ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
дело № 2а-6021/2021
№ 33а-1329/2022 (33а-23234/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Уфа 26 января 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Куловой Г.Р.,
судей Искандарова А.Ф. и Субхангулова А.Н.,
с участием прокурора Сафина А.Р.,
при ведении протокола
помощником судьи Гильмутдиновой И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Калининского района г.Уфы в интересах Григорьевой Р.Ф. к Администрации Калининского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, первому заместителю главы Администрации Калининского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Миронову Д.В., Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по апелляционной жалобе Администрации Калининского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., объяснения представителя Администрации Калининского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Мухиной А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Сафина А.Р. и истца Григорьевой Р.Ф., судебная коллегия
установила:
Прокурор Калининского района г.Уфы в интересах Григорьевой Р.Ф. обратился в суд с административным иском к Администрации Калининского района городского округа г.Уфа о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование указал, что прокуратурой Калининского района г.Уфы по обращению Григорьевой Р.Ф. проведена проверка нарушения ее жилищных прав. Григорьева Р.Ф., дата года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До дата Григорьева Р.Ф. проживала в Учалинском детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С дата по дата Григорьева Р.Ф. проходила обучение в полиграфическом лицее №1 г.Уфа, проживала и была зарегистрирована в общежитии указанного учебного заведения, расположенного по адресу: адрес. Закрепленного либо в пользовании жилого помещения у Григорьевой Р.Ф. не имеется. Свое право для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «дети-сироты» до достижения возраста 23 лет и получение жилья Григорьева Р.Ф. по независящим от нее причинам не реализовала. дата Григорьева Р.Ф. обратилась с заявлением в администрацию Калининского района городского округа г.Уфа о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Письмом от дата №... Администрация Калининского района городского округа г.Уфа отказала Григорьевой Р.Ф. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку ей 34 года. Также в отказе Администрация Калининского района городского округа г.Уфа сослалась на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата, которым отказано в удовлетворении требований о возложении обязанности включить Григорьеву Р.Ф. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Между тем, действующим законодательством в период подачи (дата) заявления Григорьевой Р.Ф. предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями. Вступившее в законную силу решение суда, на которое сослался орган местного самоуправления, не имеет правового значения, поскольку оно основано на ранее действующем законодательстве. Выводы об отсутствии у Григорьевой Р.Ф. права на обеспечение жилым помещением по основаниям, предусмотренным статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №59-ФЗ, судебное решение не содержит. Кроме достижения Григорьевой Р.Ф. предельного для данных правоотношений возраста и наличие вступившего в законную силу судебного решения, иных оснований оспариваемый отказ не содержит. Решение органа местного самоуправления не может считаться законным, так как оно нарушает права Григорьевой Р.Ф.
Прокурор просил суд признать незаконным отказ Администрации Калининского района городского округа г.Уфы Республики Башкортостан в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Григорьевой Р.Ф.; обязать Администрацию Калининского района городского округа г.Уфы Республики Башкортостан включить Григорьеву Р.Ф. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Определением судьи Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 30 августа 2021 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены первый заместитель главы Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Миронов Д.В., Администрация городского округа г.Уфа Республики Башкортостан (л.д.64).
Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 сентября 2021 года постановлено:
удовлетворить иск прокурора Калининского района г.Уфы в интересах Григорьевой Р.Ф..
Признать незаконным отказ Администрации Калининского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан №... от дата.
Обязать Администрацию Калининского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан включить Григорьеву Р.Ф. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В апелляционной жалобе Администрации Калининского района городского округа г.Уфа просит решение отменить, считает его незаконным, указав, что из анализа жилищного законодательства, действовавшего на период достижения Григорьевой Р.Ф. совершеннолетия, следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежали обеспечению жилыми помещениями в льготном порядке только до достижения возраста 23 лет, поскольку после достижения указанного возрасти они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ. По общему правилу, заявление о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подается законным представителем по достижении несовершеннолетними 14 лет. Юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших Григорьевой Р.Ф. обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения ею возраста 23 лет. Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в органы местного самоуправления для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Григорьева Р.Ф. до достижения ей возраста 23 лет с заявлением о постановке ее на учет в администрацию района не обращалась, доказательств наличия препятствий к этому не представила.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как следует из части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее по тексту – Правила).
В силу пункта 3 названных Правил, в Список, в том числе, включаются лица, достигшие возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на дата или после дата имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в Список.
Положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года №1229-О, от 29 января 2019 года №185-О и от 30 января 2020 года №89-О).
Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации (утверждены письмом от 23 июня 2020 года №ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца 4 пункта 3 Правил.
Судом установлено, что Григорьева (Загафранова) Р.Ф. родилась дата в селе адрес Матерью указана Загафранова Н.И., отцом Загафранов Ф.Х., сведения о котором записаны по указанию матери.
Решением Аскинского районного суда Республики Башкортостан от 31 октября 1995 года Загафранова Н.И. лишена родительских прав в отношении детей Загафрановой Р.Ф., дата года рождения, Загафранова А.Т., дата года рождения (л.д.18-19).
Постановлением Администрации Аскинского района Республики Башкортостан №... от дата определено устроить Загафранову Р.Ф. в один из детских домов республики, закрепить за несовершеннолетней Загафрановой Р.Ф. жилую площадь по адресу: адрес (л.д.17).
дата умерла мать истца Загафранова Н.И. (л.д.16).
