Решение по делу № 2а-2727/2019 от 02.08.2019

Дело № 2а-2727/2019                         23 сентября 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд г.Архангельска в составе:

председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой В.С.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Мельника М. О., Трофимовой Е. В. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконными требований о сносе многоквартирного жилого дома в части срока их исполнения, возложении обязанности изменить требования, определив срок их исполнения,

установил:

Мельник М.О. обратился в суд с административным иском о признании незаконным требования администрации МО «Город Архангельск» о сносе аварийного дома в части срока его исполнения, просил обязать административного ответчика установить разумный срок для исполнения требования – не позднее 10 января 2020 года. В обоснование требований указал, что является собственником квартиры .... Согласно заключению межведомственной комиссии дом признан аварийным и подлежащим сносу. 10 июля 2019 года администрацией направлено требование о сносе дома в срок до 10 мая 2021 года. Считает указанный в требовании срок неразумным.

    Трофимова Е.В. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным требования администрации МО «Город Архангельск» о сносе аварийного дома в части срока его исполнения, просила обязать административного ответчика установить разумный срок для исполнения требования – не позднее 22 декабря 2019 года. В обоснование требований указала, что является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру ... .... Согласно заключению межведомственной комиссии дом признан аварийным и подлежащим сносу. 10 июля 2019 года администрацией направлено требование о сносе дома в срок до 10 мая 2021 года. Считает указанный в требовании срок неразумным.

    Указанные административные иски объединены в одно производство.

    В судебном заседании представитель административного истца Мельника М.О.Костоломов П.С., представитель административного истца Трофимовой Е.В.Мигунова Л.С. требования поддержали, указали, что предусмотренный в требованиях срок для решения вопроса о сносе дома отдаляет решение вопроса выкупа жилых помещений на неоправданно длительный срок. Учитывая срок, прошедший с даты выставления требований, просили установить срок, достаточный для принятия собственниками решения о сносе дома.

    Представитель административного ответчика Рудкина В.О. с административным иском не согласилась. Полагала, что оспариваемые требования права и свободы административных истцов не нарушают, установленный срок является разумным, необходимым для осуществления собственниками своих прав по распоряжению принадлежащим им имуществом.

    Административные истцы, заинтересованные лица Виноградова Л.А., Гром А.Л., Евсеева Л.И., Егорова А.А., Костромская К.С., Манаенков И.С., Медведева Е.С., Медведева Е.В., Порывкина М.С., Шелыгин А.П., Шелыгина З.В., представитель департамента городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

    По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

    Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

    Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

    1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

    2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

    3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

    а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

    б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

    в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

    4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

    Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

    Судом установлено, что Мельник М.О. является собственником квартиры ..., Трофимова Е.В. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру <№> в указанном доме.

    Заключением межведомственной комиссии от <Дата> <№> дом ... признан аварийным и подлежащим сносу.

    Распоряжением заместителя главы города по городскому хозяйству от <Дата> <№>р многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

    10 июля 2019 года администрация МО «Город Архангельск» направила по почте административным истцам требования о сносе аварийного дома, установив срок исполнения до 10 мая 2021 года.

    Частью 3 ст. 40 Конституции РФ гарантируется гражданам, указанным в законе и нуждающимся в жилище, предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

    Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

    Исходя из п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (п. 22) срок для собственников жилых помещений о сносе или реконструкции дома за счет собственных средств должен быть разумным.

    В том случае, если собственники в установленный срок не произвели снос или реконструкцию аварийного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

    Оценив данные положения правовых норм, суд приходит к выводу о том, что собственник жилого помещения аварийного многоквартирного дома вправе потребовать от органа местного самоуправления установления разумного срока для сноса или реконструкции дома. Установление срока для сноса дома не зависит от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления, поскольку такое требование имеет значение в первую очередь непосредственно для собственников жилых помещений, которые в зависимости от своих возможностей должны производить за свой счет снос и реконструкцию дома, а орган местного самоуправления должен заботится о том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

    По смыслу указанных норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.

    Само по себе требование органа местного самоуправления о сносе аварийного дома, направленное собственнику жилого помещения, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

    В рассматриваемом случае жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

    Администрация МО «Город Архангельск» в обоснование разумности срока указывает, что установленный срок необходим для осуществления собственниками своих прав по распоряжению своим имуществом.

    Данные доводы суд находит несостоятельными. Установленный в требовании срок до 10 мая 2021 года никак не связан с указанными ответчиком сроками для реализации принятых на общем собрании решений.

    Суд учитывает, что ни одно решение иные собственники жилых помещений в многоквартирном доме без участия администрации города принять не могут.

    Административный истец обладает лишь незначительной долей в праве собственности в целом по дому, в связи с чем инициировать общее собрание собственников не вправе.

    Срок расселения жильцов, проживающих в муниципальных квартирах дома, определенный распоряжением заместителя мэра города по городскому хозяйству, а также необходимость соблюдения процедуры изъятия земельных участков, в том числе необходимость при формировании земельного участка руководствоваться положениями Федерального закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» также не могут быть положены в обоснование разумности предоставленного срока.

    Таким образом, установленный в требовании срок его исполнения не учитывает конкретных обстоятельств дела, нарушает права административных истцов, отложив на неоправданно длительный срок завершение процедуры выкупа у собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания.

    При этом установленный в требовании срок нельзя признать разумным, как на это указано в законе, поскольку для решения собственниками помещений в аварийном доме спорного вопроса очевидно достаточно более короткого срока.

    Иное нарушило бы жилищные права проживающих в доме граждан, которые не смогут реализовать свои права на получение денежной компенсации своевременно, и вынуждены проживать в аварийном жилье длительное время. Вопрос о крайней степени аварийности в данном случае имеет место быть, поскольку жилой дом в целом уже признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем права граждан, проживающих в таком доме, должны быть восстановлены своевременно, а не в произвольно определенный администрацией муниципального образования срок, не поставленный в зависимость от каких-либо объективных обстоятельств.

    Учитывая изложенное, подлежат удовлетворению требования о признании незаконными требований о сносе аварийного многоквартирного жилого дома в части срока их исполнения. Суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, полагает, что разумным сроком исполнения оспариваемых требований, с учетом даты рассмотрения дела по существу, даты признания дома аварийным и даты выставления требований, является срок до 01 апреля 2020 года.

    В порядке ст. 111 КАС РФ в пользу каждого из административных истцов с административного ответчика подлежит взысканию пошлина в сумме 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Мельника М. О., Трофимовой Е. В. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконными требований о сносе многоквартирного жилого дома в части срока их исполнения, возложении обязанности изменить требования, определив срок их исполнения, удовлетворить.

Признать незаконными требования администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 10 июля 2019 года о сносе аварийного многоквартирного жилого дома ..., направленные в адрес Мельника М. О., Трофимовой Е. В., в части срока их исполнения.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Архангельск» изменить требования от 10 июля 2019 года о сносе аварийного многоквартирного дома ..., направленные Мельнику М. О., Трофимовой Е. В., определив срок их исполнения не позднее 01 апреля 2020 года.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Мельника М. О. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек (Триста рублей 00 копеек).

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Трофимовой Е. В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек (Триста рублей 00 копеек).

    Сообщить об исполнении настоящего решения в суд и Мельнику М. О., Трофимовой Е. В. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

    Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий Ю.В. Москвина

2а-2727/2019

Категория:
Гражданские
Другие
МАНАЕНКОВ И.С.
Администрация МО "Город Архангельск"
Порывкина М.С.
Егорова А.А.
Шелыгина З.В.
Евсеева Л.И.
Трофимова Е.В.
Шелыгин А.П.
Гром А.Л.
Мельник М.О.
Медведева Е.С.
Медведева Е.В.
Департамент Городского Хозяйства Администрации МО «Город Архангельск»
Костромская К.С.
Виноградова Л.А.
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
02.08.2019Регистрация административного искового заявления
02.08.2019Передача материалов судье
05.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
05.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2019Подготовка дела (собеседование)
20.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2019Судебное заседание
02.09.2019Судебное заседание
23.09.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее