Дело № 2-365/2018
поступило в суд 20 июня 2018 года
Решение в окончательной форме изготовлено 06 августа 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2018 года г. Чулым
Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Ждановой О.А.
при секретаре Гуцала В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дронова Степана Валерьевича к администрации Чулымского района, Министерству социального развития Новосибирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа по договору специализированного найма,
УСТАНОВИЛ:
Дронов С.В. обратился в суд с иском к администрации Чулымского района, Министерству социального развития Новосибирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа по договору специализированного найма.
В судебном заседании истец Дронов С.В. заявленные исковые требования поддержал и пояснил, что решением Чулымского районного суда Новосибирской области от 24 мая 2006 года его мать ФИО3 была лишена родительских прав в отношении него, его отец ФИО2 умер 18 апреля 1997 года, он остался без попечения родителей, был передан под опеку тете – ФИО9, никакое жилое помещение за ним не закреплялось. В 2013 году был установлен факт невозможности его проживания в квартире по <адрес> где проживает его мать, лишенная в отношении него родительских прав. В декабре 2013 года он был включен в список детей – сирот и лиц из их числа нуждающихся в предоставлении жилья. В период с 2017 года по 2018 год неоднократно обращался в администрацию Чулымского района с заявлениями по поводу предоставления ему жилья, однако, там ему пояснили, что в настоящий момент жилых помещений специализированного фонда у них нет и предоставить жилое помещение они не могут, что его очередь по списку № 55, ему предоставят жилье, когда подойдет его очередь. Он не имеет в собственности жилье, не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма, не участвовал в приватизации. Проживает в г. Чулыме в доме своего бывшего опекуна, вместе с ее семьей, так как больше ему негде жить, такое совместное проживание доставляет всем неудобства. Намерен проживать в г. Чулыме, так как работает здесь. Просит обязать администрацию Чулымского района предоставить ему благоустроенное применительно к условиям г. Чулыма Новосибирской области, пригодное для проживания жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв. м. общей площади на одного человека, в соответствии с Законом Новосибирской области от 05.06.2013 года № 331- ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Представитель истца Пономарев В.И. доводы искового заявления, исковые требования и пояснения истца поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Чулымского района ФИО5 возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. Подтвердил, что администрация Чулымского района в соответствии с законодательством Новосибирской области наделена государственными полномочиями по предоставлению гражданам, указанным в Федеральном законе N 159-ФЗ, благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Финансовое обеспечение данных государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджету их муниципального района субвенций из бюджета Новосибирской области. Не оспаривают, что Дронов С.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного фонда, признан нуждающимся в получении такого жилья, до настоящего времени такое жилое помещение истцу не предоставлено. Однако, предоставление истцу такого жилого помещения ранее других таких же детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в списке задолго перед ним, которые не реализовали свое право на получение жилого помещения, нарушит их права. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика - администрации Чулымского района ФИО6 возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Пояснила, что Дронов С.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда для данной категории лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, признан нуждающимся в получении такого жилья. Постановлением администрации Чулымского района от 30.12.2013 года №, истец был включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время в указанный список по Чулымскому району Новосибирской области включено 69 детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилья, Дронов О.Д. значится под номером 55. Список был направлен в Минсоцразвитие Новосибирской области для формирования сводного списка по субъекту НСО. При наличии списка детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилья, сформированного в порядке очередности, обеспечение Дронова С.В. жилым помещением нарушит права иных детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее истца, которые не реализовали свое право на получение жилого помещения. Денежных средств областного бюджета, выделенных администрации Чулымского района для реализации государственных полномочий по обеспечению жильем всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно. В 2018 году такие жилые помещения, приобретаться не будут, так как предоставленные из областного бюджета субвенции, пошли на погашение задолженности по муниципальным контрактам, которые заключены на приобретение такого жилья в прошлые годы. До получения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения истец может воспользоваться правом найма жилого помещения с компенсацией платы на заем жилого помещения на основании Постановления Правительства Новосибирской области от 10 декабря 2012 г № 557-п «О компенсации платы за наём жилого помещения». Просит в иске отказать.
Представитель ответчика администрации Чулымского района - ФИО8 в предыдущем судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Дроновым С.В. требований, дала пояснения, аналогичные пояснениям представителя ФИО6
Представитель соответчика – Министерства социального развития Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен (л.д. 109). В представленных суду возражениях на исковое заявление представитель Министерства социального развития Новосибирской области указал, что нормами действующего законодательства лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрен внеочередной порядок предоставления жилого помещения. В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Законом Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определен порядок формирования Списка. Согласно ч. 8 ст. 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-ОЗ, включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в Список, а в случае их совпадения – в алфавитном порядке. Таким образом, из системного толкования норм следует, что предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии со списком, формируемом в каждом регионе. Правовые основания для предоставления жилых помещений в нарушение порядка, в котором состоят в Списке нуждающиеся лица (указанные в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ), отсутствуют. Постановлением администрации Чулымского района Новосибирской области от 30 декабря 2013 г № 1412 Дронов С.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время номер истца в списке – 55. Таким образом, право истца на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом № 159-Ф признано уполномоченными органами, реализуется в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Удовлетворение требования о предоставлении жилого помещения, в нарушение порядка, установленного в списке, повлечет нарушение прав иных лиц данной категории, включенных в список ранее истца и до настоящего времени не получивших жилые помещения, и, следовательно, принцип социальной справедливости и равенства. Принятие решения об удовлетворении таких требований будет неконституционным в силу положений части 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ реализация права на обеспечение жилым помещением одного лица не может строиться на реализации прав за счёт другого лица, поскольку недопустимо ущемление прав других лиц. Просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д. 36-38, 50-52).
Выслушав истца, его представителя, представителей ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу ст. 40 Конституции РФ, граждане имеют право на жилище.
В соответствии со ст.109.1 ч.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (ч. 1).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. (ч. 2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. (ч. 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7).
Согласно ч. 5 ст.8 указанного Федерального закона, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.1 ч.1 Закона Новосибирской области от 05 июня 2013 года № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Новосибирской области от 05 июня 2013 года № 331-ОЗ, список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) формируется и ведется уполномоченным органом. Форма списка устанавливается уполномоченным органом.
В силу ст. 5 Закона Новосибирской области от 05 июня 2013 года № 331-ОЗ, финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
В соответствии с ч.1 п. 52 Закона Новосибирской области от 10.12.2013 г. № 411-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, указанных в статье 2 настоящего Закона (далее - органы местного самоуправления), наделяются отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - отдельные государственные полномочия):
- обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - граждане, указанные в Федеральном законе N 159-ФЗ), в том числе:
а) предоставление гражданам, указанным в Федеральном законе N 159-ФЗ, благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - предоставление гражданам жилых помещений);
б) осуществление контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений;
в) формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) …
В силу ч. 2 вышеуказанного Закона Новосибирской области, настоящим Законом отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, в том числе, Чулымский район.
Согласно паспорту истца, Дронов Степан Валерьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>. Зарегистрирован по месту жительства по адресу <адрес> (л.д. 9).
Согласно свидетельству о рождении, Дронов Степан Валерьевич родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Его родителями являются: ФИО2 и ФИО3 (л.д. 10)
Согласно свидетельству о смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер 18 апреля 1997 года в <адрес> (л.д. 11).
Решением Чулымского районного суда Новосибирской области от 24 мая 2006 года ФИО3 лишена родительских прав в отношении сына Дронова Степана Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 24-26).
Постановлением главы администрации Чулымского района Новосибирской области от 13 июня 2006 года № опекуном несовершеннолетнего Дронова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения назначена ФИО9 (л.д. 8), ФИО9 выдано удостоверение № от 13 июля 2006 года (л.д. 14).
Согласно акту обследования жилого помещения от 25 декабря 2013 года, проведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес> членом семьи нанимателя по договору социального найма которого является несовершеннолетний Дронов С.В., относящийся к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлен факт невозможности проживания Дронова С.В., оставшегося без попечения родителей, в жилом помещении по адресу: <адрес>, так как в жилом помещении проживает мать ФИО1 - ФИО3, лишенная в отношении него родительских прав (л.д. 12)
Постановлением главы администрации Чулымского района Новосибирской области от 30 декабря 2013 года № Дронов Степан Валерьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 7).
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области от 28 января 2014 года, следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объекты недвижимости Дронова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по состоянию на 22 января 2014 года (л.д. 15).
13 октября 2017 года Дронов С.В. обращался с заявлением к главе администрации Чулымского района о предоставлении жилого помещения (л.д. 19). Согласно ответу главы администрации Чулымского района от 23 октября 2017 года № следует, что в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоит 61 человек, которые также нуждаются в предоставлении жилого помещения. По мере поступления субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, будет определен круг лиц, которые будут обеспечиваться жильем, в соответствии с очередностью.» (л.д. 16, 23). 30 января 2018 года Дронов С.В. направлено заявление в прокуратуру Чулымского района с просьбой провести проверку в министерстве социального развития НСО по факту рассмотрения его заявления, направленного 04 декабря 2017 года (л.д. 17, 18). Согласно ответу министерства труда и социального развития НСО от 02 марта 2018 года, Дронов С.П. по состоянию на 01 января 2018 года включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Новосибирской области, под номером 53, дата включения в список 30 декабря 2013 г. Законом НСО от 05 июня 2013 г № 331-ОЗ определено, что граждане включаются в список в хронологическом порядке по датам принятия решений о включении их в список. Обеспечение жилыми помещениями осуществляется также в хронологическом порядке. Разъяснено право до получения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения воспользоваться правом найма жилого помещения с компенсацией платы на заем жилого помещения (л.д. 20-21).
Из сообщений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области № от 03 июля 2018 года, № от 05 июля 2018 года, № от 10 июля 2018 года, следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объекты недвижимости на территории Новосибирской области Дронова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 41, 56, 60). Аналогичные сведения содержатся в информации Чулымского отдела ОГУП «Техцентр» № от 03 июля 2018 года, от 19 июля 2018 года (л.д. 40, 61).
Согласно информации отдела опеки и попечительства администрации Чулымского района от 23 июля 2018 года, в соответствии с законом Новосибирской области от 12 декабря 2017 года №-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», на 2018 год Чулымскому району предусмотрены субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 2647600 рублей. В 2018 году жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа путем проведения централизованных закупок приобретаться не будут, так как в рамках закона Новосибирской области от 28 декабря 2016 года № 128-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» заключено два муниципальных контракта на сумму 2554794 рублей, финансовые обязательства по которым наступили в марте 2018 г. Один контракт был частично профинансирован в 2017 году в сумме 649345 рублей 54 копеек, необходимая сумма для оплаты муниципальных контрактов составляет 1905448 рублей 46 копеек. В целях своевременного и эффективного использования субвенции, администрация Чулымского района просила перераспределить денежные средства и уменьшить лимит на сумму 742151 рубль 54 копейки (л.д. 64)
Согласно списка сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, за № 55 значится Дронов Степан Валерьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 72-98).
Таким образом, в суде установлено, что Дронов С.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилых помещений, в приватизации жилых помещений не участвовал, своего жилья не имеет. В отношении жилого помещения, в котором Дронова С.В. зарегистрирован, и в котором проживает его мать, лишенная в отношении него родительских прав, был установлен факт невозможности его проживания в нем (л.д. 12).
Дронов С.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, достиг возраста 18 лет, однако, в нарушение закона жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено. В связи с этим, в соответствии с положениями ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дронов С.В. имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления. При этом, обязанность по предоставлению истцу такого жилого помещения в силу Закона Новосибирской области от 10.12.2013 г. № 411-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями», должна быть возложена на администрацию Чулымского района.
Принимая во внимание, что согласно п. 5 ст. 1 Закона Новосибирской области от 21.11.2014 г. N 490-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" государственные полномочия по обеспечению граждан в соответствии с ФЗ РФ N 159-ФЗ переданы органам местного самоуправления, жилые помещения предоставляются детям-сиротам в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Новосибирской области от 21.11.2014 г. N 490-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.
При таких обстоятельствах, учитывая не реализованное право истца на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу следует возложить на администрацию Чулымского района, но за счет средств бюджета Новосибирской области.
В соответствии с пп. 20 п. 15 постановления Правительства Новосибирской области от 01.08.2017 N 296-п "Об утверждении Положения о министерстве труда и социального развития Новосибирской области", Министерство труда и социального развития Новосибирской области, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций, в том числе формирует государственные задания подведомственным организациям.
В соответствии с пп. 8 п. 11 вышеуказанного Положения, Министерство труда и социального развития Новосибирской области обеспечивает предоставление органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, осуществляющими переданные государственные полномочия Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следующих государственных услуг: по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Доводы представителей ответчиков, что предоставление истцу жилого помещения ранее других граждан, и стоящих задолго перед ним таких же детей- сирот, которые не реализовали свое право на получение жилого помещения, нарушит их права, несостоятельны.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление Законом Новосибирской области N 331-ОЗ от 05.06.2013 г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Приказом от 26.06.2013 г. N 711 Министерства социального развития Новосибирской области порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.
Включение в список согласно ст. 8 Новосибирской области N 331-ОЗ от 05.06.2013 г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. ст. 60 и 61 Закона Новосибирской области N 331-ОЗ от 05.06.2013 г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Положения вышеприведенных норм материального права не содержат указания на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Дронова С.В. Исковые требования Дронова С.В. суд полагает удовлетворить, возложить на администрацию Чулымского района Новосибирской области предоставить Дронову С.В. благоустроенное применительно к условиям г. Чулыма Новосибирской области, пригодное для проживания жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв. м. общей площади на одного человека, за счет средств бюджета Новосибирской области.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, дающих основание для принятия иного решения, сторонами не представлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Чулымского района предоставить Дронову Степану Валерьевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, благоустроенное применительно к условиям г. Чулыма Новосибирской области, пригодное для проживания жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв. м. общей площади на одного человека, за счет средств бюджета Новосибирской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Жданова О.А.