 23 августа 2017 года об уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 7 285 руб. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога Инспекцией на основании п.1 ст.45 НК РФ выставлено требование от 13 декабря 2017 года №21991 об уплате транспортного налога на сумму 7 285 руб., пени 22 руб. 04 коп. Поскольку требование об уплате налогов Сапожниковым С.Д. также не исполнено, Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. По результатам рассмотрения указанного заявления мировой судья судебного участка №9 Петропавловск-Камчатского судебного района 23 июля 2018 года вынес судебный приказ о взыскании с Сапожникова С.Д. недоимки по транспортному налогу и суммы пени. В связи с поступившими от налогоплательщика возражениями относительно исполнения судебного приказа, 06 сентября 2018 года мировым судьей судебного участка №9 Петропавловск-Камчатского судебного района вынесено определение об отмене судебного приказа. Поскольку обязанность по уплате налога Сапожниковым С.Д. не исполнена, Инспекция просит суд взыскать с административного ответчика образовавшуюся задолженность по уплате транспортного налога и начисленные пени.
Представитель административного истца о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции.
Административный ответчик Сапожников С.Д. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайство Сапожникова С.Д. об отложении рассмотрения дела оставлено без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы настоящего дела, материалы административных дел №№2а-4866/2013, 2а-15106/2015, 2а-4211/2018, 2а-4926/2018, суд приходит к следующему.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Согласно частям 2, 3, 4, статьи 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу пунктов 2, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, Сапожников С.Д. в 2016 году являлся собственником транспортных средств: <данные изъяты>.
Инспекцией ФНС России по г.Петропавловску-Камчатскому сформировано налоговое уведомление №39451705 от 23 августа 2017 года об уплате транспортного налога за 2016 год на указанные транспортные средства в сумме 7 285руб. в срок до 01 декабря 2017 года. Уведомление направлено в адрес административного ответчика заказным почтовым отправлением 65091615147744, получено адресатом 06 октября 2017 года.
В связи с неуплатой налога в установленный срок административному ответчику направлено требование от 13 декабря 2017 года №21991 об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 7 285руб. и пени в сумме 22руб. 04коп., в котором установлен срок уплаты задолженности на налогам и пени до 24 января 2018 года. Требование передано Сапожникову С.Д. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (л.д.14).
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 2 ст. 48 НК РФ).
В установленный налоговым органом срок сумма недоимки налогоплательщиком в бюджет перечислена не была, в связи с чем Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности.
23 июля 2018 года мировым судьей судебного участка №9 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика недоимки по транспортному налогу за 2016 год в сумме 7 285 руб. и пени в сумме 22 руб. 04 коп.
Определением мирового судьи судебного участка №9 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 06 сентября 2018 года судебный приказ отменен, в связи с поступившими возражениями должника Сапожникова С.Д. относительно его исполнения.
Административное исковое заявление подано Инспекцией в суд 26 февраля 2019 года, то есть с соблюдением установленного законом срока.
На момент рассмотрения дела недоимка административным ответчиком не погашена, задолженность за 2016 год по транспортному налогу и пени составляет 7 307 руб. 04 коп. Расчет задолженности по налогу и пени судом проверен и является правильным.
Согласно статье 4 Закона Камчатского края от 22 ноября 2007 года №689 «О транспортном налоге в Камчатском крае» налоговая ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) выше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно с 01 января 2016 года составляет 32 рубля за лошадиную силу; налоговая ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно с 01 января 2016 года составляет 10 рублей за лошадиную силу; налоговая ставка на грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно с 01 января 2016 года составляет 32 рубля за лошадиную силу.
Как следует из карточек учета транспортных средств, мощность двигателя автомобиля <данные изъяты>, составляет 15 л.с., взысканию подлежит транспортный налог в размере 345 руб. (15л.с. х 23); мощность двигателя автомобиля транспортного средства <данные изъяты>, составляет 85 л.с., взысканию подлежит транспортный налог в размере 850 руб. (85л.с. х 10); мощность двигателя транспортного средства <данные изъяты>, составляет 110 л.с., взысканию подлежит транспортный налог в размере 3 520рублей (110л.с. х 32); мощность двигателя транспортного средства <данные изъяты>, составляет 75 л.с., взысканию подлежит транспортный налог в размере 750 руб. (75л.с. х 10); мощность двигателя транспортного средства <данные изъяты>, составляет 90 л.с., взысканию подлежит транспортный налог в размере 900 руб. (90л.с. х 10); мощность двигателя транспортного средства <данные изъяты>, составляет 92 л.с., взысканию подлежит транспортный налог в размере 920 руб. (92л.с. х 10).
Наличие в собственности Сапожникова С.Д. вышеперечисленных транспортных средств подтверждено представленными сведениями из регистрирующего органа.
Довод административного ответчика о том, что транспортные средства <данные изъяты> не являются объектами налогообложения и Сапожников С.Д. освобожден от уплаты транспортного налога, поскольку данные транспортные средства были похищены в 2009 году и до настоящего времени находятся в розыске, подлежит отклонению.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, не являются объектом налогообложения.
Таким образом, в период нахождения транспортного средства в розыске в связи с угоном (кражей) его владелец освобождается от уплаты транспортного налога в отношении данного транспортного средства. Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства предоставляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.
Между тем, как следует из сообщения и.о. начальника полиции УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому от 8 июля 2013 года, объектами преступного посягательства явились не принадлежащие Сапожникову С.Д. транспортные средства, как таковые, а агрегаты и детали от транспортных средств <данные изъяты>, похищенные неустановленным лицом в период времени с 14 августа 2009 года по 26 ноября 2009 года.
Как следует из письменных пояснений Сапожникова С.Д., он обращался в 2015 году в ИФНС по г.Петропавловску-Камчатскому по вопросу освобождения от уплаты транспортного налога в отношении транспортных средств в связи с нахождением транспортных средств в розыске.
Ответом налогового органа от 15.07.2015 Сапожникову С.Д. разъяснено, что основанием для освобождения от уплаты транспортного налога является предоставление сведений о снятии автомобиля с учета либо о нахождении его в розыске.
При таком положении, учитывая, что соответствующий документ, подтверждающий факт угона (кражи) транспортного средства, налогоплательщиком не представлен, а факт хищения имущества, являющегося составной частью транспортного средства, в силу закона не освобождает налогоплательщика от предусмотренной обязанности по уплате налога, транспортные средства в спорный период зарегистрированы за административным ответчиком, суд приходит к выводу о том, что Инспекцией правомерно исчислен транспортный налог за 2016 год.
Как следует из приведенных выше положений налогового законодательства, наличие обязанности по уплате транспортного налога связывается с фактом регистрации транспортного средства за конкретным лицом.
Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административным истцом соблюдены порядок и сроки обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, доказательств уплаты, в том числе в установленные законом сроки, налога административным ответчиком не представлено, как и документов, подтверждающих наличие правовых оснований для освобождения Сапожникова С.Д. от уплаты транспортного налога за спорный налоговый период, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований о взыскании с Сапожникова С.Д. транспортного налога за 2016 год в сумме 7 285 руб., пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога в сумме 22 руб. 04 коп.
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 400 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому к Сапожникову Станиславу Давидовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с Сапожникова Станислава Давидовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, ИНН №, проживающего в <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петропавловску-Камчатскому недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 7 285 руб., пени по транспортному налогу в сумме 22 руб. 04 коп., а всего 7 307 руб. 04 коп.
Взыскать с Сапожникова Станислава Давидовича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Ю.Н.Степанова
Мотивированное решение составлено 08 апреля 2019 года