Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2024 года                            г.Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Цукерман С.Ю.,

при секретаре Самойловой В.К.,

с участием процессуального истца старшего помощника Шилкинского межрайонного прокурора Норбоева Б.Д.,

материального истца АЖВ,

представителя ответчика администрации муниципального района «Шилкинский район» Козел М.Л., действующей на основании доверенности №48 от 16.11.2023, сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шилкинского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего АДС к администрации муниципального района «<адрес>» о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Шилкинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах несовершеннолетнего АДС с вышеуказанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка по факту обращения несовершеннолетнего АДС за медицинской помощью в ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ» в связи с укусом безнадзорной собакой, в результате которой установлено следующее. На администрацию муниципального района «Шилкинский район» возложена обязанность по отлову безнадзорных животных.     20.01.2023 в целях организации деятельности по отлову безнадзорных животных администрацией муниципального района «Шилкинский район» и ООО «Пять звёзд» заключен муниципальный контракт № 1 на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района «Шилкинский район» на сумму 796400 руб. Кроме того, 27.03.2023 администрацией муниципального района «Шилкинский район» и ООО «Пять звёзд» заключен муниципальный контракт №2 на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района «Шилкинский район» на сумму 3137500 руб. Проведенной проверкой установлено, что проведение мероприятий, направленных на защиту населения от негативных явлений, связанных с безнадзорностью животных, администрацией муниципального района «Шилкинский район» надлежащим образом не организовано, что не отвечает требованиям законодательства в сфере обращения с животными. Вследствие ненадлежащей организации органом местного самоуправления работы на указанном направлении деятельности 27.10.2023 произошло нападение безнадзорного животного на несовершеннолетнего АДС, в результате которого ребенку был причинен моральный вред. По данному факту в ОМВД России по Шилкинскому району 27.10.2023 поступило заявление АЖВ, зарегистрированное в КУСП ОМВД России по Шилкинскому району за №6289 по факту укуса ее несовершеннолетнего сына АДС собакой. В тот же день несовершеннолетний АДС обратился в ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ» с диагнозом: укушенная рана лица. Проверкой установлено, что администрацией муниципального района «Шилкинский район», вопреки требованиям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", работа по отлову безнадзорных животных организована ненадлежащим образом, принимаемые меры являются недостаточными для обеспечения безопасности населения городского округа. Факт нападения 27.10.2023 безнадзорного животного на несовершеннолетнего АДС находятся в непосредственной причинно-следственной связи с ненадлежащей организацией администрацией муниципального района «Шилкинский район» мероприятий по отлову бесхозяйных животных и свидетельствует о неполноте принимаемых органами местного самоуправления мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предотвращению причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан. В связи с укусом собаки, ребенку были причинены нравственные страдания и телесные повреждения. Ребёнок пострадал от укуса собаки вследствие ненадлежащего исполнения администрацией муниципального района «Шилкинский район» принятых на себя обязательств по отлову безнадзорных животных в границах городского округа. При определении размера компенсации морального вреда АДС, необходимо учесть возраст ребенка, степень нравственных страданий, понесенных им в результате нападения собаки, а также факт причинения физического вреда. Ссылаясь на нормы закона, учитывая требования законного представителя несовершеннолетнего АЖВ, просит суд взыскать с администрации муниципального района «Шилкинский район» за счет казны муниципального района «Шилкинский район» в пользу несовершеннолетнего АДС, в лице законного представителя АЖВ, компенсацию морального вреда в размере 200000 руб.

Определением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 15.02.2024 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Пять звезд».

В судебном заседании процессуальный истец старший помощник Шилкинского межрайонного прокурора Норбоев Б.Д. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнений не имел. Утверждал, что в силу требований закона, к полномочиям администрации муниципального района «Шилкинский район» относится работа по отлову безнадзорных животных.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Шилкинский район» Козел М.Л. исковые требования не признала, при этом указала, что, по ее мнению, у собаки имеется хозяин, однако доказательств этому представить не может, поскольку собака пропала. Утверждала, что администрация не является надлежащим ответчиком. К полномочиям администрации не относятся работа по отлову безнадзорных животных. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица ООО «Пять звезд», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не просил.

    Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 27.10.2023 произошло нападение безнадзорного животного на несовершеннолетнего АДС, в результате которого ребенку был причинен моральный вред.

По данному факту в ОМВД России по Шилкинскому району 27.10.2023 поступило заявление АЖВ, зарегистрированное в КУСП ОМВД России по Шилкинскому району за №6289 по факту укуса ее несовершеннолетнего сына АДС собакой. В тот же день несовершеннолетний АДС обратился в ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ» с диагнозом: укушенная рана лица.

В рамках проведенной проверки опрошен несовершеннолетний АДС, из которых усматривается, что 27.10.2023 в 08.30 час. он шел в школу, проходя по ул.Балябина, мимо дома, расположенного на перекрестке улиц Балябина и Озерная, выскочила большая собака черно-желтого окраса, похожая на немецкую овчарку, подбежала к нему и рыча прыгнула на него, поставила на него передние лапы и укусила за лицо в районе правой щеки. Укусив его, собака убежала. После чего он пошел в школу, откуда позвонил маме, и они поехали в больницу, где ему обработали рану и поставили укол, всего назначили 5 или 6 уколов.

Опрошенная законный представитель, мать несовершеннолетнего АЖВ пояснила, что 27.10.2023 в 08.30 час. сын АДС пошел в школу. Около 08.45 час. ей позвонил сын и сообщил, что его укусила собака. Она сразу же пошла в школу, забрала сына и отвезла в ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ». Дежурный врач осмотрел АДС, обработал ему рану и назначил уколы 5-6 штук, которые они должны были проставить до 26.01.2024. Кому принадлежит собака, которая укусила ее сына она не знает.

Статья 1 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно п.1 ст.29 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно п.1789 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках.

В силу ст.2 ФЗ РФ от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии», а также ст.3,4 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с подп.92 п.1 ст.44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе, решение вопроса организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Положениями подп.92 п.1 ст.44 Федерального закона от 21.12.2021 N414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", ст.1, 6 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения», ст.3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местной самоуправления в Российской Федерации» прямо не предусмотрен в числе санитарно-эпидемиологических мероприятий отлов безнадзорных собак и кошек, не возложена непосредственно на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность по обеспечению конституционных прав граждан на безопасность окружающей среды, исключающей нападение на людей безнадзорных собак.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.14.1 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

В соответствии с п.15 ч.1 ст.16.1 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

Согласно ст.1 Закона Забайкальского края от 24.02.2021 №1915-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее – Закон № 1915-ЗЗК) органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

В соответствии со ст.5 Закона №1915-ЗЗК финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год и плановый период.

Законом Забайкальского края от 22.12.2022 №2134-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрено предоставление муниципальному району «Шилкинский район» субвенции на осуществление полномочий Забайкальского края по организации проведения на территории края мероприятий, связанных деятельностью по обращению с животными без владельцев на 2023 год (приложение № 26 таблица № 26).

Учитывая взаимосвязанные положения вышеперечисленных законов, на администрацию муниципального района «Шилкинский район» возложена обязанность по отлову безнадзорных животных.

Таким образом, ответственность за вред, причинённый личности или имуществу вследствие недостаточно принятых мероприятий в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц должна быть возложена на администрацию муниципального района «Шилкинский район».

20.01.2023 в целях организации деятельности по отлову безнадзорных животных администрацией муниципального района «Шилкинский район» и ООО «Пять звёзд» заключен муниципальный контракт № 1 на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района «Шилкинский район» на сумму 796400 руб. Кроме того, 27.03.2023 администрацией муниципального района «Шилкинский район» и ООО «Пять звёзд» заключен муниципальный контракт № 2 на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района «Шилкинский район» на сумму 3137500 руб.

В тоже время, в соответствии с п.2 ч.1 ст.17, п.1 ч.1 ст.18 ФЗ от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц. Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.

В соответствии с п.5 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Забайкальского края, утвержденного приказом Государственной ветеринарной службы края от 10.08.2020 № 167 в качестве исполнителей мероприятий по обращению с животными без владельцев, могут привлекаться юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что проведение мероприятий, направленных на защиту населения от негативных явлений, связанных с безнадзорностью животных, администрацией муниципального района «Шилкинский район» не организовано надлежащим образом, поскольку факт укуса ребенка собакой, находившейся без присмотра, установлен.

Довод представителя ответчика о том, что собака имеет хозяина, объективного подтверждения не имеет, что и не отрицала в судебном заседании последняя указав, что доказательств этому, не имеет.

При установленных обстоятельствах произошедшего, работа по отлову безнадзорных животных организована ненадлежащим образом, принимаемые меры являются недостаточными для обеспечения безопасности населения.

Вопреки доводам представителя ответчика, факт нападения 27.10.2023 безнадзорного животного на несовершеннолетнего АДС находятся в непосредственной причинно-следственной связи с ненадлежащей организацией администрацией муниципального района «Шилкинский район» мероприятий по отлову бесхозяйных животных и свидетельствует о неполноте принимаемых органами местного самоуправления мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предотвращению причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными Главой 59 ГК РФ и ст.151 ГК РФ.

В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с положениями ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Возможность компенсации морального вреда установлена правовыми нормами ст.151,1101 ГК РФ, согласно которым, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п.3,8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.11,32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.

Тот факт, что в связи с укусом собаки ребенку были причинены нравственные страдания и телесные повреждения, является очевидным, подтвержден материалами проверки, медицинскими документами, фототаблицей, пояснениями участников судебного заседания. Ребёнок пострадал от укуса собаки вследствие ненадлежащего исполнения администрацией муниципального района «Шилкинский район» принятых на себя обязательств по отлову безнадзорных животных в границах городского округа.

При определении размера компенсации морального вреда АДС, суд учитывает возраст несовершеннолетнего, степень нравственных страданий, понесенных им в результате нападения собаки, период восстановления.

Исходя из принципа разумности и справедливости, учитывая, что сведений о степени тяжести причиненного вреда здоровью несовершеннолетней истцом в материалы дела не предоставлено, суд считает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в размере 35000 руб.

Довод представителя ответчика администрации муниципального района «Шилкинский район» о том, что к полномочиям администрации не относятся работа по отлову безнадзорных животных, является несостоятельным, поскольку не основан на нормах закона.

Вопреки доводам представителя администрации муниципального района «Шилкинский район», надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального района «Шилкинский район.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 35000 ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 10.04.2024.

░░░░░                                                                                         ░.░. ░░░░░░░░

2-149/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Шилкинская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация МР Шилкинский район
ООО "Пять звезд"
Другие
Анисимова Жанна Викторовна
Суд
Шилкинский районный суд Забайкальский края
Судья
Цукерман Светлана Юрьевна
Дело на сайте суда
shilka.cht.sudrf.ru
10.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2024Передача материалов судье
11.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
10.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее