Решение по делу № 2-142/2023 (2-5811/2022;) от 05.09.2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу в части

16 марта 2023 года                            город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Нагорной И.Н., при секретаре Трениной А.В., с участием истца Кузнецова А.А., представителя истца Маркеевой М.В., представителя ответчика Вторушиной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-142/2023 (УИД 38RS0001-01-2022-005118-37) по иску Кузнецова Антона Анатольевича к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ангарскому городскому округу о взыскании компенсации за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, компенсации за нарушение сроков выплаты сумм, причитающихся работнику, компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов А.А. обратился с иском к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ангарскому городскому округу о взыскании компенсации за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни за 2019-2022, компенсации за нарушение сроков выплаты сумм, причитающихся работнику за 2019-2022, компенсации морального вреда в размере 1000000,00 руб., судебных расходов в размере 800,09 руб.

27.02.2023 истец уточнив исковые требования просил о взыскании недоначисленной и неоплаченной компенсации за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни за 2020-2022, компенсации за нарушение сроков выплаты сумм, причитающихся работнику за 2020-2022, компенсации морального вреда в размере 1000000,00 руб., судебных расходов в размере 800,09 руб.

Истец в судебном заседании просил принять отказ от части исковых требований, в связи с поддержанием уточненных исковых требований от 26.02.2023 представленных в суд 27.02.2023. Пояснил, что делает это добровольно, последствия отказа от исковых требований ему разъяснены и понятны. Истец предоставила письменное заявление, которое приобщено к материалам гражданского дела.

Истец Кузнецов А.А., представителя истца Маркеевой М.В., участвуя в судебном заседании, заявление об отказе от исковых требований поддержали, пояснили, что настаивают на рассмотрении уточнённых исковых требований.

Представитель ответчика не возражала против прекращения производства по делу в части.

В соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно части 3 статьи 173 ГПК РФ, при отказе истца от иска и принятии его судом, суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.

Суд полагает, что отказ истца Кузнецова А.А. от части исковых требований основан на законе, не нарушает интересы третьих лиц, поэтому имеются все основания для прекращения производства по делу в части.

Согласно статье 221 ГПК РФ при прекращении производства по делу повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В связи с принятием судом отказа от иска, в соответствии с частью 3 статьи 220 ГПК РФ производство по настоящему делу подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 39, 173, 220-221, 224-225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по гражданскому делу № 2-142/2023 (УИД 38RS0001-01-2022-005118-37) в части исковых требований Кузнецова Антона Анатольевича к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ангарскому городскому округу о взыскании компенсации за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни за 2019 год, компенсации за нарушение сроков выплаты сумм, причитающихся работнику за 2019, - прекратить.

Разъяснить истцу, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения.

            Судья                                                                                                    И.Н. Нагорная

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2023 года                            город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Нагорной И.Н., при секретаре Трениной А.В., с участием истца Кузнецова А.А., представителя истца Маркеевой М.В., представителя ответчика Вторушиной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-142/2023 (УИД 38RS0001-01-2022-005118-37) по иску Кузнецова Антона Анатольевича к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ангарскому городскому округу о взыскании компенсации за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, компенсации за нарушение сроков выплаты сумм, причитающихся работнику, компенсации морального вреда, судебных расходов,

установил:

Кузнецов А.А. обратился в суд с иском к УМВД по АГО о взыскании компенсации за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, компенсации за нарушение сроков выплаты сумм, причитающихся работнику, компенсации морального вреда, судебных расходов.

В обоснование своих исковых требований, с учетом уточнения указывал на то, что с ** по ** проходил службу в органах внутренних дел.

Приказом ЛС от ** был уволен со службы с ** по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

За период службы, с 2018 по 2022 годы Кузнецов А.А. работал в выходные и праздничные дни, однако, за работу в указанное время ему не были предоставлены дополнительные дни отдыха, а также не выплачена денежная компенсация. Ответчик в период работы не предоставлял дополнительные дни отдыха, а также нарушил сроки выплаты заработной платы.

По рапортам от ** и от ** ответчик выплатил истцу компенсацию в размере 52499,03 руб. (за 2021 год - 15 дней переработки, за 2022 год – 6,75 дней переработки).

Истец полагал, что действиями работодателя нарушены его трудовые права. В связи с чем, просил взыскать с ответчика в свою пользу недоначисленную и неоплаченную компенсацию за сверхурочную работу, а также работу в выходные и праздничные дни за 2020 год в размере 330070,74 руб., за 2021 год в размере 315478,06 руб., за 2022 год в размере 58134,70 руб., компенсацию за задержку выплаты заработной платы (в соответствии с требованиями ст.236 ТК РФ за нарушение сроков начисления и выплаты компенсацию за сверхурочную работу, а также работу в выходные и праздничные дни) за 2020 год в размере 63481,88 руб., за 2021 год в размере 60656,06 руб., за 2022 год в размере 11373,15 руб., компенсацию за нарушение сроков возмещения за форменное обмундирование (ст. 236 ТК РФ) в размере 3768,51 руб., компенсацию морального вреда в размере 1000000,00 рублей, почтовые расходы в размере 800,09 руб.

Истец Кузнецов А.А. и его представитель - Маркеева М.В., действующая на основании доверенности, настаивали на удовлетворении уточненных исковых требований, по основаниям изложенным в иске. Полагали, что исковые требования обоснованно заявлены в трехгодичном сроке с момента увольнения.

Представители ответчика, действующие на основании доверенности, возражали против удовлетворения исковых требований, по основаниям изложенным в письменных возражениях. Заявили о применении сроков исковой давности к заявленным требованиям.

Представители третьих лиц – ГУ МВД России по Иркутской области, ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения главного управления Министерства внутренних дел РФ по Иркутской области» ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив расчеты сторон, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 8 ст. 11 Трудового кодекса РФ (далее по тексту: ТК РФ) трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы.

Абз. 2-3 п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 (ред. от 28.06.2016) «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» предусмотрено, что порядок прохождения военной службы, в частности заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, поступление на военную службу и увольнение с нее, назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей, дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, а также иные правоотношения, имеющие специфический характер в условиях военной службы, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

Нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе (например, часть 8 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ): трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей и др.).

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ) регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 определения от 23 октября 2014 г. № 2306-О, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 6 июня 1995 г. № 7-П, определения от 21 декабря 2004 г. № 460-О, от 16 апреля 2009 г. № 566-О-О и от 25 ноября 2010 г. № 1547-О-О).

Определяя службу в органах внутренних дел как особый вид государственной службы, законодателем регламентированы, в том числе условия и порядок прохождения указанной службы, а также вопросы компенсаций и социальных гарантий, связанных с особыми условиями несения данной службы.

Отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 3 данного Федерального закона к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, нормы трудового законодательства применяются в случаях, не урегулированных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими данные правоотношения.

Частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ определено, что служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Формы документов учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел и порядок их заполнения определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

В соответствии с частью 5 данной статьи ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в органах внутренних дел, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел перечнем должностей в органах внутренних дел, что указывается в контракте. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 указанного Федерального закона.

Согласно части 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 утвержден Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - Порядок № 50).

Согласно пункту 274 Порядка № 50 (в редакции от 1 февраля 2018 г., действовавшего до 4 января 2021 г.) в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности.

В случаях, не терпящих отлагательств, решение о привлечении сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время может быть принято и доведено до него прямым руководителем (начальником) в устной форме. В этом случае прямой руководитель (начальник) в течение двух рабочих дней обязан доложить о таком привлечении рапортом Министру, заместителю Министра, руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющему право назначения сотрудников на должности. В рапорте указываются основания для привлечения сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время и его продолжительность (пункт 276 Порядка № 50).

В соответствии с пунктами 290 - 293 Порядка № 50 предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром, заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности.

Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в пункте 290 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.

Самовольное использование сотрудником дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не допускается.

Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31.03.2021 № 181 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (далее по тексту - Порядок № 181). Ранее действовал приказ МВД России от 31 января 2013 г. № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (далее по тексту - Порядок № 65).

В силу части 6 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Согласно пунктам 63-66 Порядка № 181 количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством Российской Федерации продолжительности сверхурочной работы за год

Размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на дату издания приказа руководителя (начальника), наделенного правом принимать решение о предоставлении сотруднику отпуска, на производство выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12.

На основании приказа руководителя, издаваемого по результатам учета времени привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в нерабочие праздничные дни по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за учетный период, сотрудникам производится компенсационная выплата.

Компенсационная выплата, указанная в пункте 65 настоящего Порядка, производится за каждый час работы в соответствующих условиях в следующих размерах: В нерабочие праздничные дни - одинарной часовой ставки. В ночное время - 20 процентов часовой ставки.

Аналогичные нормы закона содержались в пунктах 58-63 Порядка № 65.

Согласно пункту 286 Порядка № 50 сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Закона о службе.

В соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В пунктах 303, 304 Порядка № 50 предусмотрено, что дополнительный отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сотрудникам ежегодно в соответствии с графиком отпусков одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника на основании его рапорта. Право на дополнительный отпуск возникает у сотрудника независимо от фактической продолжительности его службы сверх установленной для него нормальной продолжительности служебного времени. Продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, в зависимости от занимаемой должности, устанавливается пунктами 305.1 и 305.2 Порядка № 50.

Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, Кузнецов А.А. проходил службу в УМВД по АГО с **, ** был назначен на должность старшего оперуполномоченного отдела уголовного розыска отдела полиции , с ** работал в должности оперуполномоченного группы по раскрытию преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий отдела уголовного розыска отдела полиции , что подтверждается контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел от ** и приказом от ** л/с (Т.1, л.д. 62-65, 105-107).

На основании рапорта истца от ** о предоставлении отпуска с последующим увольнением (Т. 1 л.д. 108), ответчиком был издан приказ от ** л/с Кузнецову А.А. о предоставлении отпуска с 25 марта по ** с выездом в г. Сочи и об увольнении со службы из органов внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Согласно контракту от ** особенности режима служебного времени и времени отдыха не устанавливались, однако, сотруднику предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью от 3 до 10 календарных дней в порядке, установленном МВД России.

Правилами внутреннего служебного распорядка ГУ МВД России по Иркутской области, территориальных органов МВД России на районном уровне Иркутской области, утвержденными Приказом ГУ МВД России по Иркутской области от ** определено, что нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю при пятидневной служебной неделе в двумя выходными днями (п.9).

При службе в сменном режиме вводится суммированный учет рабочего времени, исходя из нормальной продолжительности служебного времени в неделю, с учетным периодом – полугодие (п.15).

Сотрудникам, замещающим должности рядового и начальствующего состава, может устанавливаться ненормированный день приказом начальника территориального органа (п. 21) (Т. 1 л.д. 134-136).

В соответствии с приказами начальника УМВД по АГО от ** , от ** , от ** , от ** истцу устанавливался ненормированный служебный день (Т.1 л.д. 112-115).

В соответствии со статьей 97 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (далее - установленная для работника продолжительность рабочего времени): для сверхурочной работы (статья 99 настоящего Кодекса); если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 настоящего Кодекса).

Согласно части 1 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период

В силу части 1 статьи 101 Трудового кодекса Российской Федерации ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Согласно положениям статьи 119 Трудового кодекса Российской Федерации работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем устанавливаются в федеральных государственных учреждениях нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в государственных учреждениях субъекта Российской Федерации нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в муниципальных учреждениях нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, для работников время, отработанное за пределами нормальной продолжительности рабочего дня, не считается сверхурочной работой, гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для работников, работающих сверхурочно, на них не распространяются.

Доводы истца, что время, отработанное истцом за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, является сверхурочной работой и компенсируются в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ, основаны на неверном применении норм материального права и не подлежат применению при разрешении спора.

В силу части 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Поскольку учетным периодом служебного времени в данном случае является пол года, то Кузнецов А.А. должен был узнать о наличии у него права на получение дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации за отработанное время сверх установленной нормальной продолжительности, в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствующем текущем году (в 2020, 2021, 2022 годах). Следовательно, обращаясь в суд с иском 31.08.2022 Кузнецов А.А. пропустил установленный трехмесячный срок обращения за разрешением служебного спора, по требованиям за 2020 год и 2021 год, что является самостоятельным основанием для отказа в их удовлетворении.

Доводы истца об отсутствии пропуска срока исковой давности основаны на неверном применении норм материального и процессуального права.

Табелем учета служебного времени сотрудников ОВД ОУР ОП №1 УМВД по АГО за декабрь 2021 предусмотрено, что Кузнецову А.А. нарастающим итогом с 01.01.2021 было определено 35 дней 6 часов подлежащих компенсации часов (дней) выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (Т.1 л.д. 92).

Табелем учета служебного времени сотрудников ОВД ОУР ОП №1 УМВД по АГО за март 2022, содержащим подпись истца, предусмотрено, что Кузнецову А.А. нарастающим итогом с 01.01.2022 было определено 6 дней 6 часов подлежащих компенсации часов (дней) выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (Т.1 л.д. 93-94).

В рапорте Кузнецова от 28.03.2022, направленном ответчику почтой 09.04.2022 (Т.1 л.д. 16-17) истец просил предоставить компенсацию за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за 2018-2022 годы.

В обращении истца от 14.06.2022 направленном ответчику почтой 15.06.2022 (Т.1 л.д. 20-21) истец просил дать полный ответ по расчетам компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за 2021-2022 годы, а также отсутствия расчета за 2019 и 2020 год.

В ответе от 13.07.2022 ответчик разъяснил нормы действующего законодательства, а также привел расчет произведенных выплат денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за 2021-2022 годы в размере 45674,03 руб. (52499,03 руб.-13%) (Т.1 л.д.22-23).

Приказом от ** л/с «О внесении изменений в правой акт» в приказ УМВД по АГО от ** л/с (об увольнении) пункт 1 был дополнен абзацем о выплате истцу денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, на основании табелей учета служебного времени: за период 2021 год – 15 дней, за период 2022 – 6,75 дней (Т.1 л.д. 111).

Согласно расчетному листу за май 2022 начисление за работу сверх установленной нормы продолжительности рабочего времени составило 52499,03 руб., к выплате за минусом 13% НДФЛ сумма составила 45674,03 руб. Выплата подтверждается платежным поручением от ** (Т.1 л.д. 138, 141).

Приказом от ** л/с «О внесении изменений в правой акт» в приказ УМВД по АГО от ** л/с (об увольнении) пункт 1 был дополнен сведениями о продлении основного отпуска за 2022 год на 5 календарных дней, использованных для проезда к месту отдыха и обратно и изменении деня увольнения с ** на ** (Т.1 л.д. 160).

Согласно части 5 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ и пункта 286 Порядка № 50 за работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, часы работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени отдельно не оплачиваются.

При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

С учетом изложенного, Кузнецов А.А. вправе был подать рапорт о предоставлении ему дополнительных дней отпуска до 24.03.2022 (последний рабочий день перед отпуском с последующим увольнением). Данным правом истец не воспользовался, направив 28.03.2022 рапорт о предоставлении компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за 2018-2022 годы. По рапорту ответчик произвел выплату компенсации исходя из требований закона (в пределах 120 часов в год, т.е. 15 дней).

Реализация сотрудником органов внутренних дел права на получение денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником). В отсутствие волеизъявления сотрудника, выраженного в форме поданного в текущем году рапорта о предоставлении вместо дней отдыха денежной компенсации, являющихся обязательным условием реализации права на получение этой компенсации, ее выплата после увольнения невозможна. Обращение Кузнецова А.А. в суд после увольнения о взыскании недоначисленной и невыплаченной денежной компенсации юридического значения не имеет, поскольку такое обращение не предусмотрено вышеприведенными нормативными правовыми актами.

Разрешая исковые требования, суд проверил расчеты истца и ответчика в части начисления денежной компенсации за 2021-2022 годы, приходит к выводу о правильности расчета представленного ответчиком, учитывающего положения Порядка № 181.

Суд соглашается с доводами ответчика о том, что истец, производя расчет, необоснованно руководствовался нормами Трудового кодекса РФ, в части оплаты за сверхурочную работу.

С учетом изложенного, требования истца о взыскании компенсации за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни за 2020, 2021, 2022 год удовлетворению не подлежат, как и взыскание компенсации за нарушение сроков ее выплаты.

Компенсация за форменное обмундирование истцу была произведена ответчиком 20.04.2022 (платежное поручение от **) на основании справки ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения главного управления Министерства внутренних дел РФ по Иркутской области» от 28.03.2022, поступившей ответчику 14.04.2022.

Выплата за форменное обмундирование не входит в состав денежного довольствия сотрудника и не относится к иным дополнительным выплатам. Данная выплата производится после увольнения на основании справки на выплату денежной компенсации вместо положенных предметов вещевого имущества.

Таким образом, положения ст.236 ТК РФ к выплатам компенсации за форменное обмундирование не применяются, в связи с чем, исковое требование истца не подлежит удовлетворению судом.

Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Разрешая исковые требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд приходит к выводу о необходимости отказа истцу в их удовлетворении, в виду отсутствия факта нарушения трудовых прав истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в удовлетворении судебных издержек на оплату почтовых расходов истца также надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Кузнецова Антона Анатольевича к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ангарскому городскому округу о взыскании компенсации за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, компенсации за нарушение сроков выплаты сумм, причитающихся работнику, компенсации морального вреда, судебных расходов, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                    И.Н. Нагорная

В окончательной форме решение составлено 14.04.2023.

Резолютивная часть

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2023 года                            город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Нагорной И.Н., при секретаре Трениной А.В., с участием истца Кузнецова А.А., представителя истца Маркеевой М.В., представителя ответчика Вторушиной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-142/2023 (УИД 38RS0001-01-2022-005118-37) по иску Кузнецова Антона Анатольевича к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ангарскому городскому округу о взыскании компенсации за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, компенсации за нарушение сроков выплаты сумм, причитающихся работнику, компенсации морального вреда, судебных расходов,

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Кузнецова Антона Анатольевича к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ангарскому городскому округу о взыскании компенсации за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, компенсации за нарушение сроков выплаты сумм, причитающихся работнику, компенсации морального вреда, судебных расходов, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                    И.Н. Нагорная

2-142/2023 (2-5811/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецов Антон Анатольевич
Ответчики
УМВД РФ по Иркутской области в г.Ангарске
Другие
ГУ МВД России по Иркутской области
Маркеева Мальвина Владимировна
ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области»
Суд
Ангарский городской суд Иркутской области
Судья
Нагорная Ирина Николаевна
Дело на сайте суда
angarsky.irk.sudrf.ru
05.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2022Передача материалов судье
07.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.10.2022Предварительное судебное заседание
18.10.2022Предварительное судебное заседание
17.11.2022Судебное заседание
13.12.2022Судебное заседание
20.12.2022Судебное заседание
20.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
14.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее