Дело № 2а-214/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 14 июня 2018 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Сенотрусовой Т.Ю.,
при секретаре Вороновой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Тунгокоченского района к МБОУ «Кыкерская средняя общеобразовательная школа» Тунгокоченского района Забайкальского края и администрации муниципального района «Тунгокоченский район» о признании незаконным бездействия и понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Тунгокоченского района обратилась с указанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой района в ходе проверки исполнения законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в том числе санитарно - эпидемиологического законодательства в МБОУ «Кыкерская средняя общеобразовательная школа Тунгокоченского района Забайкальского края», установлены нарушения требований законодательства Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», пункта 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, согласно которых в неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. При строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов. К ранее построенным надворным (уборным) общеобразовательных организаций применяются требования «Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 № 983-72. На основании пункта 4 указанных Правил в сельских местностях уборные должны устраиваться с водонепроницаемым выгребом. Возможно также устройство неканализованных общественных уборных в виде люфт-клозетов. Люфт-клозет - внутридомовая теплая уборная с подземным выгребом, в который фекалии поступают через сточную (фановую) трубу. Вентиляция осуществляется через специальный люфт-канал, примыкающий к обогревательным устройствам, а выгребной люк располагается снаружи (приложение А к СНиП 30-02-97. Планировка и застройка территорий садоводческих, (дачных) объединений граждан, здания и сооружения).
Также согласно указанным выше правилам уборные в зависимости от их размещения должны иметь естественное или искусственное освещение и отапливаться, быть оборудованы вентиляцией, обеспечены мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой.
Между тем, проведенной проверкой установлено, что два надворных туалета образовательной организации не имеют внутренней канализации с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений, водонепроницаемого выгреба, освещения и отопления, не оборудованы вентиляцией, не обеспечены мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, что не соответствует требованиям вышеуказанных санитарных Правил.
Административный истец просит суд признать незаконными действия МБОУ «Кыкерская средняя общеобразовательная школа Тунгокоченского района Забайкальского края» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно- эпидемиологического законодательства. Обязать МБОУ «Кыкерская средняя общеобразовательная школа Тунгокоченского района Забайкальского края» в срок до 01.09.2018 г. обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспечение мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой, путём производства соответствующих ремонтных (строительных) работ. Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» профинансировать МБОУ «Кыкерская средняя общеобразовательная школа Тунгокоченского района Забайкальского края» для устранения вышеуказанных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в срок до 20.06.2018 г.
В судебном заседании административной истец - заместитель прокурора Михаэлис Н.В. исковые требования, поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика - «МБОУ Кыкерская СОШ», директор Пляскин В.И., действующий на основании прав по должности, административные исковые требования истца не признал в полном объеме, просил отказать, пояснил, что с отсутствием финансирования, данные работы выполнить не возможно.
Представитель административного ответчика - администрации муниципального района «Тунгокоченский район» О.В. Лескова, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объёме, просила отказать.
Административный соответчик - Министерство финансов Забайкальского края надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, направил возражения на исковое заявление, указав на не признание требований административного истца в полном объеме.
Выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав и оценив имеющиеся материалы дела, суд находит, что административные исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.п. 2,15 п.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально -техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.п.2 п.6 ст.28 Закона).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.7 ст.28 Закона).
Согласно п. 2 п.п. 2.1 Устава МБОУ «Кыкерская СОШ», предметом деятельности учреждения является оказание услуг (выполнение работ) по реализации предусмотренных федеральными законами, законами Забайкальского края, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Забайкальского края и нормативными правовыми актами муниципального района «Тунгокоченский район» полномочий в сфере образования.
Учреждение выполняет муниципальное задание, которое формируется и утверждается Учредителем (п.п. 3.2 п.3 Устава). Учредителем Учреждения является муниципальный район «Тунгокоченский район» Забайкальского края. Функции и полномочия Учредителя осуществляют администрация муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края и Комитет образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края. Собственником имущества Учреждения является муниципальный район «Тунгокоченский район» Забайкальского края (изменения п.п. 1.5 п.1 Устава, утверждённые постановлением администрации муниципального района «Тунгокоченский район» от 16.02.2016г. №).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (состояние здоровья населения, обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности) обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения; выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания и выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно требованиям пункта 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, в неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. При строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов.
Согласно требованиям п.4 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 № 983-72, в сельских местностях уборные должны устраиваться с водонепроницаемым выгребом. Возможно также устройство неканализованных общественных уборных в виде люфт-клозетов.
Люфт-клозет - внутридомовая теплая уборная с подземным выгребом, в который фекалии поступают через сточную (фановую) трубу. Вентиляция осуществляется через специальный люфт-канал, примыкающий к обогревательным устройствам, а выгребной люк располагается снаружи (приложение А к СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих, (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»).
Также согласно указанным выше правилам уборные в зависимости от их размещения должны иметь естественное или искусственное освещение и отапливаться, быть оборудованы вентиляцией, обеспечены мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность за качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Судом установлено, что 19.12.2017г. прокуратурой Тунгокоченского района в адрес председателя Комитета образования муниципального района «Тунгокоченский район» было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних выявленных при проведении проверки в МБОУ «Кыкерская СОШ» (л.д.12-15).
