Дело №2а-2057/2020
УИД 24RS0016-01-2020-002255-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Железногорск 1 декабря 2020 года
Красноярского края
Железногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Потылицына А.В.,
при помощнике судьи Михайлиной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мананникова Данила Михайловича к Призывной комиссии г. Железногорска, Военному комиссариату Красноярского края о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
Мананников Д.М. обратился с административным иском к Призывной комиссии г. Железногорска Красноярского края, в котором просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии г. Железногорска Красноярского края о призыве его на военную службу.
Требования мотивированы тем, что Мананников Д.М. состоит на воинском учете в Военном комиссариате г. Железногорск Красноярского края. 23.10.2020 г. призывной комиссией г. Железногорска Красноярского края в отношении него было принято решение о призыве на военную службу и назначена дата отправки к месту несения службы и выдана повестка на 02.11.2020 г. Решение призывной комиссии г. Железногорска от 23.10.2020 г. административный истец считает незаконным и подлежащем отмене, т.к. в ходе освидетельствования им были высказаны жалобы на состояние здоровья – жгучие боли в стопах, которые усиливаются при ходьбе. Кроме данных жалоб административным истцом были предоставлены медицинские документы – заключение ортопеда от 18.09.2020 г. – двустороннее комбинированное плоскостопие второй третьей степени. Для проверки наличия либо отсутствия данного заболевания ему должны были быть выданы направления на дополнительное обследование. Однако, врачи проигнорировали его жалобы, не изучили его анамнез, результаты исследований и вынесли ошибочное заключение о состоянии его здоровья. Кроме того, состав призывной комиссии был не полным, состоял из 5 человек, тогда как должно быть 7 человек.
Определением суда от 06.11.2020 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Военный комиссариат Красноярского края.
Административный истец Мананников Д.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Красноярского края Винтер О.Н. исковые требования не признала, указав, что решение о призыве Мананникова Д.М. на военную службу является законным, так как административный истец по итогам прохождения медицинского обследования был признан годным к военной службе, категория – Б-3.
Представитель административного ответчика призывной комиссии г. Железногорска Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об уважительной причине неявки суд не уведомил.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
На основании п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями (п. 2 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", п. 18 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе").
В силу п. 3 указанной статьи порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" организация освидетельствования возлагается: при призыве граждан на военную службу - на призывную комиссию.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 г. № 565 военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе. Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
В соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" при несогласии гражданина с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 574.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 28.07.2008 № 574 "Об утверждении Положения о независимой военно-врачебной экспертизе" независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Судом установлено, что Мананников Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с требованиями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Железногорска Красноярского края с 04.02.2014 г.
Как следует из листа медицинского освидетельствования от 23.10.2020 г. Мананников Д.М. при прохождении медицинского освидетельствования выразил жалобы на боли в ногах при ходьбе, из анамнеза следует, что 05.12.2019 г. постановлен диагноз – плоскостопие II степени. В связи с чем врачом-специалистом Мананников Д.М. на дополнительные исследования не направлялся и на основании имеющихся материалов поставлен диагноз – продольное двухстороннее плоскостопие II степени и установлена категория годности Б-3 – годен к ВС с незначительными ограничениями (л.д. 33-34).
23.10.2020 г. призывной комиссией г. Железногорска Красноярского края в составе 6 человек принято решение о призыве на военную службу Мананникова Д.М. с установлением категории годности «Б-3» - годен с незначительными ограничениями, что подтверждается выпиской из книги протоколов заседаний призывной комиссии №17 от 23.10.2020 г. (л.д. 39). Данное решение принято с учетом диагноза, поставленного по итогам медицинского освидетельствования, а именно: продольное двухстороннее плоскостопие II степени.
Таким образом, Мананникову Д.М. был поставлен диагноз по результатам медицинских обследований, проведенных в соответствии с приведенными положениями, выявленный у него диагноз в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, не является препятствием к прохождению срочной военной службы, в связи с чем в отношении Мананникова Д.М. было принято обжалуемое решение.
При этом, в соответствии с Положениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, Мананников Д.М. вправе обратиться с заявлением о проведении независимой военно-врачебной экспертизы, чего он не сделал, доказательств обращения с таким заявлением суду не представил.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение призывной комиссии г. Железногорска Красноярского края от 23.10.2020 г. является законным, поскольку оснований, предусмотренных ст.23 и ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" для освобождения от призыва либо предоставления отсрочки от призыва на военную службу не имелось.
Судом отклоняется как несостоятельный довод административного истца о том, что при прохождении освидетельствования его жалобы на здоровье, а именно на боль в ногах при ходьбе были проигнорированы, т.к. все имеющиеся медицинские документы были исследованы врачами призывной комиссии, данные жалобы зафиксированы и учтены как при медицинском освидетельствовании, так и при принятии обжалуемого решения призывной комиссии, что зафиксировано в протоколе заседания №17 от 23.10.2020 г.
Судом отклоняется как несостоятельный довод административного истца о том, что решение о призыве на военную службу в отношении него принято комиссией в составе лишь 5 человек, тогда как в силу п. 1 ст. 27 ФЗ от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», решение о призыве на военную службу должно быть принято комиссией в составе 7 человек.
Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в состав призывной комиссии включаются: должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), или его заместитель - председатель призывной комиссии; должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).
Таким образом, по смыслу приведенных положений закона представитель соответствующего органа службы занятости населения участвует в принятии решений призывной комиссией лишь в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы.
С учетом того, что решение от 23.10.2020 г., принятое комиссией в составе 6 человек в отсутствие представителя органа службы занятости населения, о призыве Мананникова Д.М. на военную службу, не касалось альтернативной гражданской службы, оно является законным и обоснованным.
В связи с чем, заявленные Мананниковым Д.М. требования о признании решения призывной комиссии о призыве его на военную службу незаконным и отмене, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Мананникова Данила Михайловича к Призывной комиссии г. Железногорска, Военному комиссариату Красноярского края о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу, оставить без удовлетворения.
Мотивированное решение суда изготовлено 11 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Железногорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Потылицын