Дело № 2-3719/2024 УИД 53RS0022-01-2024-004278-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2024 года г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Юршо М. В.,
при секретаре Семёновой В. В.,
с участием прокурора Сизовой С. Э., представителя ответчика Рана И. Д., представителя третьих лиц Петровой А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Великого Новгорода в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Гимназия № 2" о возложении обязанности по совершению определенных действий,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Великого Новгорода, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Гимназия № 2" (далее по тексту - Учреждение) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта (территории) образования, а именно оборудовать объект (территорию), расположенный по адресу: г.... системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в обоснование заявления указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов образования установлено, что в Учреждении отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, что не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Определением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 08 апреля 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Великого Новгорода, Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода и Комитет финансов Администрации Великого Новгорода.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Заслушав объяснения прокурора Сизовой С. Э., поддержавшей исковые требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении, объяснения представителя третьих лиц Администрации Великого Новгорода и Комитета по образованию Администрации Великого Новгорода Петровой А. А., возражавшей против удовлетворения заявления, объяснения представителя ответчика Рана И. Д., не признавшей исковые требования, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту также - Федеральный закон № 273-ФЗ) образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ основываются, в том числе на следующих принципах:
- гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
- единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.
Как следует из п. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее по тексту также - Федеральный закон № 35-ФЗ) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и аптитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.Под аптитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее по тексту также - Требования).
Пунктом 1 Требований определено, что указанные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно- технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) образования.
В соответствии с п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
В силу п. 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством, в том числе организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории).
Как установлено судом из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела, Учреждение, являющееся образовательным учреждением, расположено по адресу: г. Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 17.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований антитеррористической защищенности объекта (территории): в нарушение подп. "д" п. 24 Требований объект (территория) образовательного учреждения не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В связи с выявленными нарушениями закона 19 марта 2024 года прокуратурой города в адрес заместителя главы администрации Великого Новгорода внесено представление об их устранении.
Из ответа на акт прокурорского реагирования следует, что средства на выполнение мероприятий в соответствии с Требованиями в бюджете Великого Новгорода на 2024 год не предусмотрены.
Осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
В силу вышеуказанных норм исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание объем и специфику работ, подлежащих выполнению в целях устранения имеющихся нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности, характер допущенных нарушений, суд полагает необходимым установить ответчику Учреждению двенадцатимесячный срок для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования заместителя прокурора Великого Новгорода в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 2" (....) в двенадцатимесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта (территории) образования, а именно оборудовать объект (территорию), расположенный по адресу: г.... системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - апелляционное представление - в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 28 мая 2024 года.
Председательствующий М. В, Юршо