Дело № 3а-438/2017 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
08 ноября 2017 года |
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,
при секретаре Заболотских А.А.,
с участием прокурора Булатовой Л.В.,
административного истца Вострова Е.В.,
представителя административного ответчика Думы Бисертского городского округа Лысова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вострова Евгения Викторовича о признании недействующим решения Думы Бисертского городского округа от 24 апреля 2017 года № 14 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Бисертского городского округа»,
установил:
решением Думы Бисертского городского округа от 24 апреля 2017 года принято решение № 14, пунктом 1 которого утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Бисертского городского округа (далее - Положение).
Востров Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании названного Положения недействующим, как принятого нелегитимным органом.
В обоснование заявленных требований указал, что он являлся участником конкурса по отбору кандидатур на должность главы Бисертского городского округа. В силу пункта 2 статьи 20 Устава Бисертского городского округа Дума городского округа состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. 12 марта 2012 года состоялись выборы депутатов Думы Бисертского городского округа пятого созыва. Первое заседание Думы Бисертского городского округа проведено 15 марта 2012 года, на котором было принято решение № 1 «Об избрании председателя Думы Бисертского городского округа». В соответствии с положениями Федерального закона от 03 июня 2011 года № 107-ФЗ «Об исчислении времени» срок полномочий депутатов Думы Бисертского городского округа закончился 15 марта 2017 года, следовательно, с указанной даты Дума Бисертского городского округа как полномочный орган прекратила свое существование.
Административный истец Востров Е.В. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Думы Бисертского городского округа Лысов И.В. заявленные требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, введен в действие и опубликован в установленном порядке, нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав административного истца не нарушает. В соответствии с действующим законодательством днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, то есть в рассматриваемом случае днем окончания полномочий Думы Бисертского городского округа является 10 сентября 2017 года. Просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Булатовой Л.В., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому делу, суд должен выяснить: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия Думы Бисертского городского округа на принятие оспариваемого нормативного правового акта; б) форму и вид, в которых Дума Бисертского городского округа вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Согласно части 2.1 той же статьи 36 Федерального закона порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 5 Закона Свердловской области от 10 октября 2014 года № 85-ОЗ «Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» определено, что глава городского округа, расположенного на территории Свердловской области (за исключением городских округов, указанных в части 3 настоящего пункта, пунктах 2 и 3 настоящей статьи), избирается представительным органом соответствующего городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
В соответствии с Законом Свердловской области от 21 июля 2004 года № 34-ОЗ «Об установлении границ муниципального образования Бисертское и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование Бисертское наделено статусом городского округа.
В силу статьи 20 Устава Бисертского городского округа (далее – Устав), принятого решением Думы муниципального образования Бисертское от 09 июня 2005 года № 18, Дума Бисертского городского округа (далее – Дума) является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа; Дума принимает нормативные правовые акты в форме решений (подпункт 3 пункта 1 статьи 45 Устава).
Пунктом 2 статьи 26 Устава (в редакции решения Думы от 28 декабря 2015 года № 67) установлено, что глава городского округа избирается сроком на пять лет Думой городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность главы городского округа, по результатам конкурса.
В соответствии с подпунктами 10.1, 10.2, 10.3 пункта 2 статьи 21 Устава в исключительной компетенции Думы находятся установление Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа; назначение половины членов конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа; избрание главы городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Судом установлено, что 24 апреля 2017 года на заседании Думы 10-тью депутатами из 14-ти избранных депутатов единогласно принято решение № 14 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Бисертского городского округа», которое с приложением опубликовано в официальном печатном издании газете «Бисертские вести» № 19 от 17 мая 2017 года и размещено на официальном сайте администрации Бисертского городского округа (л.д. 222, 223-235, 236).
Суд не может согласиться с утверждениями административного истца о том, что указанный нормативный правовой акт принят нелегитимным органом местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах.
Пунктами 1 и 2 статьи 81.1 указанного Федерального закона установлено, что, если срок полномочий органа местного самоуправления либо депутатов указанного органа истекает после 31 декабря 2012 года, следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах. Сроки полномочий органов или депутатов, выборы которых в результате реализации пункта 1 настоящей статьи перенесены на более поздний срок, соответственно продлеваются, а сроки полномочий органов или депутатов, выборы которых в результате реализации указанного пункта перенесены на более ранний срок, соответственно сокращаются.
Согласно пункту 2 статьи 20 Устава Бисертского городского округа, Дума городского округа состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Срок полномочий Думы городского округа соответствует сроку полномочий избранных депутатов (пункт 1 статьи 21 Устава).
Выборы депутатов Думы пятого созыва состоялись 04 марта 2012 года, поэтому, с учетом положений приведенных правовых норм днем окончания срока, на который они были избраны, является второе воскресенье сентября 2017 года, а именно: 10 сентября 2017 года, когда состоялись выборы депутатов Думы шестого созыва.
С учетом изложенного, по состоянию на 24 апреля 2017 года срок полномочий Думы не закончился, следовательно, оспариваемое решение принято правомочным представительным органом.
Доводы административного истца о том, что продление полномочий Думы должно быть оформлено соответствующим нормативным правовым актом, не основаны на нормах закона. Вышеприведенные положения Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, устанавливающие срок полномочий органов местного самоуправления, таких требований не содержат.
Таким образом, оспариваемый муниципальный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.
По иным основания административный истец Положение не оспаривает и суд также не усматривает каких-либо противоречий проверяемого Положения нормам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований части 2.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ пункт 8 Положения предусматривает опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Пунктами 17 и 18 Положения установлено, что общее число членов конкурсной комиссии составляет 8 человек, половина членов конкурсной комиссии назначается Думой, а другая половина – Губернатором Свердловской области.
Положение содержит перечень оснований, при наличии которых гражданин не допускается к участию в конкурсе, так его пунктом 14 установлены следующие ограничения: - признание судом недееспособным или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда; - граждане, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; - осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на момент представления в конкурсную комиссию документов, неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; - осуждение к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, если не прошло десять лет и пятнадцать лет со дня снятия или погашения судимости соответственно; - осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, и имеющие на момент представления в конкурсную комиссию документов, неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; - подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Названный перечень оснований полностью соответствует ограничениям, установленным пунктами 3-3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Установленные пунктом 9 Положения требования к уровню профессионального образования и профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой Бисертского городского округа отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, не противоречат соответствующим положениям статьи 6 Закона Свердловской области от 10 октября 2014 года № 85-ОЗ «Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области».
Анализ норм, содержащихся в Положении, позволяет суду прийти к выводам о том, что они отвечают критерию определенности, коррупциогенные факторы в проверяемом муниципальном нормативном правовом акте отсутствуют. Полномочия комиссии при проведении конкурсных процедур и критерии, по которым происходит оценка кандидатов, определены достаточно ясно и полно, все кандидаты имеют равные права, несут одинаковые обязанности, требования к предоставляемым документами едины для всех.
На основании изложенного, суд полагает установленным, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, с соблюдением установленного порядка принятия, его содержание не противоречитнормам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для признания его недействующим не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2017 ░░░░ № 14 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2017 ░░░░. |
░░░░░ |
░.░. ░░░░░ |