№ 2а-3764/2021
61RS0022-01-2021-006503-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2021 г. г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Верещагиной В.В.,
при секретаре судебного заседания Панчихиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области к Загородних С.В. о взыскании пени по налогам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области обратилась в суд с административным иском к Загородних С.В. о взыскании пени по налогам, в обоснование указав следующее.
На налоговом учете в ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области состоит в качестве налогоплательщика Загородних С.В. На основании представленных сведений в ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области установлено, что за физическим лицом Загородних С.В. зарегистрировано имущество, которое в 2016 году являлось объектом налогообложения (<данные изъяты>
Земельный налог за 2016г. с учетом переплаты 195,49 руб. составил 4312,51 руб., налог на имущество физических лиц за 2016г. с учетом переплаты 15,80 руб. составил 219,20 руб., транспортный налог за 2016г. составил 528,00 руб.
Загородних С.В. в установленные законодательством сроки вышеуказанные налоги не были уплачены. Мировым судьей в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №1 вынесен судебный приказ от 22.06.2018г. №2а-1-524/2018 о взыскании недоимки по налогам за 2016 год.
Согласно расчету сумм пени, включенной в требование по уплате №23022 от 10.03.2020г.:
-за неуплату транспортного налога налогоплательщику начислены пени в сумме 108,19 руб. за период с 26.06.2019г. по 09.03.2020г.;
-за неуплату налога на имущество физических лиц начислены пени в сумме 147,31 руб. за период с 26.06.2019г. по 09.03.2020г.;
-за неуплату земельного налога начислены пени в сумме 2237,78 руб. за период с 26.06.2019г. по 09.03.2020г.
Согласно расчету сумм пени, включенной в требование по уплате №25696 от 13.04.2020г.:
-за неуплату транспортного налога налогоплательщику начислены пени в сумме 17,97 руб. за период с 10.03.2020г. по 12.04.2020г.;
-за неуплату налога на имущество физических лиц начислены пени в сумме 59,60 руб. за период с 10.03.2020г. по 12.04.2020г.;
-за неуплату земельного налога начислены пени в сумме 397,15 руб. за период с 10.03.2020г. по 12.04.2020г.
Согласно расчету сумм пени, включенной в требование по уплате №27609 от 07.05.2020г.:
-за неуплату транспортного налога налогоплательщику начислены пени в сумме 12,23 руб. за период с 13.04.2020г. по 06.05.2020г.;
-за неуплату налога на имущество физических лиц начислены пени в сумме 40,62 руб. за период с 13.04.2020г. по 06.05.2020г.;
-за неуплату земельного налога начислены пени в сумме 270,58 руб. за период с 13.04.2020г. по 06.05.2020г.
Для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и пени требования №23022 от 10.03.2020г., №25696 от 13.04.2020г., №27609 от 07.05.2020г. были направлены в адрес административного ответчика, вместе с тем данные требования им исполнены не были.
ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании пени с Загородних С.В. Мировым судьей в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №1 28.07.2020г. был вынесен судебный приказ №2а-1-1310/2020, который определением мирового судьи от 09.03.2020г. был отменен. Задолженность до настоящего времени административным ответчиком не погашена.
В связи с этим ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области просит суд взыскать с Загородних С.В. пени по транспортному налогу в сумме 138,39 руб. за период с 02.12.2017г. по 06.05.2020г.; пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 247,53 руб. за период с 02.12.2017г. по 06.05.2020г.; пени по земельному налогу в сумме 2905,51 руб. за период с 02.12.2017г. по 06.05.2020г., всего: 3291,43 руб.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области, административный ответчик Загородних С.В. не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации).
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
В силу ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания свих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на налоговом учете в ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области состоит в качестве налогоплательщика Загородних С.В., за которым на основании представленных сведений в ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области зарегистрировано следующее имущество, которое в 2016 году являлось объектом налогообложения <данные изъяты>
Земельный налог за 2016г. с учетом переплаты 195,49 руб. составил 4312,51 руб., налог на имущество физических лиц за 2016г. с учетом переплаты 15,80 руб. составил 219,20 руб., транспортный налог за 2016г. составил 528,00 руб.
Загородних С.В. в установленные законодательством сроки вышеуказанные налоги не были уплачены.
Согласно расчету сумм пени, включенной в требование по уплате №23022 от 10.03.2020г.:
-за неуплату транспортного налога налогоплательщику начислены пени в сумме 108,19 руб. за период с 26.06.2019г. по 09.03.2020г.;
-за неуплату налога на имущество физических лиц начислены пени в сумме 147,31 руб. за период с 26.06.2019г. по 09.03.2020г.;
-за неуплату земельного налога начислены пени в сумме 2237,78 руб. за период с 26.06.2019г. по 09.03.2020г.
Согласно расчету сумм пени, включенной в требование по уплате №25696 от 13.04.2020г.:
-за неуплату транспортного налога налогоплательщику начислены пени в сумме 17,97 руб. за период с 10.03.2020г. по 12.04.2020г.;
-за неуплату налога на имущество физических лиц начислены пени в сумме 59,60 руб. за период с 10.03.2020г. по 12.04.2020г.;
-за неуплату земельного налога начислены пени в сумме 397,15 руб. за период с 10.03.2020г. по 12.04.2020г.
Согласно расчету сумм пени, включенной в требование по уплате №27609 от 07.05.2020г.:
-за неуплату транспортного налога налогоплательщику начислены пени в сумме 12,23 руб. за период с 13.04.2020г. по 06.05.2020г.;
-за неуплату налога на имущество физических лиц начислены пени в сумме 40,62 руб. за период с 13.04.2020г. по 06.05.2020г.;
-за неуплату земельного налога начислены пени в сумме 270,58 руб. за период с 13.04.2020г. по 06.05.2020г.
Для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и пени требования №23022 от 10.03.2020г., №25696 от 13.04.2020г., №27609 от 07.05.2020г. были направлены в адрес административного ответчика, вместе с тем данные требования им исполнены не были.
ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании пени с Загородних С.В. Мировым судьей в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №1 28.07.2020г. был вынесен судебный приказ №2а-1-1310/2020, который определением мирового судьи от 09.03.2020г. был отменен. Задолженность до настоящего времени административным ответчиком не погашена.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015г. № 422-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации», к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, вышеуказанную правовую позицию высшей судебной инстанции по данному вопросу, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части взыскания пени по налогам только за 2016 год, а именно, в части взыскания пени по транспортному налогу за 2016 год в сумме 106,43 руб. (л.д.9, 17), начисленной за период с 02.12.2017г. по 09.03.2010г. и пени в сумме 6,04 руб. (3,59 руб. + 1,48 руб.+0,97 руб.) за период с 10.03.2020г. по 06.05.2020г.; пени по земельному налогу за 2016 год в сумме 869,37 руб., начисленной за период с 02.12.2017г. по 09.03.2020г. и пени в сумме 29,33 руб., начисленной за период с 10.03.2020г. по 12.04.2020г. (л.д. 27-28).
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что мировым судьей в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №1 вынесен судебный приказ от 22.06.2018г. №2а-1-524/2018 о взыскании недоимки по налогам за 2016 год (л.д.39).
При этом суд принимает во внимание, что никаких доказательств, обосновывающих у Загородних С.В. возникновение задолженности, а именно, задолженности по транспортному, земельному налогам за 2017 и 2018 годы, а также по налогу на имущество физических лиц за 2016-2018 год, на которую произведено начисление пени в оставшемся размере, и соблюден ли в отношении данной задолженности порядок принудительного взыскания недоимки по налогам административный истец суду не предоставил. Доказательств обратного материалы дела не содержат, административным ответчиком суду не представлено. В связи с этим в данной части административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, как необоснованное.
Суд учитывает также, что согласно указанному выше судебному приказу от 22.06.2018г. №2а-1-524/2018 с Загородних С.В. в пользу ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 219,20 руб. Вместе с тем расчет пени, начисленной именно на данную недоимку, с указанием соответствующего периода, за который она начислена, суду представлен не был.
С учетом изложенного, проверив порядок и срок на обращение с настоящим административным иском в суд, оценивая все доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Статьей 114 КАС Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Административный истец ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска. По основаниям ст.114 КАС Российской Федерации суд взыскивает государственную пошлину с административного ответчика. В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286, 290 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 112,47 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 898,70 ░░░., ░ ░░░░░: 1011,17 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400,00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.09.2021░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░