Дело (УИД) № 29RS0026-01-2019-001539-23
Производство № 12-6/2020
Р Е Ш Е Н И Е
16 января 2020 года село Холмогоры
Судья Холмогорского районного суда Архангельской области Коневец С.А., рассмотрев жалобу Рымар Татьяны Юрьевны на постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 7 ноября 2019 года № 29/5-317-19-ПВ/12-7325-И/21-67,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 7 ноября 2019 года № 29/5-317-19-ПВ/12-7325-И/21-67 Рымар Татьяна Юрьевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Рымар Т.Ю. в жалобе, не оспаривая самого события правонарушения, просит отменить данное постановление, ссылаясь на финансовую нестабильность организации в период назначения ее на должность руководителя, а также отсутствие у нее умысла на нарушение трудового законодательства в связи с чем полагает, что вменяемое ей в вину деяние следует признать малозначительным, а в случае невозможности применение положений ст.2.9 КоАП РФ заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение на основании ст.4.1.1 КоАП РФ. Одновременно обращает внимание на допущенные должностным лицом нарушения процедуры привлечения ее к административной ответственности, выразившиеся в том, что она не была надлежащим образом извещена о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд находит постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делу об административном правонарушении относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч.ч.1-3 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем законодательством подробно регламентирована процедура его составления.
При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности.
В частности предусмотрено, что составление протокола об административном правонарушении должно осуществляться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ).
Из изложенного следует, что протокол об административном правонарушении признается надлежащим процессуальным документом только в том случае, если он составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности либо в его отсутствие, но при наличии доказательств, неопровержимо свидетельствующих о соблюдении в отношении такого лица процессуальных гарантий на защиту своих прав, участие в составлении протокола и представление пояснений.
Системный анализ указанных положений КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ.
Между тем указанные требования закона при рассмотрении дела государственным инспектором труда не учтены.
Назначая дело об административном правонарушении в отношении Рымар Т.Ю. к рассмотрению, государственный инспектор труда не учел, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие Рымар Т.Ю., а представленные материалы не содержат сведений об извещении Рымар Т.Ю. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, 23 октября 2019 года государственным инспектором труда в отношении Рымар Т.Ю. составлен протокол об административном правонарушении по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ (л.д.20-21).
Согласно уведомлению от 20 сентября 2019 года составление протокола об административном правонарушении в отношении Рымар Т.Ю. было назначено на 14 часов 40 минут 23 октября 2019 года. Данное уведомление адресовано директору ООО МУП «Холмогорская водоочистка», адрес получателя указан как: Архангельская область, Холмогорский район, с.Холмогоры, ул. Октябрьская, д.36, то есть адрес юридического лица – МУП «Холмогорская водоочистка» (л.д. 19).
Согласно отчету об отслеживании отправления, распечатанного с официального сайта «Почты России», почтовое отправление с идентификатором 80080440982568 получено МУП «Холмогорская водоочистка» 1 октября 2019 года Кто именно получил данное отправление по месту нахождения юридического лица из содержания указанного отчета установить не представляется возможным, а почтовое уведомление в материалах дела не представлено (л.д. 36).
При этом также необходимо учитывать, что извещение, направленное по месту нахождения юридического лица, нельзя признать надлежащим уведомлением Рымар Т.Ю., поскольку в соответствии с ч.2 ст.25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
Однако, располагая достоверными данными о месте жительства Рымар Т.Ю. (указано как протоколе, так и в постановлении), должностное лицо административного органа направило извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в отношении Рымар Т.Ю. в адрес юридического лица.
Данные, которые могли бы с достоверностью свидетельствовать о том, что Рымар Т.Ю. извещалась о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по месту ее жительства, в материалах дела отсутствуют.
Копия протокола об административном правонарушении также направлена в адрес юридического лица (л.д. 23).
Следовательно, право Рымар Т.Ю. на защиту нарушено, необходимые условия для реализации установленных законом гарантий защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не соблюдены.
Кроме того, в порядке установленном ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела.
В силу п.п.2,4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела и выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Данные требования закона государственным инспектором труда при принятии решения по делу в отношении Рымар Т.Ю. также не соблюдены.
Из материалов дела следует, что дело об административном правонарушении в отношении Рымар Т.Ю. рассмотрено государственным инспектором труда в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Однако, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Рымар Т.Ю. направлено также в адрес юридического лица (л.д. 23).
Сведений о том, что Рымар Т.Ю. извещалась о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении по месту жительства (регистрации), материалы дела также не содержат.
Рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствии Рымар Т.Ю. и при отсутствии данных о надлежащем извещении её о месте и времени рассмотрения дела лишило Рымар Т.Ю. возможности воспользоваться представленными ей процессуальными правами.
Вызывает сомнение и сам факт направления извещений о дате, месте и времени составления протокола, рассмотрения дела, копий протокола и постановления, поскольку представленные должностным лицом отчеты об отслеживании почтовых оправлений не позволяют установить содержание почтовых отправлений и лицо их получившее.
Исходя из вышеизложенного, административным органом допущено существенное нарушение процедуры привлечения Рымар Т.Ю. к административной ответственности.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене и возвращению на новое рассмотрение в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные нарушения процессуальных требований закона являются существенными, поскольку не позволили государственному инспектору труда всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, повлияли на его исход и их не исправление искажает саму суть правосудия, нарушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, поэтому влекут отмену постановления.
В силу положений ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет 1 год и на момент вынесения настоящего решения не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела следует учесть вышеизложенное и вынести по делу законное и обоснованное решение.
Поскольку установленные нарушения является самостоятельными основаниями для отмены постановления, иные доводы жалобы должны быть учтены при новом рассмотрении дела об административном правонарушении
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 7 ноября 2019 года № 29/5-317-19-ПВ/12-7325-И/21-67 в отношении Рымар Татьяны Юрьевны отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.А. Коневец