Из ответа председателя Комитета образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» на представление прокуратуры Тунгокоченского района следует, что в селе Кыкер Тунгокоченского района основное здание школы построено в 1968 году, здание начальной школы в 1929 году, в связи с чем не были предусмотрены отапливаемые туалеты. Здание МБОУ «Кыкерская СОШ» аварийное, имеются акты обследования. В Министерстве образования Забайкальского края планировалось строительство Кыкерской школы в соответствии с современными требованиями. В настоящее время вопрос о строительстве или капитальном ремонте здания школы рассматривается на уровне Губернатора Забайкальского края (л.д.16).
Приказом Комитета образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» от 15 января 2018 года №4-П «О соблюдении требований законодательства», руководителям образовательных учреждений, в том числе директору МБОУ «Кыкерская СОШ», указано обеспечить освещение надворных туалетов с 01 сентября 2018-2019 учебного года (л.д.17).
18 апреля 2018 года и.о. прокурора Тунгокоченского района осмотрено состояние надворных туалетов МБОУ «Кыкерская СОШ» Тунгокоченского района, расположенных по адресу: <адрес>», составлен акт из которого следует, что два надворных туалета данной образовательной организации не имеют внутренней канализации с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений, водонепроницаемого выгреба, не имеют освещения и отопления, не оборудованы вентиляцией, не обеспечены мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, что не соответствует требованиям санитарных правил. Указанные в акте обстоятельства подтверждаются предоставленной прокуратурой Тунгокоченского района фототаблицей (л.д.8, 9-11).
Учитывая, что административным ответчиком, в нарушение указанных норм, не обустроены туалеты, соответствующие нормам санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, на ответчика - МБОУ «Кыкерская СОШ» необходимо возложить обязанность обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспечение мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой, путём производства соответствующих ремонтных или строительных работ.
Суд приходит к выводу, что ответчик - образовательная организация МБОУ «Кыкерская СОШ», в нарушение представленных ему прав и обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а так же санитарно-эпидемиологического законодательства РФ не предпринимал мер по устранению выявленных в ходе проведённой проверки прокуратурой Тунгокоченского района нарушений. Так, после получения представления прокуратуры Тунгокоченского района от 19.12.2017г. и издания Комитетом образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» приказа от 15 января 2018 года об обеспечении освещением надворных туалетов к 01 сентября 2018-2019 учебного года, ответчиком не было предпринято каких-либо мер и действий, связанных с устранением выявленных нарушений, что в последствие может привести к нарушению прав несовершеннолетних учащихся на защиту их жизни, здоровья, благоприятную окружающую среду.
Кроме того, ответчик, зная о выявленных нарушениях, до рассмотрения иска судом не предпринял всех необходимых мер для устранения выявленных нарушений, что подтверждается актом осмотра от 18 апреля 2018 года, предоставленным прокуратурой Тунгокоченского района Забайкальского края (л.д.8).
С учетом изложенного, суд признает оспариваемое бездействие незаконным.
Суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований к административному ответчику - Министерству финансов Забайкальского края надлежит отказать, на основании следующего.
В силу подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В силу п.п. 2 п. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Учитывая, что МБОУ «Кыкерская СОШ» является бюджетным учреждением, финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет местного бюджета путем предоставления субсидии на выполнение муниципального задания и на иные цели, на административного соответчика - Министерство финансов Забайкальского края не может быть возложена обязанность по финансированию учреждения, для устранения выявленных истцом нарушений.
Доводы представителя административного ответчика - администрации муниципального района «Тунгокоченский район» об отсутствии у администрации бюджетных средств на обустройство теплого туалета в МБОУ «Кыкерская СОШ» и необходимости предоставления муниципальному образованию субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, для выравнивания обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств, судом признаются необоснованными, поскольку каких либо доказательств обращения в соответствующие финансовые органы Забайкальского края, административным ответчиком суду представлено не было.
Из учредительных документов видно, что учредителем МБОУ «Кыкерская СОШ» является администрация муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края (л.д.18-40).
На основании вышеизложенного, суд полагает необходимым возложить обязанность на данного ответчика по финансированию недостающих денежных средств МБОУ «Кыкерская СОШ», в случае их недостаточности у последнего.
Суд признаёт доводы представителя ответчика - администрации муниципального района «Тунгокоченский район» о том, что у ответчика отсутствуют законные основания для финансирования мероприятий по обеспечению отапливаемым туалетом МБОУ «Кыкерская СОШ» и устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, несостоятельными, так как они основаны на неправильном толковании норм права.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования и.о. прокурора Тунгокоченского района Забайкальского края - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кыкерская средняя общеобразовательная школа» Тунгокоченского района Забайкальского края по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно- эпидемиологического законодательства.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кыкерская средняя общеобразовательная школа» Тунгокоченского района Забайкальского края в срок до 01 октября 2018 года обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспечение мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой, путём производства соответствующих ремонтных или строительных работ.
Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» осуществить финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кыкерская средняя общеобразовательная школа» Тунгокоченского района Забайкальского края для проведения ремонтных или строительных работ отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспечение мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой, в срок до 01.08.2018г.
В остальной части исковых требований, а также удовлетворении требований к Министерству финансов Забайкальского края - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий Т.Ю. Сенотрусова
В полном объеме мотивированное решение составлено 19 июня 2018 года