Дело № 2 –334/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2012 года Зырянский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Киямовой Г.М.,
при секретаре Галиакбаровой А.Г.,
с участием помощника прокурора Зырянского района Томской области Болдырева А.В.,
с участием истца Манеева А.В., представителя ответчика Пивоварова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зырянского района Томской области в интересах Манеева А.В. к Администрации Чердатского сельского поселения ____ об обязании предоставить Манееву А.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17 квадратных метров общей площади,
установил:
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор Зырянского района Томской области в интересах Манеева А.В. обратился в суд с иском к Администрации Чердатского сельского поселения ____, в котором просит обязать ответчика предоставить Манееву А.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17 квадратных метров общей площади.
В обоснование иска указано, что Манеев А.В., /...../ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что, в соответствии с действующим законодательством дает ему право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Заочным решением Зырянского районного суда от /...../ мать Манеева А.В. – Р.Л. лишена родительских прав, отец – М.В. решением Зырянского районного суда от /...../ также был лишен родительских прав. Какое-либо жилое помещение за М.В. не закреплено. М.В., в связи с тем, что остался без попечения родителей, на основании постановления ____ от /...../ № был определен в детский дом на полное государственное обеспечение.
/...../ Манеев А.В. достиг совершеннолетия, нигде не обучается (приказ об отчислении из ОГБОУ СПО «Томский лесотехнический техникум» от /...../ №).
Согласно информации и.о. Главы Чердатского сельского поселения от /...../ № Манеев А.В. состоит в льготной очереди на получение жилья в Чердатском сельском поселении (постановление Администрации Чердатского сельского поселения от /...../ № «О постановке в очередь на получение жилья, предоставляемого по договорам социального найма Манеева А.В.).
Указал, что с учетом приведенных доводов в иске, у Манеева А.В. возникло право на внеочередное получение жилого помещения с момента принятия его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. До настоящего времени Манеев А.В. Администрацией Чердатского сельского поселения жилым помещением не обеспечен.
В связи с обращением Манеева А.В. /...../ в прокуратуру района с заявлением о защите своих жилищных прав, прокурор ____ просит обязать Администрацию Чердатского сельского поселения ____ предоставить Манееву А.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17 квадратных метров общей площади, так как согласно Постановлению Администрации Чердатского сельского поселения от /...../ № «Об установлении норм площади в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, учетной площади жилого помещения на территории Чердатского сельского поселения» (в ред. постановления Администрации Чердатского сельского поселения от /...../ №) норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма составляет 17 квадратных метров общей площади на одиноко проживающего гражданина.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Материальный истец Манеев А.В. иск поддержал, пояснил, что он не имеет постоянного места жительства и регистрации, проживает временно в жилом помещении сожителя матери, вместе с матерью и её сожителем, другого жилья не имеет.
Представитель ответчика – Глава Чердатского сельского поселения иск не признал, пояснив, что администрация Чердасткого сельского поселения свои обязательства по решению вопроса предоставления Манееву А.В. жилого помещения исполнил. Администрация Чердасткого сельского поселения предоставляла заместителю Главы Зырянского района по социальным вопросам информацию о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в льготном порядке, а также в Департамент по вопросам семьи и детей ____. Действующее законодательство установило расходные обязательства субъекта для осуществления государственных полномочий по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями. Ввиду отсутствия финансирования на приобретение жилья для указанной категории лиц со стороны субъекта РФ, ответчик не имеет возможности предоставить Манееву А.В. жилое помещение. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица – ____ в судебное заседание не явился, извещен. В представленном отзыве на иск указал, что на основании представленных истцом доказательств можно предположить наличие у Манеева А.В. прав для предоставления ему жилого помещения вне очереди по договору социального найма.
Суд, располагая сведениями о надлежащем извещении представителя третьего лица, наличия от него ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица - ____ в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан при наличии их обращения к нему о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
На основании ч.ч.1, 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статьи 8 названного закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования …, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Законом Томской области от 19.08.1999г. №28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления (ст.15).
Согласно Закона Томской области от 11.09.2007г. №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан наделены органы местного самоуправления поселений и городских округов (статья 3).
В силу статьи 5 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года и статьи 5 Закона Томской области №28-ОЗ, предусмотренные данными законами меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.
Статьей 6 Закона Томской области от 11.09.2007г. №188-ОЗ установлено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории лиц осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления субвенций.
В соответствии с абз.4 ч.1 ст.85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.6 закона Томской области от 11.09.2007г. №188-ОЗ указанные в части1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год.
Судом установлено, что Манеев А.В., /...../ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители М.В. лишены родительских прав в отношении сына, мать - Р.Л. заочным решением Зырянского районного суда от /...../, отец – М.В. решением Зырянского районного суда от /...../.
Согласно постановлению ____ от /...../ № Манеев А.В. был определен в детский дом на полное государственное обеспечение. При этом жилое помещение за несовершеннолетним Манеевым А.В. закреплено не было. Согласно постановлению Администрации ____ от /...../ № Манеев А.В., /...../ рождении, поставлен на учет для внеочередного получения жилья по окончании пребывания его в государственном детском учреждении. Постановлением Администрации Чердатского сельского поселения от /...../ № Манеев А.В. поставлен в очередь на получение жилья как лицо, имеющее статус из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Администрации Чердатского сельского поселения ____.
/...../ Манеев А.В. достиг совершеннолетия, а до /...../ обучался в ОГБОУ СПО «Томский лесотехнический техникум» (приказ об отчислении от /...../ №). В связи с чем у Манеева А.В возникло право на внеочередное получение жилого помещения.
/...../ Манеев А.В. обращался Главе Чердатского сельского поселения о предоставлении жилого помещения. Однако жилым помещением по договору социального найма Манеев А.В. по месту постановки на льготную очередь не обеспечен.
Из представленных документов установлено, что Манеев А.В. на 2012 год состоит в списке граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в Администрации Чердатского сельского поселения ____ в качестве нуждающихся во внеочередном получении жилья. Какое-либо жилое помещение Манеев А.В. не имеет, что подтверждается сведениями из Управления Росреестра, Зырянского отделения ОГУП ТОЦТИ, не имеет он и закрепленного жилья, регистрации на той или иной жилой площади. Со слов Манеева А.В., последний проживает по адресу: ____, пе____, в котором проживает гражданин К.А. с его матерью.
Таким образом, суд считает установленным, что в настоящее время у Манеева А.В. как у лица, относящегося к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует закрепленное жилье или другое жилое помещение, на учет он был поставлен до возраста 23 лет, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ дает ему право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Постановлением Администрации Чердатского сельского поселения от 10.05.2012г. №71 «Об установлении норм площади в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, учетной нормы площади жилого помещения на территории Чердатского сельского поселения» (в ред. от 07.06.2012 №89) установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма 17 кв.м. общей площади на одиноко проживающего человека.
Исходя из указанного, суд приходит к мнению о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.
Довод представителя ответчика об отсутствии средств финансирования на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением Манеева А.В., суд считает подлежащим отклонению, поскольку вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений, и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ. В силу статей 1 и 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений. Поэтому право Манеева А.В. на предоставление ему вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области №188-ОЗ.
/...../ Манеев А.В. обратился в прокуратуру ____ с заявлением о защите своих жилищных прав, поэтому требования прокурора, предъявленные в интересах Манеева А.В., согласуются с положениями части 1 статьи 45 ГПК РФ.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ____ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., /...../ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ 17 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░: ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ №2-334/2012 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.