№ 12-10/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
25 февраля 2021 года город Новочебоксарск
Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Огородников Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Управление отходами» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федерального службы по надзору в сфере природопользования от 03 декабря 2020 года №02-76 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федерального службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) от 03.12.2020 Акционерное общество «Управление отходами» (далее - Общество) привлечено к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 руб. за то, что в нарушение ч.4 ст.16.4 ФЗ от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды» полностью не внесло в срок до 01.03.2020 плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год. Нарушение подтверждено решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2020 по делу №А65-8814/2020.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Управление отходами» 14.12.2020 обратилось в суд с жалобой об его отмене, мотивируя тем, что представило 09.03.2020 декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, по которой своевременно оплатило в бюджет 3719862 руб. По результатам проверки декларации Управление доначислило Обществу плату в размере 2395563,77 руб. и пени за период с 02.03.2020 по 27.04.2020 в размере 2954,85 руб. Внесение платы не в полном размере не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ. Также постановлением от 03.12.2020 Управление привлекло общество к административной ответственности, предусмотренной ст.8.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представители Общества Спиридонов А.Е. и Лукина Т.В. доводы жалобы поддержали, пояснив, что Обществом была представлена Декларация со своим расчетом платы, денежные средства по ней перечислены. Обоснованность доначисления платы была оспорена Обществом в суде и подтверждена решением от 14.09.2020, вступившим в законную силу 02.12.2020. Задолженность отсутствовала до её подтверждения судом. АО «Управление отходами» доначислило плату исходя из представленных в Декларации сведений о накопленных, а не размещенных отходах. То есть АО «Управление отходами» сведений о количестве отходов не скрывало, что свидетельствует об отсутствии умысла на совершение административного правонарушения. За нарушение срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду Общество привлечено к гражданской ответственности в виде пени, размер которых значительно превышает размер наказания, предусмотренного санкцией ст.8.41 КоАП РФ. За искажение экологической информации АО «Управление отходами» было привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ к административному штрафу в размере 5000 руб., что в силу п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» исключает привлечение к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ.
Представители Управления Кармянкова А.В. и Воронкова Е.В. просили оставить жалобу без удовлетворения, так как в законодательно установленный срок 01.03.2020 плата не была внесена в полном объёме. Правомерность её доначисления подтверждена решением суда. Частичная неоплата образует состав административного правонарушения по ст.8.41 КоАП РФ, что подтверждается судебной практикой с 2013 года. Правонарушения, предусмотренные статьями 8.5 и 8.41 КоАП РФ, различаются по объективной стороне и не взаимоисключают друг друга.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, и доказательства, которыми они могут быть подтверждены, перечислены в ст.ст.26.1, 26.2 КоАП РФ.
Согласно ст.8.41 КоАП РФ состав правонарушения образует невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, является нарушение сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Субъектом административного правонарушения являются, в том числе юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, регулирует ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ основными принципами охраны окружающей среды являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях и др. (ст.3). Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (ст.4).
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 №255 (далее - Порядок №255).
Согласно п.п.4,5 Порядка №255 Контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами. Порядок распространяется на юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории. При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
В силу ч.ч.2,3 ст.16.4 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ, п.32 Порядка №255 отчетным периодом в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производился в спорный период природопользователями в соответствии с утвержденными Приказом Минприроды России от 09.01.2017 №3 Порядком представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и формой, согласно п.2 которого декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 23.10.2019 №664 наделены полномочиями главного (администратора) доходов федерального бюджета. Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора согласно данному приказу, осуществляет администрирование, в том числе и платежей за негативное воздействие на окружающую среду и пени за несвоевременное и неполное их внесение.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2020 по делу №А65-8814/2020 было отказано в удовлетворении первоначального заявления АО «Управление отходами» к Волжско-Камскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан о признании недействительными: актов проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 26.03.2020 № 17, 18; требования о внесении (довнесении) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней от 30.03.2020 № 08-3073. Было удовлетворено встречное заявление Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан к АО «Управление отходами» о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение твердых коммунальных отходов за 2018 год в сумме 6 90 821 рублей 04 копеек, пени за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 436 893 рублей 66 копеек за период с 02.03.2019 по 27.04.2020, задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение ТКО за 2019 год в сумме 2 395 563 рублей 77 копеек, пени за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 2954 рублей 85 копеек за период с 02.03.2020 по 27.04.2020 в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Указанное решение было оставлено без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.02.2021.
