Решение по делу № 3а-1198/2018 от 01.06.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2018 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Родиной Т.А.

При секретаре Матвеевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1198/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эра» о признании недействующим нормативного правового акта в части,

с участием прокурора Атяскиной О.А.,
представителя общества с ограниченной ответственностью «Эра» Орел Е.Е.,

представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Хайруловой Л.А.,

У с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Эра» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.

Требования обоснованы тем, что в названный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, которое не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном здании размещается прачечная, в которой оказываются услуги исключительно для юридических лиц, услуги населению не оказываются, поэтому к объектам бытового обслуживания здание не относится. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено указанное здание – для нежилых помещений, не позволяет размещать на нем торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания. Включение объекта недвижимости в Перечень нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение налогооблагаемой базы.

В судебном заседании представитель общества Орел Е.Е. поддержала заявленное требование в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Хайрулова Л.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что объект включен в Перечень как объект бытового обслуживания в соответствии с документами технического учета.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.

Статьёй 1.1 Законом Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» от 25 ноября 2003 года № 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год /далее Перечень/.

В пункт указанного Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281(30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)), "Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)),"Волжская коммуна", N 285(30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)),"Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «Эра» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером площадью 1796,2 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.

Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования: для нежилых помещений, не предусматривающим размещение на земельном участке объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания.

По сведениям технического учета спорный объект является нежилым зданием, имеющим назначение: здание прачечной, в котором размещаются склады, цеха стирки, насосная, теплоузел, компрессорная, венткамеры, умывальники, душевые, гардероб, бойлерная, красный уголок.

Из акта осмотра нежилого здания, выполненного 23 ноября 2017 года государственным казенным учреждением Самарской области «Региональный Центр Недвижимости», следует, что в здании с кадастровым номером располагаются офисы площадью 57,1 кв. м., прачечная площадью 713,6 кв. м., цеха площадью 94,1 кв. м, склады площадью 453,7 кв.м., санузлы площадью 28 кв. м., сауна площадью 2,3 кв. м., бассейн площадью 4,9 кв. м., раздевалки площадью 60,9 кв. м, комната для приёма пищи площадью 94,8 кв. м, теплоузел, компрессорная, электрощитовая площадью 98,4 кв. м, пустое помещение площадью 18,7 кв. м, коридоры, лестницы, тамбуры площадью 163,7 кв. м.

В акте осмотра также отраженно, что установить возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц не удалось.

Нежилое здание расположено на огороженной территории СОКБ имени ФИО1, оно построено в 1984 году для больницы имени ФИО2 и в настоящее время оказывает услуги по стирке белья исключительно для юридических лиц: учреждений здравоохранения и образования, оздоровительных и других организаций, что подтверждается контрактами на оказание услуг, заключенными с ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. ФИО1, договорами на стирку белья, заключенными с обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», муниципальным бюджетным дошкольным учреждением «Детский сад комбинированного вида », муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Школа-интернат », обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», государственным унитарным предприятием «<данные изъяты>», государственным казенным учреждением самарской области «<данные изъяты>», обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>».

Понятие бытовых услуг предусмотрено статьёй 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой указано, что бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Из представленных документов следует, что административный истец оказывает услуги исключительно юридическим лицам и не оказывает их физическим лицам, применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения – доходы и ведет учет доходов в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей согласно статье 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации, из которой видно, что вся выручка поступает только от юридических лиц.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что здание, включенное в Перечень, не соответствует критерию торгового объекта, объекта общественного питания или бытового обслуживания по смыслу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2018 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требование общества с ограниченной ответственностью «Эра» удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , со дня принятия.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

3а-1198/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
ООО "ЭРА"
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
01.06.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.06.2018[Адм.] Передача материалов судье
04.06.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.06.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
22.06.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2018[Адм.] Судебное заседание
13.07.2018[Адм.] Судебное заседание
16.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее