№2-5/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Прохоровка | 27.02.2019 |
Прохоровский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Абрамовой С.И.
при секретаре Чурсиной М.А.,
с участием истца Ермакова В.А., представителей ответчика Чан-оглы Л.И., Лашиной М.Е., представителя третьего лица Агафоновой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермакова В. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Прохоровском районе Белгородской области о включении в специальный стаж периодов работы; о возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости,
установил:
24.08.2018 Ермаков В.А., являющийся педагогическим работником, обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Прохоровском районе Белгородской области (далее – УПФР) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании подп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В назначении пенсии истцу было отказано по мотиву отсутствия необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности, поскольку отдельные периоды работы признаны не подлежащими включению в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости.
Дело инициировано иском Ермакова В.А., который (с учетом уточнения требований) просил обязать ответчика включить в стаж педагогической работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды работы с 01.09.2004 по 08.02.2005 в должностях учителя физической культуры и руководителя спортивной секции НОУ «Прохоровский Православный детский дом-школа», с 09.02.2005 по 30.09.2006 в должности руководителя спортивно-досугового комплекса НОУ «Прохоровский Православный детский дом-школа»; с 01.09.2016 по 21.12.2018 в должностях руководителя физического воспитания и тренера-преподавателя ЧУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Прохоровский Православный центр развития и социализации ребенка» во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла; а также назначить досрочную пенсию по старости со дня обращения в пенсионный орган – с 24.08.2018.
В судебном заседании Ермаков В.А. заявленные требования поддержал.
Представители ответчика Чан-оглы Л.И., Лашина М.Е. против удовлетворения иска возражали, поскольку оснований для включения спорных периодов в специальный стаж, а, соответственно, и для назначения досрочной пенсии по старости не имеется.
Представитель третьего лица – ЧУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Прохоровский Православный центр развития и социализации ребенка» во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла – Агафонова И.Н. полагала возможным удовлетворить заявленные требования ввиду того, что истец в спорные периоды работы осуществлял педагогическую деятельность.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части.
Пенсионное обеспечение по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей регламентировано подп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»). На основании данной статьи досрочная страховая пенсия по старости назначается при стаже работы не менее 25 лет.
При этом положениями п.2 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила).
В соответствии с п.3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
На основании п.4 Правил периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Таким образом, законодателем определено, что включение в специальный стаж периодов работы после 01.09.2000 обуславливается сложным фактическим составом: выполнение учебной или педагогической нагрузки (нормой часов педагогической работы за ставку заработной платы), при условии занятия определенной должности в образовательном учреждении, указанном в Списках.
В силу ст.333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Приказом и.о. директора НОУ «Прохоровский Православный детский дом-школа» во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла от 09.02.2005 № Ермаков В.А. назначен на должность руководителя спортивно-досугового комплекса (л.д.19).
Согласно справке ЧУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Прохоровский Православный центр развития и социализации ребенка» во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла от 04.10.2018 № Ермаков В.А. в период с 09.02.2005 по 30.09.2006 работал в качестве руководителя спортивно-досугового комплекса на 1 ставку (36 часов в неделю), что подтверждается штатными расписаниями на 09.02.2005 и на 01.05.2006 (л.д.10), а также табелями учета рабочего времени и подсчета заработной платы, содержание которых 20.11.2018 заактировано в ходе документальной проверки УПФР (л.д.36-44).
Как усматривается из должностной инструкции руководителя спортивно-досугового комплекса, его функциями являлись следующие: обучение и воспитание воспитанников с учетом здоровья и возраста детей; обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во время занятий физической культурой и тренировок. В должностные обязанности Ермакова В.А. входило: осуществление обучения и воспитания воспитанников, проведение уроков и дополнительных занятий в закрепленном за ним по распределению учебной нагрузки спортивном зале, обеспечение во время занятий надлежащего порядка и дисциплины; реализация применяемых в детском доме-школе образовательных программ в соответствии с учебным планом и расписанием занятий с использованием при этом разнообразных приемов, методов и средств обучения; обеспечение уровня физической подготовки воспитанников, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта; выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты, обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников учреждения в период образовательного процесса; внесение предложений по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса; проведение инструктажа по безопасности труда на учебных занятиях с обязательной регистрацией в соответствующем журнале; систематическое повышение квалификации и иные (л.д.14-15).
Следовательно, работа истца в должности руководителя спортивно-досугового комплекса, аналогичная по характеру с трудовыми функциями руководителя физического воспитания (л.д.11), являлась педагогической деятельностью, поскольку была непосредственно связана с образовательным процессом, воспитанием и обучением детей.
Кроме того, приказом от 06.10.2006 должность Ермакова В.А. «руководитель спортивно-досугового комплекса» изменена на должность «руководитель физического воспитания» с 01.10.2006. Приказано заключить с истцом дополнительное соглашение к трудовому договору в связи с переименованием должности (л.д.12).
При таких обстоятельствах период работы истца в должности руководитель спортивно-досугового комплекса с 09.02.2005 по 30.09.2006 подлежит включению в специальный стаж.
Замещение Ермаковым В.А. должности учителя строевой подготовки на время отпуска последнего с 03.10.2005 по 20.10.2005 с нагрузкой 2 часа в неделю (приказ от 23.09.2005 №) и с 06.03.2006 по 03.04.2006 (приказ от 02.03.2006 №) правового значения для настоящего дела не имеет.
Что касается периода работы истца с 01.09.2016 по 21.12.2018 в должностях руководителя физического воспитания и тренера-преподавателя частного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Прохоровский Православный центр развития и социализации ребенка» во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, то его также надлежит включить в специальный стаж в силу следующего.
В разделе 1 Списка содержится наименование должности «Руководитель физического воспитания», в соответствующем разделе 1.3 Списка поименованы образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наименование должности «тренер-преподаватель» указано в разделе 2 Списка.
На 01.09.2016 на 2016-2017 учебный год в соответствии с приказом «О тарифицируемой нагрузке на 2016-2017 уч.г.» от 26.08.2016 № Ермаков В.А. значится в должности руководителя физического воспитания 0,7 ставки, в должности тренер-преподаватель – 1 ставка (л.д.48). Согласно тарификационному списку на 01.09.2016 нагрузка (ставка) истца в должности тренера-преподавателя составляла 1 ставку/18 ч., в должности руководителя физического воспитания – 0,7 ставки/28 ч. (л.д.49-50).
На 01.09.2017 на 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом «О тарифицируемой нагрузке на 2017-2018 уч.г.» от 01.09.2017 № Ермаков В.А. указан в должности руководителя физического воспитания на 0,7 ставки и тренера-преподавателя на 1 ставку (л.д.46-47).
На 01.09.2018 на 2018-2019 учебный год в соответствии с приказом «О тарифицируемой нагрузке на 2018-2019 уч.г.» истец значится в должности руководителя физического воспитания на 0,7 ставки и тренера-преподавателя на 1 ставку, что подтверждается актом документальной проверки УПФР от 20.11.2018 № (л.д.36-44).
При этом работодатель истца Агафонова И.Н. пояснила, что оставшиеся 0,3 ставки по должности руководителя физического воспитания никаким иным лицом не замещались, а должность тренера-преподавателя, введенную исключительно для перевода на нее Ермакова В.А., он занимал длительное время, что согласуется с содержанием тарификационных списков на 2004-2005 учебный год (л.д.16), на 2005-2006 учебный год (л.д.17).
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что истец в период с 01.09.2016 по 21.12.2018, замещая одновременно должности руководителя физического воспитания и тренера-преподавателя, выполнял норму рабочего времени. С учетом установленных судом обстоятельств, само по себе указание о работе Ермакова В.А. в должности руководителя физического воспитания на 0,7 ставки не означает обратного, поскольку в суммарном исчислении истец работал по полной нагрузке, участвуя помимо этого в спортивно-оздоровительных и патриотических мероприятиях в качестве руководителя группы воспитанников (приказы от 09.06.2017, 09.01.2018, 09.01.2017, 08.06.2018).
Исходя из смысла п.4 Правил, отсутствие возможности суммирования нормы рабочего времени должно быть прямо предусмотрено настоящими Правилами. Каких-либо исключений относительно невозможности суммирования нормы рабочего времени (учебной или педагогической нагрузки) по должностям, замещаемым истцом в спорный период, Правила не содержат. Суждения представителей ответчика относительно недопустимости суммирования нормы рабочего времени основаны на неправильном толковании норм права.
В связи с изложенным, период с 01.09.2016 по 21.12.2018 должен быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Факт замещения Ермаковым В.А. временно отсутствующего воспитателя (приказы от 03.04.2017, 01.03.2017, 16.08.2017, 21.06.2017, 25.09.2017, 02.10.2017, 21.02.2018, 01.03.2018, 04.04.2018, 14.05.2018, 05.12.2016, 14.09.2016) не является обстоятельством, имеющим юридическое значение при разрешении настоящего спора.
Правовых оснований для удовлетворения требования истца о включении в специальный стаж периода работы с 01.09.2004 по 08.02.2005 в должностях учителя физической культуры и руководителя спортивной секции НОУ «Прохоровский Православный детский дом-школа» суд не усматривает.
Приказом от 01.09.2004 № Ермаков В.А. назначен учителем физической культуры и руководителем спортивной секции в 1 и 2 классах с нагрузкой 10 часов в неделю (л.д.20).
Из тарификационного списка на 01.09.2004 следует, что истец работал в должности учителя с нагрузкой 4 часа в неделю (л.д.21-22).
При этом в должности педагога дополнительного образования Ермаков В.А. работал 6 часов в неделю, о чем свидетельствует тарификационный список на 2004-2005 учебный год (л.д.23).
Согласно акту документальной проверки УПФР от 20.11.2018 № в выписке из приказа от 01.09.2004 № «О назначении педагогической нагрузки» с 01.09.2004 истцу назначено в 1 классе – кружок физкультуры – 4 часа, во 2 классе – кружок рукопашного боя – 2 часа и 4 часа физической культуры (л.д.36-44).
В табелях учета рабочего времени и подсчета заработной платы за сентябрь 2004 года значится Ермаков В.А. – учитель, в графе «отработанные дни» указано 8ч/13 дней; за октябрь 2004 года истец значится как педагог дополнительного образования, учитель – 16 часов/12 дней; за ноябрь 2004 года – педагог дополнительного образования, учитель – 16 часов/12 дней; за декабрь 2004 года – педагог дополнительного образования, учитель – 16 часов/12 дней; за январь 2005 года – педагог дополнительного образования, учитель – 16 часов/12 дней.
Отказывая во включении в специальный стаж Ермакова В.А. обозначенного выше периода с 01.09.2004 по 08.02.2005, суд исходит из отсутствия документального подтверждения выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностного оклада).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе - выполняющих норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, или работающих на соответствующих должностях на условиях неполного рабочего времени. Указанные различия, характеризующие трудовую деятельность данной категории лиц, являются объективно значимым обстоятельством, определяющим особые правила исчисления специального стажа.
Принимая во внимание, что на момент обращения в пенсионный орган – 24.08.2018, даже при учете включенных судом периодов, у истца отсутствовал необходимый стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, требование о назначении пенсии с 24.08.2018 также не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Ермакова В. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Прохоровском районе Белгородской области о включении в специальный стаж периодов работы; о возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости – удовлетворить в части.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Прохоровском районе Белгородской области включить в стаж педагогической работы Ермакова В. А., дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды работы с 09.02.2005 по 30.09.2006 в должности руководителя спортивно-досугового комплекса НОУ «Прохоровский Православный детский дом-школа»; с 01.09.2016 по 21.12.2018 в должностях руководителя физического воспитания и тренера-преподавателя ЧУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Прохоровский Православный центр развития и социализации ребенка» во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Прохоровский районный суд Белгородской области.
Судья подпись С.И. Абрамова
Мотивированное решение суда составлено 06.03.2019.
Судья подпись С.И. Абрамова
Копия верна:
Судья С.И. Абрамова