Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Москва 10 апреля 2018 года
Замоскворецкий районный суд города Москвы в составе председательствующего федерального судьи Перепечиной Е.В.,
при секретаре Билан В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1175/2018 по иску Межрайонного природоохранного прокурора города Москвы в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Парк Девелопмент» о понуждении разработать и утвердить документацию в сфере обращения с отходами производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонный природоохранный прокурор города Москвы в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ООО «Парк Девелопмент», просил обязать ответчика в течение 5 (пяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение на образующиеся при осуществлении указанным обществом деятельности отходы по адресу: г. Москва, ул. Крымский вал, д. 9, стр. 32 (культурно-досуговый центр), в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления в законную силу разработать и согласовать в установленном законом порядке паспорта на отходы I-IV классов опасности, образующиеся при осуществлении ООО «Парк Девелопмент» деятельности по адресу: г. Москва, ул. Крымский вал., д.9, стр.32 (культурно-досуговый центр).
В судебное заседание явился представитель истца Талалаев В.Н., представил отказ от требований в части обязании произвести паспортизацию отходов, образующихся от деятельности общества, в остальной части требования поддержал.
Представитель ответчика и 3-го лица не явились, извещены надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при указанной явке в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы проведена проверка соблюдения ООО «Парк Девелопмент» требований законодательства об отходах производства и потребления при ведении хозяйственной деятельности в границах ГАУК г. Москвы «Центральный парк культуры и отдыха им. Горького» по адресу: г. Москва, ул. Крымский вал, пр. 32 (культурно-досуговый центр). Установлено, что ООО «Парк Девелопмент» на основании свидетельства о праве собственности использует здание площадью 5685,2 кв.м. по адресу: Москва, ул. Крымский вал, д. 9, стр. 32 в границах ГАУК г. Москвы «Центральный парк культуры и отдыха имени Горького» для предоставления культурно-просветительских услуг.
В ходе указанной деятельности ответчика образуются и накапливаются различных классов опасности, в том числе: ртутные лампы отработанные, твердые бытовые отходы и др.
Изложенные обстоятельства подтверждаются договором на вывоз отходов от 08.02.2016 №П0802/16, актами приема-передачи отходов от 11.07.2016, от 15.12.2016 года, от 04.05.2017, от 30.05.2017, договором на вывоз и
обезвреживание ртутьсодержащих отходов от 17.08.2016 №38602, актом проверки межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы от 08.06.2017, объяснениями генерального директора ООО «Парк Девелопмент» от 19.06.2017.
В силу положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ответчик обязан оформить документацию в сфере обращения с отходами, что требуется для определения ожидаемых количеств образующихся отходов, учета их по классам опасности, предупреждения негативных изменений качества окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» нормативы образования отходов и лимитов на их размещение устанавливаются также для обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства).
Частью 4 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» закреплена обязанность разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства). Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок) утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 50 от 25.02.2010.
В соответствии с п. 4 Порядка нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Данная документация, устанавливая количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, а также предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на определенной территории, предотвращает вредное воздействие отходов на окружающую среду и здоровье человека.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов установлен Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 №712.
Полномочия по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещения осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (п. 4.2.22 Положения о Департаменте и природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 №296-ПП), а паспортизацию отходов I - IV классов Департамент Росприроднадзора (п. 5.5.(11) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400).
При этом, действующее природоохранное законодательство не ставит в зависимость необходимость разработки указанных нормативов и проведение паспортизации отходов от осуществления конкретного вида деятельности, в ходе которой образуются отходы, а также от фактического нанесения вреда окружающей среде.
Вопреки указанным нормам закона, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ответчиком не разработан, паспорта на образующиеся в деятельности ответчика отходы I-IV классов опасности в установленном порядке в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО не утверждены.
Отсутствие у ООО «Парк Девелопмент» разработанного и утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспортов на образующиеся в деятельности ответчика отходы I-IV классов опасности, препятствует установлению реального объема отходов, подлежащих вывозу и размещению, что не позволяет сделать достоверные выводы о степени влияния деятельности ответчика на окружающую среду.
Неисполнение требований законодательства об охране окружающей среды в части разработки и утверждения нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение может привести к негативным изменениям качества окружающей среды, в том числе к ее загрязнению.
Указанным нарушается закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем им затрагиваются экологические права неопределенного круга лиц.
В силу ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 12 ГК РФ предусматриваются способы защиты гражданских прав, к которым, в том числе, относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Иск заявлен в суд общей юрисдикции по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 22 и ст. 28 ГПК РФ в защиту экологических прав, свобод и интересов определенного круга лиц по месту нахождения ответчика.
Со стороны ответчика суду представлены возражения на иск и документы, подтверждающие, что ответчик предпринял меры по оформлению соответствующей документации, а также разработаны паспорта отходов. В связи с чем прокурор от части требований отказался.
Также ответчиком указано, что 06.30.2018 года проекты нормативов приняты на согласование Департаментом природопользования и охраны окружающей среды. При этом, поскольку со стороны ответчика не представлено доказательств того, что проекты нормативов утверждены, суд удовлетворяет требование прокурора и обязывает ответчика в течение 5 (пяти) месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение на образующиеся при осуществлении указанным обществом деятельности отходы по адресу: г. Москва, ул. Крымский вал., д.9, стр.32 (культурно-досуговый центр).
Исходя из характера допущенных ответчиком нарушений природоохранного законодательства, а также порядка разработки и согласования соответствующей документации в сфере обращения с отходами производства и потребления 5 (пяти) месячный срок для выполнения требований прокурора является разумным и достаточным.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета города Москвы взыскивается госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Принять отказ от части требований Межрайонного природоохранного прокурора города Москвы к ООО «Парк Девелопмент» об обязании в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления в законную силу разработать и согласовать в установленном законом порядке паспорта на отходы I-IV классов опасности, образующиеся при осуществлении ООО «Парк Девелопмент» деятельности по адресу: г. Москва, ул. Крымский вал., д.9, стр.32 (культурно-досуговый центр).
Обязать ООО «Парк Девелопмент» в течение 5 (пяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение на образующиеся при осуществлении указанным обществом деятельности отходы по адресу: г. Москва, ул. Крымский вал, д. 9, стр. 32 (культурно-досуговый центр).
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд через Замоскворецкий районный суд г. Москвы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.В. Перепечина