РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2а-405/2019
№
17 апреля 2019 года г. Боготол
Боготольский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кирдяпиной Н.Г.,
при секретаре Матюшкиной Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю к Базикяну В.М. о взыскании транспортного налога, пени по транспортному налогу,
в присутствии:
административного ответчика Базикяна В.М.,
представителя административного ответчика Базикяна В.М. – Япина А.А.,
в отсутствие:
представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Красноярскому краю обратилась в суд с иском к Базикяну В.М. о взыскании транспортного налога, пени по транспортному налогу, мотивируя свои требования тем, что по сведениям ГИБДД на Базикяна В.М. зарегистрированы транспортные средства, в связи с чем административный ответчик является плательщиком транспортного налога, об обязанности уплатить который извещен налоговой инспекцией в форме уведомлений. Однако, ответчиком в установленный законом срок транспортный налог за 2014-2016 гг. уплачен не был, в связи с чем образовалась задолженность, что повлекло начисление пени в сумме 721,15 руб. По истечении срока уплаты налога и пени должнику направлено налоговым органом требование от 18.12.2017 №, в установленный для добровольного исполнения требования срок задолженность не оплачена. 13.08.2018 мировым судьей вынесен судебный приказ №2а-360/11-2018 о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу и соответствующей пени, который в связи с поступлением от ответчика возражений определением мирового судьи от 28.08.2018 был отменен. В связи с этим, с учетом уточнений просит суд взыскать с Базикяна В.М. в доход краевого бюджета 96950,15 руб., в том числе: транспортный налог за 2014-2016 гг. в размере 96229 руб., пени по транспортному налогу за 2014-2016 гг. за период с 02.12.2017-17.12.2017 в сумме 721,15 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю для участия в судебном заседании не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик Базикян В.М. в судебном заседании исковые требования о взыскании недоимки и пени за 2016 год оставил на усмотрение суда, в остальной части административного иска просил отказать.
Представитель административного ответчика Базикяна В.М. - Япин А.А. в судебном заседании исковые требования о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2016 год оставил на усмотрение суда, в остальной части административного иска просил отказать, поскольку о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2015 год административный истец обратился с пропуском установленного законом срока, при этом, при рассмотрении требований о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2014 год необходимо руководствоваться положениями ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с чем, задолженность за 2014 год подлежит списанию.
Суд, выслушав административного ответчика Базикяна В.М., его представителя Япина А.А., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, исходит из следующего.
В силу положений ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога налогоплательщик обязан исполнить самостоятельно (п. 1ст. 45 НК РФ).
Главой 28 Налогового кодекса РФ установлена обязанность по уплате транспортного налога, который законодателем отнесен к региональным налогам и сборам.
Налогоплательщиками данного налога в соответствии со ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, по правилам п. 1 ст. 362 НК РФ исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по сведениям ГИБДД (л.д. 45) на административного ответчика Базикяна В.М. зарегистрированы следующие транспортные средства: <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска (с 19.12.1996 по настоящее время), <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска (с 11.05.2007 по настоящее время), а также <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска (с 19.01.2010 по 02.07.2016), <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска (с 21.05.2010 по 16.04.2016), что также подтверждается карточками учета транспортных средств (л.д. 46, 47), сведениями об имуществе налогоплательщика (л.д. 8), вследствие чего обязан платить транспортный налог.
В связи с этим, в соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ Базикяну В.М., как владельцу транспортных средств, налоговым органом в порядке п. 2 ст. 52 НК РФ направлены налоговые уведомления об уплате транспортного налога за 2014 год (от 13.03.2015 №), за 2015 год (от 27.08.2016 №).
Решением Боготольского районного суда от 26.05.2016, вступившим в законную силу 28.06.2016, исковые требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю удовлетворены, с Базикяна В.М. в доход краевого бюджета взыскана задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 67668 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 27126,85 рублей.
Впоследствии, по заявлению Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю мировым судьей судебного участка № 12 в г. Боготоле и Боготольском районе 31.05.2017 налоговому органу выдан судебный приказ № 2а-46/2017 о взыскании с Базикяна В.М. недоимки по транспортному налогу за 2014-2015 гг., пени, который вследствие поступления от должника Базикяна В.М. письменных возражений относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка № 11 в г. Боготоле и Боготольском районе от 26.06.2017 был отменен, взыскателю разъяснено право на предъявление требования о взыскании задолженности в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.
Однако, налоговым органом в адрес Базикяна В.М. направлено налоговое уведомление от 10.07.2017 № 9106707 (л.д. 7), согласно которому налогоплательщику начислен транспортный налог за три налоговых периода в размере 163897 рублей, в том числе: за 2014 год - в сумме 68068 рублей, за 2015 год - в сумме 68068 рублей, за 2016 год – в сумме 27761 рубль.
Поскольку в установленные законом сроки, сумма налога административным ответчиком уплачена не была, в связи с чем Базикяну В.М. начислены пени в сумме 721,15 руб., в том числе: за несвоевременную уплату налога за 2014 год - 299,50 рублей, за 2015 год - 299,50 рублей, за 2016 год - 122,15 рублей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, пени является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, пени (абз. 3 п. 1ст. 45 Налогового кодекса РФ).
Поскольку задолженность по транспортному налогу, пени административным ответчиком не была уплачена в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в адрес Базикяна В.М. направлено требование № (л.д. 4) об уплате в срок до 02.02.2018 транспортного налога в сумме 163897 руб., пени по транспортному налогу 721,15 руб., что подтверждается материалами дела.
Однако, задолженность по транспортному налогу, пени административным ответчиком Базикяном В.М. уплачена не была, что послужило основанием для обращения Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю к мировому судье с заявлениемо выдаче судебного приказа о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2014-2016 гг.
Поскольку от должника Базикяна В.М. поступили письменные возражения относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка № 11 в г. Боготоле и Боготольском районе от 28.08.2018 г. (л.д. 11) судебный приказ № 2а-360/11-2018 был отменен, взыскателю разъяснено право на предъявление требования о взыскании задолженности в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.
В связи с этим, Межрайонная ИФНС России № 4 по Красноярскому краю обратилась в Боготольский районный суд.
Согласно ч. 4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли срок обращения в суд (ч.6 ст.289 КАС РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 286КАС РФ административное исковое заявление о взысканииобязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечениясрокаисполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» (вопрос № 4) Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2011, требования о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица зачастую носят бесспорный характер, в связи с чем, в том числе для повышения эффективности и ускорения судопроизводства, п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предъявления налоговым органом (таможенным органом) требований в порядке приказного производства.
В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены налоговым органом в случае вынесения судом определения об отмене судебного приказа не позднее шести месяцев от этой даты.
Такой же порядок обращения с исковым заявлением в суд предусмотрен налоговым законодательством.
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса РФ», сроки для предъявления требований о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Исходя из анализа приведенных выше положений, срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен законом и является пресекательным, по истечении которого принудительное взыскание налогов, пени осуществляться не может.
Как указывалось выше, судебный приказ № 2а-46/2017 мирового судьи судебного участка № 12 в г. Боготоле и Боготольском районе Красноярского края от 31.05.2017 г. о взыскании с Базикяна В.М. недоимки по транспортному налогу за 2014-2015 гг., пени, отменен мировым судьей 26.06.2017 г. (л.д. 9), в связи с чем с учётом положений абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ административный истец вправе был направить административный иск в суд не позднее шести месяцев от даты вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть не позднее 26.12.2017 г.
Административный истец является компетентным органом, имеет публичный статус органа государственной власти, входит в единую систему Федеральной налоговой службы России и в силу закона располагает квалифицированными специалистами для реализации права на обращение в суд, однако, административное исковое заявление к Базикяну В.М. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу Межрайонная ИФНС № 4 по Красноярскому краю направлено в суд согласно штемпелю на почтовом конверте 28.02.2019 (л.д. 13), то есть по истечении предусмотренного законом срока, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока административный истец не заявлял, доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
При таких обстоятельствах, правовых оснований для взыскания недоимки и пени по транспортному налогу за 2014-2015 гг. не имеется.
При этом, суд не может согласиться с доводом представителя административного ответчика Япина А.А. о том, что при рассмотрении требований необходимо руководствоваться положениями ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку он основан на неверном толковании норм материального права.
В части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ установлено, что недоимка - это сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Положениями пункта 4 статьи 57, пунктов 1, 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Указанный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря (по налогам за 2014 год - не позднее 1 октября, что разъяснено в Письме ФНС России от 23.04.2014 № БС-4-11/7798 «О разъяснении законодательства о налогах и сборах») года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Следовательно, обязанность уплатить транспортный налог за 2014 год возникает у налогоплательщика после 01.01.2015 г., и его оплата производится в срок, указанный в налоговом уведомлении.
Таким образом, по состоянию, на 01.01.2015 г. у налогоплательщика - физического лица может иметься недоимка (налог, не уплаченный в установленный законодательством о налогах и сборах срок) по транспортному налогу, только за налоговые периоды по 2013 год, поскольку обязанность уплатить налоги за 2014 год, возникла у налогоплательщика - физического лица только после 01.01.2015 г.
При разрешении требований о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2016 год суд с учетом приведенных выше обстоятельств, исходит из того, что порядок принудительного взыскания с Базикяна В.М. налоговым органом соблюден, основания его взыскания с административного ответчика подтверждены документально, установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ срок обращения в суд с административным иском административным истцом не пропущен.
Суд, проверив представленный расчет задолженности по транспортному налогу, пени, с учетом его уточнения, находит его верным, данных о том, что административным ответчиком погашена данная задолженность или о том, что размер задолженности является завышенным, произведен без учета внесенных административным ответчиком платежей, в материалах дела не содержится.
При таких обстоятельствах, исковые требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю к Базикяну В.М. о взыскании транспортного налога, пени по транспортному налогу подлежат удовлетворению частично – в сумме 27883,15 рублей, в том числе: транспортный налог за 2016 год – 27761 рубль, пени по транспортному налогу за 2016 год – 122,15 рубля, в остальной части административный иск удовлетворению не подлежит
В силу положений п. 1 ст. 114 КАС РФ, разъяснений, изложенных в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку при подаче административного иска административный истец был освобожден от уплаты госпошлины, которая согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, исходя из требований имущественного характера, составит 1036,49 рублей, то с учетом удовлетворения исковых требований в полном объеме, госпошлина подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю к Базикяну В.М. о взыскании транспортного налога, пени по транспортному налогу удовлетворить частично.
Взыскать с Базикяна В.М., зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, в доход краевого бюджета сумму недоимки и пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 27883,15 рублей, в том числе: транспортный налог за 2016 год в размере 27761 рубль; пени по транспортному налогу за 2016 год за период с 02.12.2017 по 17.12.2017 в сумме 122,15 рубля.
Взыскать с Базикяна В.М. в доход федерального бюджета судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1036,49 рублей.
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю к Базикяну В.М. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2014 год, 2015 год отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Г. Кирдяпина
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