РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2020 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Стрижак Е.В.,
при секретаре Ерошкиной О.Н.,
с участием административного истца Максименко Н.Н.
заинтересованного лица Максименко И.В.,
представителя административного ответчика по доверенности заместителя начальника ОСП Советского района г. Тулы Зубрилиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 71RS0028-01-2020-003003-20 (№ 2а-2065/2020) по административному иску Максименко Н.Н. об уменьшении исполнительского сбора по исполнительным производствам №, возбужденным судебным приставом-исполнителем ОСП Советского района г. Тулы Решеткиной О.Г.,
установил:
административный истец Максименко Н.Н. обратился в суд с административным иском о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Тулы Решеткиной О.Г от 31 августа 2020 года № и № о взыскании с него исполнительного сбора в размере 5000 руб. по каждому и признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Тулы по установлению нового срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, в обосновании требований указав, что 5 октября 2020 года получил по почте данные постановления, в которых установлен новый срок для исполнения требования исполнительного документа до 07 сентября 2020 года, данный срок является неуместным, так как постановления в его адрес направлены только 07 сентября 2020 года. Им в судебном порядке обжалуется постановления о возбуждении исполнительных производств и решение суда от 14 августа 2020 года, которым ему в иске отказано, не вступило в законную силу, так как обжалуется.
Кроме этого, ему не понятны требования исполнительных документов, так как исходя из документов, он не должен совершать никаких действий.
Просил суд признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Тулы Решеткиной О.Г от 31 августа 2020 года № и № о взыскании с него исполнительского сбора в размере 5000 руб. по каждому, признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя по установлению ему нового срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа до 07 сентября 2020 года.
В силу требований ч. 1 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.
В судебном заседании 13 ноября 2020 года административный истец Максименко Н.Н., изменил административные исковые требования и просил суд снизить ему исполнительский сбор по каждому из постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Тулы Решеткиной О.Г., пояснив, что официально не работает, компенсацию за жилье получил от администрации в декабре 2019 года, в дальнейшем не мог приобрести себе жилье по причине эпидемиологической обстановки в стране, в настоящее время он в течении двух недель освободит занимаемое жилое помещение по адресу <адрес>, ранее на него судебным приставом исполнительный сбор не налагался.
Судебный пристав-исполнитель ОСП Советского района г. Тулы Решеткина О.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, в отзыве, предоставленном в суд, просила отказать в удовлетворении административного иска, так как постановления о взыскании исполнительского сбора от 31 августа 2020 года вынесены ею законно и обоснованно.
Представитель УФССП России по Тульской области в суд не явился, извещен надлежаще, о причинах не явки суд не уведомил.
Заинтересованное лицо Максименко И.В. в судебном заседании административные исковые требования в окончательном варианте Максименко Н.Н. поддержала и поддержала его требования об уменьшении исполнительского сбора по каждому из постановлений, в настоящее время Максименко Н.Н. приобрел дом, в который он должен переехать в течение ближайших 14 дней после подключения в доме газа.
Заинтересованное лицо Клейменова Е.С., Волкова Д.Н. в суд не явились, извещены надлежаще.
Суд, заслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 107 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае, если должник в течение установленного срока для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о его выселении не освободил жилое помещение, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, устанавливает должнику новый срок для выселения и предупреждает его, что по истечении указанного срока принудительное выселение будет производиться без дополнительного извещения должника.
Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением Советского районного суда г. Тулы от 29 августа 2018 года по гражданскому делу №2-983/18 исковые требования Администрации г.Тулы к Максименко И.В., Максименко Н.Н., Волковой Д.Н. были удовлетворены.
Постановлено изъять у Макисменко И.В. путем выкупа для муниципальных нужд жилое помещение - комнату площадью 11,9 кв.м, расположенную в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, с выплатой выкупной цены в размере 794 578 рублей.
Изъять у Максимекно Н.Н. путем выкупа для муниципальных нужд 1/2 долю в праве общей долевой собственности на две комнаты площадью 37,3 кв.м, расположенные в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, с выплатой выкупной цены в размере 1 074 496 рублей.
Изъять у Волковой Д.Н., путем выкупа для муниципальных нужд 1/2 долю в праве общей долевой собственности на две комнаты площадью 37,5 кв.м., расположенные в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, с выплатой выкупной цены в размере 1 074 496 рублей.
С момента выплаты выкупной цены прекратить право собственности Максименко И.В. на комнату площадью 11,9 кв.м., расположенную в коммунальной квартире по адресу: <адрес>
Выселить Максименок и.В. из жилого помещения - комнаты площадью 11,9 кв.м, расположенной в коммунальной квартире по адресу: <адрес> с последующим снятием с регистрационного учета по указанному адресу.
С момента выплаты выкупной цены прекратить право собственности Макисменко Н.Н. на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на две комнаты площадью 37,3 кв.м, расположенные в коммунальной квартире по адресу: <адрес>
Выселить Максименко Н.Н. из жилого помещения - двух комнат площадью 37,3 кв.м, расположенных в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, с последующим снятием с регистрационного учета по указанному адресу.
