Решение по делу № 33-380/2018 от 20.12.2017

Дело № 33-380/2018 Судья – Мох Е.М.

                

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Севастополь 19 февраля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего    судьи Григоровой Ж.В.,

судей Радовиля В.Л. и Сулеймановой А.С.,

при секретаре судебного заседания Ковалевой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Тришину Н.В., третье лицо Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Правительство города Севастополя о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, признании права собственности отсутствующим, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений о границах земельного участка, по апелляционной жалобе Тришина Н.В. на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 02 ноября 2017 года.

Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Радовиля В.Л., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

установила:

Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя обратился в суд с иском к Тришину Н.В. о признании недействительным свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, истребовании земельного участка площадью 0,1 га, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый , ранее присвоенный кадастровый ) в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, а также с требованием об исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах данного земельного участка.

Требования мотивировал тем, что проведенной прокуратурой Нахимовского района проверкой было установлено, что распоряжение о передаче в собственность земельных участков по ул. Линия, 1 гражданам-членам ОК «ЖСТИЗ «Каньон» Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось. По информации ГКУ «Архив города Севастополя» распоряжение № 953-р от 02.04.2010 г. касается вопроса предоставления разрешения «дачному-строительному товариществу «Щеголек» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в районе урочища Аязьма для индивидуального дачного строительства и не связано с предоставлением прав собственности на земельные участки членам ОК «ЖСТИЗ «Каньон». Кроме того, согласно сведений Департамента аппарата Губернатора и Правительства ни ответчик, ни иные члены ОК «ЖСТИЗ «Каньон» не обращались в Севастопольскую городскую государственную администрацию с заявлениями о предоставлении им в собственность земельных участков по ул. Качинское шоссе, ул. Линия 1, а также ул. Линия 2 в г. Севастополе. Приобретение Тришиным Н.В. прав на земельный участок , площадью 0,1 га, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый , ранее присвоенный кадастровый ) на основании свидетельства о праве собственности при отсутствии решений органов власти г. Севастополя о возникновении такого права, является основанием для его отмены в судебном порядке. На основании вышеизложенного, просит признать недействительным свидетельство о праве собственности на земельный участок общей площадью 0,1 га, расположенный по адресу: <адрес>, участок , истребовать данный земельный участок в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах спорного земельного участка.

Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 02 ноября 2017 года земельный участок площадью 0,1 га, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ранее присвоенный кадастровый , истребован в пользу города федерального значения Севастополя из незаконного владения Тришина Н.В.

В остальной части исковые требования ДИЗО оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с таким решением, Тришин Н.В. подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения полностью и отказе в удовлетворении иска.

В обоснование доводов апелляционной жалобы, апеллянт указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным по следующим основаниям: суд не принял во внимание требования международных и федеральных законов РФ, неправильно истолковал нормы материального права; суду не предоставлено доказательств, подтверждающих поручение Правительства Севастополя, позволяющее ДИЗО обратиться с настоящим иском в суд, доверенность от руководителя ДИЗО, выданная физическому лицу, которое не является работником ДИЗО, не может быть надлежащим доказательством о передаче полномочий от государственного органа физическому лицу; разглашение персональных данных третьим лицам – физическому лицу, подписавшему исковое заявление и представляющему интересы ДИЗО в настоящем процессе не предусмотрено Законом «О персональных данных»; при обращении с настоящим иском, истцом пропущен срок исковой давности; судом не были истребованы материалы прокурорской проверки, которые послужили основанием для заявления иска; ДИЗО, не будучи участником спорных отношений, а тем более собственником вышеуказанного земельного участка, не имея каких-либо полномочий по правопреемству от иностранного государства, не имел право подавать рассмотренное судом исковое заявление, а тем более требовать отмены свидетельства о праве собственности выданного уполномоченными органами Украины на территории г.Севастополя и истребовать земельный участок, находящийся и перешедший в частную собственность ответчика в государстве Украина, в Федеральную собственность г.Севастополя; истцом неверно определена юридическая квалификация иска по настоящему делу и неверно выбран способ защиты нарушенного права; право собственности истца не было зарегистрировано и не существовало до передачи участка первоначальному владельцу, и не существовало на момент подачи иска; требования департамента об изъятии земельного участка у лица, которое его добросовестно приобрело, основаны на законе, а являются злоупотреблением прав; истец не предоставил каких-либо доказательств того, какие несуществующие в 2010-2013 году права и интересы несуществующих Правительства Севастополя были нарушены не выдачей ответчику оспариваемого свидетельства о праве собственности на земельный участок и самого земельного участка; обжалуемым решением суда не установлено нарушений действующего законодательства Украины со стороны ответчика, что указывает на то, что действия по передаче, согласованию землеустроительной документации, оформлению права собственности Тришина Н.В. никем не оспорены.

Судебной коллегией по гражданским делам Севастопольского городского суда дело рассмотрено в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствии представителя ответчика Тришина Н.В., а также представителей Правительства города Севастополя и Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела уведомления, а также возвращенная корреспонденция за истечением срока хранения, что в силу 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации является надлежащим извещением.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, выслушав объяснения явившихся сторон, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 23 марта 2010 года № 735-р ОК ЖСТИЗ «Каньон» дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка для строительства и обслуживания квартала жилых домов коттеджного типа в городе Севастополя в районе улицы Федоровская, ориентировочной площадью 20 га.

Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 02 апреля 2010 года № 953-р утвержден проект землеустройства по отведению ОК ЖСТИЗ «Каньон» земельных участком общей площадью 20 га. для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), расположенных в районе улицы Федоровская.

Этим же распоряжением указанные земельные участки общей площадью 20 га. переданы в собственность членам ОК ЖСТИЗ «Каньон», с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки.

В соответствии с приложением к указанному распоряжению, Тришин Н.В. являлся членом ОК «ЖСТИЗ «Каньон», которому в собственность предоставлен земельный участок , расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 17).

Также из материалов дела следует, что право собственности Тришина Н.В. на указанный земельный участок было зарегистрировано в установленном порядке 11 февраля 2014 года, что подтверждается выпиской из Государственного земельного кадастра о праве собственности и вещных правах на земельный участок от 02 февраля 2014 (л.д. 50).

Обращаясь в суд с настоящим иском, ДИЗО, ссылался на то, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, в частности, без подачи соответствующих заявлений членов ОК «ЖСТИЗ «Каньон» о выделении земельных участков в порядке бесплатной приватизации в уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления, без предоставления проекта землеустройства на каждого члена кооператива и его согласования с органами государственной власти.

Данная позиция поддержана судом первой инстанции в оспариваемом решении.

Судебная коллегия с такими доводами истца не считает возможным согласиться исходя из следующего.

Рассматриваемый иск заявлен ДИЗО с целью защиты прав публично-правового образования путем истребования утраченного земельного участка.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим.

Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут определяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем, его участники вправе применить лишь определенный способ защиты нарушенного права.

Пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений.

В соответствии с разъяснениями, изложенным в пунктах 34 и 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление Пленума 10/22), если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, а также, если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях (пункт 2 статьи 302 Гражданского кодекса).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении № 16-П от 22 июня 2017 года, при регулировании гражданско-правовых отношений между публично-правовым образованием (его органами) и его добросовестным приобретателем справедливым было бы переложение неблагоприятных последствий в виде утраты имущества на публично-правовое образование, которое могло и должно было предпринимать меры по его установлению и надлежащему оформлению своего права.

В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС).

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона № 46-ЗС перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Постановлением Правительства города Севастополя № 202 от 07 августа 2014 года утверждён Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права, согласно которому такими являются, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, а также акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

Как следует из материалов дела, право собственности Тришина Н.В. на спорный земельный участок возникло на основании акта государственного органа Украины, а именно – распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 02 апреля 2010 года № 953-р, и впоследствии (11 февраля 2014 года), данное право в установленном порядке было зарегистрировано.

Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет (л.д. 50-52).

Оценивая выводы суда о том, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 02 апреля 2010 года № 953-р о предоставлении земельного участка Тришину Н.В. не принималось, опровергается ответом ГКУ «Архив города Севастополя» от 16 марта 2017 года о том, что в архивном фонде Главного управления земельных ресурсов в городе Севастополе за 2010 год имеется документ – распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 02 апреля 2010 года № 953-р «О передаче в собственность гражданам-членам ОК ЖСТИЗ «Каньон» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений, расположенных в районе улицы Федоровская» и приложение – список граждан-членов ОК ЖСТИЗ «Каньон».

При этом доказательств о фальсификации данного документа материалы дела не содержат.

Доводы истца о том, что органы государственной власти не совершали действий по предоставлению ОК ЖСТИЗ «Каньон» земельных участков опровергаются представленным в материалы дела распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 23 марта 2010 года № 735-р, которым ОК ЖСТИЗ «Каньон» дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка для строительства и обслуживания квартала жилых домов коттеджного типа в городе Севастополя в районе улицы Федоровская, ориентировочной площадью 20 га. для строительства и обслуживания квартала жилых домов коттеджного типа.

Таким образом, вывод суда и доводы истца о том, что решение о предоставлении членам ОК ЖСТИЗ «Каньон», в том числе Тришину Н.В., земельных участков в собственность органом государственной власти не принималось, не основаны на достоверных и достаточных доказательствах.

При этом право собственности Тришина Н.В. на спорный земельный участок подтверждено, как государственный регистрацией этого права, так и постановкой земельного участка на государственный кадастровый учет.

Как следует из материалов дела, постановлением Окружного административного суда города Севастополя от 02 февраля 2012 года следует, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 23 марта 2010 года № 735-р было отменено распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 08 августа 2011 года № 1027-р, однако, названным судебным постановлением распоряжение от 08 августа 2011 года № 1027-р по административному иску ОК ЖСТИЗ «Каньон» признано незаконным и отменено.

Из содержания указанного судебного постановления также следует, что Севастопольской городской государственной администрацией было принято распоряжение от 02 апреля 2010 года № 953-р об утверждении проекта землеустройства и предоставлении в собственность ОК ЖСТИЗ «Каньон» земельного участка.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в период с 2010 года по март 2014 года органами государственной власти Украины, а также государственными органами города Севастополя, в том числе, Севастопольским городским Советом, распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 02 апреля 2010 года № 953-р не оспорено и не признано недействительным, а также не оспорена и законность государственной регистрации права собственности ответчика на спорный земельный участок и постановка его на государственный кадастровый учет.

Кроме того, добросовестность приобретения ответчиком в собственность истребуемого земельного участка истцом также не оспаривается.

Также судебная коллегия не может согласиться и с выводом суда о том, что основанием для удовлетворения требования ДИЗО, является отсутствие у Севастопольской городской государственной администрации права на распоряжение земельными участками.

Судебная коллегия полагает, что исходя из приведенных обстоятельств спорных правоотношений сам по себе факт приобретения ответчиком спорного земельного участка на основании решения органа публично-правового образования (города Севастополя) принятого с превышением компетенции установленной актами, определяющими статус этого органа, при наличии зарегистрированного права собственности ответчика, подтвержденного документом, выданным государственным органом города Севастополя, не может являться достаточным основанием для лишения ответчика права собственности, поскольку в данном случае, владение ответчиком спорным земельным участком не может быть признано незаконным.

Кроме того, из обстоятельств дела следует, что в период предоставления ответчику спорного земельного участка по вопросу распоряжения землями города Севастополя имелась неопределенность в разграничении компетенции его органов власти, а именно – между Севастопольской городской государственной администрацией и Севастопольским городским Советом.

Однако, исходя из смысла положений статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что подобного рода неопределенность сама по себе не означает, что спорный земельный участок был утрачен собственником помимо его воли.

Напротив, органами публичной власти города Севастополя право ответчика на спорный земельный участок признавалась путем принятия соответствующих заявлений, постановкой земельного участка на кадастровый учет и государственной регистрацией права собственности.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживают внимания и, оценивая приведенные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции, в части удовлетворенных требований ДИЗО, постановлено с нарушением норм материального права и подлежит отмене с постановлением по делу нового решения – об отказе истцу в удовлетворении указанных исковых требований.

Принимая во внимание, что ДИЗО в удовлетворении исковых требований отказано, то с учетом положений статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 02 ноября 2017 года подлежит отмене также и в части взыскания с Тришина Н.В. в пользу ДИЗО 300 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

определила:

решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 02 ноября 2017 года в части истребования земельного участка площадью 0,1 га, расположенного по адресу: <адрес>, в пользу города федерального значения Севастополя из незаконного владения Тришина Н.В. и взыскании с него судебных расходов отменить.

В отменной части принять новое решение.

Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в удовлетворении исковых требований к Тришину Н.В. об истребовании земельного участка площадью 0,1 га, расположенного по адресу: <адрес>, в пользу города федерального значения Севастополя из чужого незаконного владения и взыскании с него судебных расходов отказать.

Председательствующий: Ж.В.Григорова

Судьи: А.С. Сулейманова

В.Л. Радовиль

33-380/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
другие апелляционные определения С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ЖАЛОБ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Радовиль Вячеслав Леонидович
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
19.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее