№ 3а-58/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего Михеевой С.Н.
при секретаре Шляхта О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 марта 2017 г. административное дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Базис» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, Управлению Росреестра по Кемеровской области, КУГИ Кемеровской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Базис» (далее – ООО «Базис») обратилось в суд с административным исковым заявлением и просит установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что общество является собственником указанного земельного участка. Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка составляет 253 519 549,92 рублей. Согласно отчету независимого оценщика, рыночная стоимость указанного земельного участка на дату определения кадастровой стоимости составляет <данные изъяты> рублей. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение. Согласно требованиям ст. 66 п.3 ЗК РФ допускается установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Административный истец вправе заявить указанные требования, полагает, что нарушены права, поскольку уплачиваемый земельный налог, определяется исходя из его кадастровой стоимости, которая значительно превышает его рыночную стоимость.
Представитель ООО «Базис», ФИО6 действующая на основании доверенности от 01.03.2016, представившая диплом о высшем юридическом образовании, регистрационный № № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что она не оспаривает выводы, сделанные экспертом относительно рыночной стоимости указанного земельного участка.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представили отзыв на административное исковое заявление.
Представитель КУГИ по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Представитель администрации г. Новокузнецка в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 247 ч.4 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Статьей 3 указанного Закона определено понятие оценочной деятельности.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 абз.1, 9, 31, 32 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Как следует из материалов дела, ООО «Базис» обращалось 08.08.2016 в установленном законом порядке с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению указанных споров, л.д. 201, т.1.
Согласно ответа Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, истцу отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, л.д. 43-51, т. 1.
При указанных обстоятельствах административный истец имел право на обращение в суд с указанными требованиями.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований истца.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).
Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно абзацу 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, ООО «Базис» является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:30:0409049:4, площадью 123 396 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, шоссе Бызовское, 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.08.2015, л.д. 29, т. 1.
Административным истцом оспариваются результаты проведения очередной государственной кадастровой оценки в сроки, установленные действующим законодательством.
Согласно кадастровой справке от 29.04.2016, кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на 01.08.2014, сведения о которой были внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015, и составляет 253 519 549, 92 рублей, л.д.39,т. 1.
Согласно кадастровому делу, предоставленному ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области, л.д. 163-193, т. 1, следует, что земельный участок является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 25.10.2004.
Заявителем предоставлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленного ООО «<адрес>» № № от ДД.ММ.ГГГГ Указанный отчет составлен на дату 01.08.2014, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты> рублей, л.д. 53-89, т. 1.
В отношении данного отчета НП СРО «<данные изъяты>» представлено экспертное заключение № № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № № соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждает итоговую рыночную стоимость объекта оценки, определенную оценщиком в отчете на дату оценки, л.д.90-125,т. 1.
На основании определения Кемеровского областного суда от 28.12.2016 г по делу назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению эксперта Союза «<данные изъяты>» № № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию 01.08.2014 составляет <данные изъяты> (л.д. 2-39, т. 2).
Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему:
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земельного участка утверждены на основании решения от 25.11.2015 № 4-2/3904 об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, определенные по состоянию на 01 августа 2014 года.
Земельный участок с кадастровым номером №, был поставлен на государственный кадастровый учет 25.10.2004, является ранее учтенным, кадастровая стоимость определена на дату по состоянию 01.08.2014, в связи с проведением очередной государственной оценкой, сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015, что подтверждается кадастровым делом и кадастровой справкой.
В связи с тем, что судом было установлено в ходе рассмотрения дела, что отчет, представленный стороной административного истца составлен с нарушением требований ФСО и федерального законодательства об оценочной деятельности, на основании определения суда от 28 декабря 2016 г. была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению эксперта Союза «Кузбасская торгово-промышленная палата» № № от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию 01.08.2014 составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 2-47, т. 2).
В судебном заседании представителем административного истца не указано на какие-либо нарушения при выдаче экспертного заключения и не высказано возражений относительно выводов сделанных экспертом.
Не доверять экспертному заключению у суда нет оснований, поскольку оно обоснованно, эксперт предупрежден об уголовной ответственности в установленном порядке. Каких-либо нарушений при производстве экспертизы судом не установлено.
В силу пункта 24 Постановления Пленума ВС РФ № 28 от 30.06.2015 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на основании имеющихся в деле доказательств, суд вправе установить рыночную стоимость в ином порядке, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами по данному делу не представлено каких-либо иных доказательств относительно величины указанной экспертом при определении рыночной стоимости спорного земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, уплачивающего земельный налог, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, истец вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
При указанных обстоятельствах требования ООО «Базис» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.08.2014.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ 08.08.2016.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.03.2017.