Институт преюдиции в производстве по делам об административных правонарушениях не предусмотрен, но установленные вступившим в законную силу судебным постановлением фактические обстоятельства, а не их правовая оценка, не могут не приниматься во внимание при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В частности, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2020 по делу №А65-8814/2020 было установлено, что 09.03.2020 г. заявителем была представлена декларация о плате за НВОС за 2019 г., по результатам проверки которой ответчиком было установлено неправильное исчисление платы за размещение отходов: «остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе практически неопасные» (74111912725). По данному виду отходов заявителю установлен лимит на размещение в количестве 17879,927 тн. (документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 729 от 19.07.2017 г.). В декларации указано на фактическое образование: 82820,73 тн, размещено: 52820,75 тн. Однако согласно территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления на территории Чувашской Республики у филиала заявителя отсутствуют места накопления отходов, соответственно, Управлением сделан вывод о том, что данные отходы направлены на размещение. Управлением начислена плата по данному виду отхода в пределах лимита: 17879,927 тн, сверхлимита - 64940,803. В отношении филиала в г. Новочебоксарск АО «Управление отходами» была проведена плановая выездная проверка в период с 17.09.2019 по 11.10.2019. В ходе данной проверки мест накопления отходов проверяющими обнаружено не было. В Технологическом регламенте эксплуатации объектов Филиала АО «Управление отходами» в г.Новочебоксарск от 20.05.2019 не предусмотрено временное накопление отходов в значительном объеме на срок до 11 месяцев.
На основании выявленных в ходе надзорной деятельности и подтвержденных судебными инстанциями вышеперечисленных обстоятельств Управление пришло к выводу о наличии в действии Общества нарушений норм ч.ч.2,3 ст.16.4 ФЗ от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды» и п.32 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 №255) и состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество, осуществляя свою деятельность, оказывает негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления, однако плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год общество в полном объёме не исчислило и в бюджет до 01.03.2020 не внесло по настоящее время.
При этом факт совершения правонарушения и виновность юридического лица, осуществляющего хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяются непосредственно невнесением платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленный срок.
Имеющиеся в деле материалы, в том числе протокол об административном правонарушении, декларация, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год подтверждают просрочку её внесения в установленный срок.
Довод Общества о том, что внесение платы не в полном объеме (частичная оплата), но в установленные сроки, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, судом отклоняется, поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду обществом в установленные законом сроки не внесена, что не является выполнением требования законодательства об охране окружающей среды, которым предусмотрено внесение в установленные сроки полной оплаты за весь отчетный период.
Аналогичное мнение содержится в Письме Росприроднадзора от 17.02.2015 №ОД-06-01-26/2389 (п.14.2).
То есть в действиях Общества имеются событие и объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ.
Доводы об отсутствии у Общества умысла на совершение административного правонарушения судьей не принимаются в силу следующего.
В п.16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 №10 разъяснено, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В соответствии с ч.3 ст.26.1 КоАП РФ выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Осуществляя хозяйственную деятельность, связанную с непосредственным сбором и переработкой отходов, причинением вреда окружающей среде, юридическое лицо АО «Управление отходами» должно знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение.
Материалы дела не содержат доказательств того, что Обществом своевременно приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, а также доказательств отсутствия реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины Общества во вмененном ему административном правонарушении.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду своей правовой природе представляют собой фискальный сбор, относятся к обязательным публичным платежам. Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 10.12.2002 №284-О. Эти платежи по смыслу ст.16 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, носят индивидуально возмездный и компенсационный характер и призваны обеспечить возмещение ущерба и затрат государства на охрану и восстановление окружающей среды.
Таким образом, судья приходит к выводу о том, что наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, доказано административным органом.
Доводы о том, что за одно нарушение Общество не может быть привлечено к административной ответственности по двум статьям КоАП РФ - 8.5 и 8.41 КоАП РФ судом отклоняются, так как в силу ч.2 ст.4.4 КоАП РФ и разъяснениями в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 судом отклоняются исходя из того, что совершение одним лицом действия (бездействия), содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание в соответствии с частями 3 и 4 статьи 4.4 КоАП РФ.
Так как санкция ст.8.41 КоАП РФ влечет более строгое административное наказание, чем санкция ст.8.5 КоАП РФ, производство по настоящему делу по этому основанию прекращено быть не может. При этом в ходе рассмотрения настоящей жалобы не подлежит проверке обоснованность привлечения Общества к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ, так как оценивается лишь соответствие бездействия юридического лица диспозиции ст.8.41 КоАП РФ.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел. При рассмотрении дела существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену обжалуемого решения, не допущено, постановление по делу об административном правонарушении соответствует фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.
Ссылки участвующих в деле лиц на судебную практику судьей не принимаются, так как институт прецедентного права российским законодательством не предусмотрен, судебные акты, вынесенные по делам об административных правонарушениях, не относящихся к рассматриваемому, на которые ссылается автор жалобы и представители Управления, как на сложившуюся судебную практику, не имеет преюдициального значения для настоящего дела, поэтому не могут являться основанием освобождения от административной ответственности.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст.1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу Общества, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федерального службы по надзору в сфере природопользования от 03 декабря 2020 года №02-76 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации оставить без изменения, жалобу Акционерного общества «Управление отходами» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Д.Ю. Огородников