В период с дата по дата Загафранова Р.Ф. воспитывалась в ГБОУ Учалинский детский дом Республики Башкортостан, пользовалась льготами, предусмотренными Федеральным законом №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.15, 61).
дата заключен брак между Григорьевым Р.Г. и Загафрановой Р.Ф., после заключения брака Загафрановой Р.Ф. присвоена фамилия Григорьева.
Согласно справке Администрации сельского поселения Кунгаковский сельсовет муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан №... от дата Григорьева Р.Ф. (Загафранова Р.Ф.) как нуждающийся в улучшении жилищных условий на учете не состоит и закрепленного жилья не имеет (л.д.14).
дата Григорьева Р.Ф. обратилась в Администрацию Калининского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан с заявлением о постановке на учёт граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в постановке на учет было отказано, в связи с достижением ею возраста 23 лет (л.д.62).
дата Григорьева Р.Ф. обратилась в Администрацию Калининского района городского округа г.Уфа с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.69-71).
Письмом Администрации Калининского района городского округа г.Уфа от дата №... Григорьевой Р.Ф. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку ей исполнилось 34 года, не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока подачи заявления.
Между тем, в соответствии с пунктами 1-3 указанных Правил, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на дата или после дата имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (пункты 1-3).
В подпункте «г» пункта 4 Правил, к лицам, имеющим право на подачу заявления о включении в список, поименованы лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Таким образом, действующим законодательством в период подачи заявления Григорьевой Р.Ф. (дата) предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
По достижении Григорьевой Р.Ф. возраста 18 лет и выбытии из детского дома, каких-либо мер, направленных на включение Григорьевой Р.Ф. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, администрацией ГБОУ Учалинский детский дом Республики Башкортостан не предпринималось.
В суде первой инстанции Григорьева Р.Ф. пояснила, что администрация детского дома не разъяснила ей право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. После выбытия из детского дома была направлена в Полиграфический лицей №1 в г.Уфа, проживала и была зарегистрирована в общежитии учебного заведения. В период учебы с ней также не проводили разъяснительную работу, не сообщили о наличии права на получение социального жилья. После окончания учебы в дата постоянного места проживания, достаточных средств к существованию не имела. Впервые узнала о праве на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, незадолго до 23-летия от бывших воспитанников детского дома, в связи с чем обратилась в Администрацию Советского района городского округа г.Уфа в устном порядке для уточнения перечня документов. Поскольку ею был собран не полный пакет документов, в принятии заявления о постановке на учет устно отказано устно.
дата, дата у нее родились дети, ухудшилось состояние здоровья, о чем свидетельствуют представленные медицинские документы, подтверждающие прохождение амбулаторного и стационарного лечения.
В пункте 6 Правил перечислен исчерпывающий перечень сведений, подлежащих указанию в заявлении лица о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В пункте 7 названных Правил перечислен перечень документов, которые прилагаются к заявлению о включении в список заявителем.
Указание о причине не обращения с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями до достижения возраста 23 лет, Правилами не предусмотрено.
Согласно пункту 12 Правил, в случае выявления недостоверности и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении о включении в список и представленных заявителем (представителем заявителя) документах, уполномоченный орган (орган местного самоуправления, уполномоченная организация) направляет заявителю (представителю заявителя) запрос об уточнении указанных сведений. Запрос может быть передан заявителю (представителю заявителя) под расписку, направлен заказным письмом с уведомлением о вручении или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Запрос в адрес Григорьевой Р.Ф. о предоставлении дополнительных сведений, документов административным органом не направлялся.
Учитывая изложенное, отказ органа местного самоуправления во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по причине достижения Григорьевой Р.Ф. возраста 34 лет, отсутствия доказательств уважительности причин пропуска срока подачи заявления, нельзя признать законным.
Кроме того, в ответе Администрации Калининского района городского округа г.Уфа от дата №... имеется ссылка на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 17 марта 2021 года по делу №2-1642/2021.
Действительно, решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 17 марта 2021 года, вступившим в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 июля 2021 года, в удовлетворении исковых требовании прокурора Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Григорьевой Р.Ф. к Администрации Калининского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании включить в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями отказано (л.д.21-29).
С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Григорьева Р.Ф. обратилась после вынесения указанного решения, дата. Вступившее в законную силу решение суда, на которое сослался орган местного самоуправления, в данном конкретном случае не имеет правового значения, поскольку основано на обращении Григорьевой Р.Ф. о включении в список от дата, на ранее действующем законодательстве. Выводов об отсутствии у Григорьевой Р.Ф. права на обеспечение жилым помещением по основаниям, предусмотренным статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года №397, судебное решение не содержит.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
До достижения возраста 23 лет и в настоящее время Григорьева Р.Ф. жильем не обеспечена вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей органами опеки и попечительства, которые не обеспечили ее постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указанное право по состоянию на дата Григорьевой Р.Ф. не реализовано в силу стечения определенных жизненных обстоятельств.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, поскольку лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на дата или после дата имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Таким образом, действующим законодательством на период подачи (дата) заявления Григорьевой Р.Ф. предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Вступившее в законную силу решение суда, на которое сослался орган местного самоуправления, в рассматриваемом споре не имеет правового значения, поскольку оно основано на ранее действующем законодательстве. Выводы об отсутствии у Григорьевой Р.Ф. права на обеспечение жилым помещением по основаниям, предусмотренным статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, судебное решение не содержит.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Калининского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Рахимова Р.В.