С момента выплаты выкупной цены прекратить право собственности Волковой Д.Н. на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на две комнаты площадью 37,3 кв.м, расположенные в коммунальной квартире по адресу: <адрес>
Выселить Волкову Д.Н., а также несовершеннолетнего Волкова Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из жилого помещения - двух комнат площадью 37,3 кв.м, расположенных в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, с последующим снятием с регистрационного учета по указанному адресу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 8 апреля 2019 г. решение Советского районного суда г.Тулы от 29 августа 2018 г. изменено, абзацы 2, 3, 4, 5 резолютивной части решения Советского районного суда г. Тулы от 29 августа 2018 г. изложены в следующей редакции: изъять у Максименко И.В. путем выкупа для муниципальных нужд жилое помещение – комнату площадью 11,9 кв.м, расположенную в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, с выплатой выкупной цены в размере 826 578 рублей; изъять у Максименко Н.Н. путем выкупа для муниципальных нужд 1/2 долю в праве общей долевой собственности на две комнаты площадью 37,3 кв.м, расположенные в коммунальной квартире по адресу: г. Тула, Советский район, улица Бундурина, дом 19, квартира 1, с выплатой выкупной цены в размере 1084996 рублей; изъять у Волковой Д.Н. путем выкупа для муниципальных нужд 1/2 долю в праве общей долевой собственности на две комнаты площадью 37,3 кв.м, расположенные в коммунальной квартире по адресу: <адрес> с выплатой выкупной цены в размере 1084996 рублей; с момента выплаты выкупной цены прекратить право собственности Максименко И.В. на комнату площадью 11,9 кв.м, расположенную в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, и признать право собственности муниципального образования город Тула на комнату площадью 11,9 кв.м, расположенную в коммунальной квартире по адресу: <адрес>; дополнить решение суда от 29 августа 2018 г. указанием о признании права собственности муниципального образования город Тула указанием о признании права собственности муниципального образования город Тула на две комнаты площадью 37,3 кв.м, расположенные в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, квартира 1; в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Максименко Н.Н. и И.В., Волковой Д.Н. – без удовлетворения.
17 июля 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП Советского района г.Тулы Решеткиной О.Г. во исполнении данного решения суда возбуждены исполнительные производства №
Копии постановлении о возбуждении исполнительного производства получены лично Максименко Н.Н. 26.09.2019 года, что подтверждается его подписью в исполнительном производстве.
Согласно реестру почтовых отправлений № 00202 от 15.08.2019 года копии постановлений о возбуждении исполнительных производств административному истцу направлены повторно.
Копии постановлений о возбуждении исполнительных производств направлены должнику Максименко Н.Н. в установленном порядке, а затем повторно получены им в ОСП Советского района г.Тулы 16.06.2020 года, что не отрицал административный истец в судебном заседании.
В постановлениях о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок добровольного исполнения - в течение 5 дней с момента получения должником копии данного постановления.
Пунктом 3 постановления предусмотрено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, будет взыскан исполнительский сбор.
Поскольку исполнительный документ не содержит указание на немедленное исполнение судебного акта, его требования в соответствии с положениями частей 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве подлежали исполнению в течение пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона об исполнительном производстве).
В ходе исполнения установлено, что платежными поручениями
№ 9485, № 9486, № 9487 от 26.12.2019 года Максименко И.В., Максименко
Н.Н., Волковой Д.Н., действующей в своих интересах и в интересах
несовершеннолетнего Волкова Г.А., денежные средства были
перечислены в полном объеме и получены.
27.12.2019 года вышеуказанные исполнительные производства были приостановлены до 27.03.2020 в связи с принятием судом заявления должника об отсрочке исполнения решения суда.
30.03.2020 года исполнительные производства № были возобновлены, соответствующие постановления направлены сторонам исполнительного производства, что подтверждается реестром почтовых отправлений №0553 от 30.03.2020 года.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.
Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
По смыслу приведенных требований закона и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации взыскание исполнительского сбора возможно при соблюдении нескольких условий: информированности должника о возбужденном в отношении него исполнительном производстве с указанием срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа и отсутствии у должника уважительных причин, сделавших невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что начиная с 16 июня 2020 года административный истец достоверно знал о том, что исполнительные производства в отношении него возобновлены и ему установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, действия судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Тулы Решеткиной О.Г. о взыскании исполнительного сбора по каждому из исполнительных производств являются законными и обоснованными.
При этом доводы административного истца об обжаловании постановления о возбуждении исполнительных производств не являются основанием для удовлетворения заявленных требований, так как обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства не является основанием для его приостановления.
Решением Советского районного суда г. Тулы от 14 августа 2020 года, не вступившим в законную силу, в удовлетворении требований Максименко Н.Н. и других о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Тулы Решеткиной О.Г. о возбуждении исполнительных производств № от 17 июля 2019г. Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСИ Советского района г. Тулы Решеткиной О.Г. по исполнительным производствам - № от 17 июля 2019 г. по выдаче требований, обязании судебного пристава-исполнителя Решеткину О.Г. принять меры надлежащего исполнения исполнительных производств № от 17 июля 2019 г., предоставить документ о возобновлении исполнительного производства и предоставить установленный законом срок для добровольного исполнения решения суда - отказано.
Согласно абзаца 2 пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при рассмотрении данной категории дел суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, учитывая конкретные обстоятельства дела, материальное положение должника, то, что ранее к нему судебным приставом-исполнителем не применялась подобная мера взыскания, в судебном заседании административный истец пояснил, что в течение 14 дней освободит жилое помещение в квартире № 1 дома 19 по ул. Бундурина в г. Туле, суд полагает возможным уменьшить, подлежащий взысканию исполнительский сбор по каждому из оспариваемых постановлений на 1\4, то есть до 3750 руб.
При этом оснований об освобождении административного истца от уплаты исполнительского сбора в оставшейся части, суд не усматривает, так как установленные судом обстоятельства и длительность не исполнения решения суда являются основанием для снижения исполнительского сбора, но не являются основанием для освобождения от его уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 228 КАС РФ, суд,
решил:
административные исковые требования Максименко Н.Н. удовлетворить, уменьшить исполнительский сбор, взысканный судебным приставом исполнителем ОСП Советского района г. Тулы Решеткиной О.Г. на основании постановлений № от 31 августа 2020 года с Максименко Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до 3750 руб. по каждому постановлению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья