УИД 11RS0001-01-2022-001323-69 Дело № 2а-2961/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Койковой Т.А.,
при секретаре Дикгаут К.В.,
рассмотрев 22 марта 2022 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Евдоченко Сергея Владимировича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, выраженного в письме от 16.12.2021 №82/253616, отказа в предоставлении земельного участка в аренду, выраженного в письме от 08.11.2021 №72-01/250782, возложении обязанности повторного рассмотреть заявления,
установил:
Евдоченко С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» с требованиями о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, выраженного в письме от 16.12.2021 №82/253616, а также признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, выраженного в письме от 08.11.2021 №№72-01/250782, об обязании устранить нарушения прав, путем повторного рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что ** ** ** между Евдоченко С.В. и администрацией МО ГО «Сыктывкар» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 1320 кв.м. по адресу: ... ..., для завершения строительства объекта «Индивидуальный жилой дом». Договор заключен сроком до ** ** **. Вместе с тем, административным истцом на территории испрашиваемого земельного участка возведен объект капитального строительства общей площадью застройки 175,3 кв.м., степень готовности объекта незавершенного строительства – 7 %, право собственности на объект незавершенного строительства зарегистрировано в Управлении Росреестра по Республике Коми, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ** ** **. Административный ответчик в отказе, сформулированном в письмах от 08.11.2021 №72-01/250782 и от 16.12.2021 № 82/253616 отказал в предоставлении земельного участка на основании п.5 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Административный истец полагал данный отказ нарушающим его права и законные интересы, что препятствует получению и использованию земельного участка для обслуживания жилого помещения, находящегося в собственности административного истца и наличии оснований для устранения прав путем повторного рассмотрения заявления Евдоченко С.В.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен первый заместитель руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Можегов А.А., в качестве заинтересованного лица Управление архитектуры, городского строительства и землепользования МО ГО «Сыктывкар».
Административный истец и его представитель в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали, по изложенным в нем доводам, так же указали, что на момент обращения в адрес администрации МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 11:05:0804002:35 для обслуживания указанного объекта недвижимости в собственность, а также в аренду, степень его готовности составляла 99%.
Представитель административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на административный иск.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд определил, рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства и установленные по делу обстоятельства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ** ** ** между АМО ГО «Сыктывкар» и А.Н. заключен договор аренды земельного участка площадью 1320 кв.м. по адресу: ..., для строительства индивидуального жилого дома сроком на 11 месяцев, по окончании которого договор пролонгируется на тот же срок на прежних условиях в пределах действия постановления главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №.... Между сторонами подписан акт приема-передачи земельного участка от ** ** **.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» №... от ** ** ** «О предоставлении земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома по адресу: ... А.Н. предоставлен земельный участок под кадастровым номером ... площадью 1320 кв.м. в аренду, сроком на 5 лет, для строительства индивидуального жилого дома.
С учетом приведенного постановления между администрацией МО ГО «Сыктывкар» и А.Н. ** ** ** заключен договор аренды земельного участка №... и передан по акту приема-передачи от ** ** **.
** ** ** между В.Ф., действующего в интересах и по поручению А.Н. и Евдоченко С.В. заключен договор уступки прав аренды земельного участка, расположенного по адресу: ... ..., с кадастровым номером .... Срок действия договора аренды земельного участка до ** ** **.
Согласно ответа администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №..., передача прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ** ** ** №... согласована.
** ** ** Евдоченко С.В. в Управлении Росреестра по Республике Коми зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
** ** ** между Евдоченко С.В. и администрацией МО ГО «Сыктывкар» заключено дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка от ** ** ** №..., в части изменения преамбулы договора с указанием в качестве арендатора Евдоченко С.В., а также указанием в пункте 1.1 договора о предоставлении земельного участка для завершения строительства жилого дома и п.1.2 с указанием срока действия договора до ** ** **. Земельный участок по акту приема-передачи от ** ** ** передан Евдоченко С.В.
** ** ** между администрацией МО ГО «Сыктывкар» и Евдоченко С.В. заключен договор №... аренды земельного участка под кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... ..., сроком до ** ** **, для завершения строительства объекта «Индивидуальный жилой дом».
** ** ** административный истец обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» через отдел по организации предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» с заявлением №... о предоставлении муниципальной услуги – 46 Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в собственности МО ГО «Сыктывкар» и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена без проведения торгов.
Из приведенного заявления следует, что Евдоченко С.В. просил предоставить ему в аренду земельный участок площадью 1320 кв.м., расположенный по адресу: ..., с кадастровым номером ..., для завершения строительства индивидуального жилого дома, предоставив пакет документов.
Письмом от ** ** ** №..., подписанным первым заместителем руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Можеговым А.А., на основании пп.3 п. 2.10.2 административного регламента в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в собственности МО ГО «Сыктывкар», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №..., административному истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги, в связи с тем, что однократно земельный участок уже предоставлялся в аренду для завершения строительства индивидуального жилого дома.
** ** ** административный истец вновь обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» через отдел по организации предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» с заявлением №... о предоставлении муниципальной услуги – 58 Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Из приведенного заявления следует, что Евдоченко С.В. просил предоставить ему в собственность земельный участок площадью 1320 кв.м., расположенный по адресу: ..., с кадастровым номером ... для индивидуального жилищного строительства, предоставив пакет документов.
Письмом от ** ** ** №..., подписанным первым заместителем руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Можеговым А.А., на основании пп.4 п. 2.10.2 административного регламента в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в собственности МО ГО «Сыктывкар», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности», утвержденного постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №..., административному истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги, в связи с тем, что однократно земельный участок уже предоставлялся в аренду для завершения строительства индивидуального жилого дома.
Полагая приведенные выше отказы незаконными, административный истец обратилась с настоящим административным исковым заявлением.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Аналогичные требования содержатся в пункте 1 статьи 12 указанного Федерального закона.
В соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Администрацией МО «Сыктывкар» 08.07.2015 принято постановление №7/2264 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в собственности МО ГО «Сыктывкар», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена без проведения торгов» (далее Административный регламент № 7/2264).
В пункте 2.10.2. Административного регламента № 7/2264 перечислен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в соответствии с подпунктом 3 которого, к таким основаниям относит обстоятельство, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Администрацией МО «Сыктывкар» 09.10.2017 принято постановление №10/3400 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в собственности МО ГО «Сыктывкар», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена без проведения торгов» (далее Административный регламент № 10/3400).
В пункте 2.10.2. Административного регламента № 10/3400 перечислен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в соответствии с подпунктом 4 которого, к таким основаниям относит обстоятельство, что земельный участок не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в статье 39.16 ЗК РФ.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства после 01.03.2015 регулируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации и переходными положениями, установленными Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был изменен ранее существовавший порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 14 статьи 1 Закона N 171-ФЗ с 01.03.2015 утратил силу пункт 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.
Так, согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Случаи заключения нового договора аренды земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а общие условия реализации права на заключение нового договора аренды без проведения торгов - пунктом 4 данной статьи.
Согласно пункту 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
В силу пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов, в числе прочего, в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса).
В пункте 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реализация права на заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов обусловлена наличием совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды подано арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды; 2) исключительным правом на приобретение такого участка в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды не был расторгнут по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 названного Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 данной статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В закрытом перечне оснований заключения договора аренды земельного участка публичной собственности без проведения торгов, установленном пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено такое основание, как нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства. При этом в отличие от большинства других оснований заключения договора аренды без проведения торгов, в приведенном случае участок может быть предоставлен только однократно, только в целях завершения строительства объектов незавершенного строительства, и только собственникам указанных объектов, перечисленным в пункте 5 данной статьи (подпункт 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Нормативные положения о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения строительства, помимо вышеприведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации, распространяющих свое действие на отношения, возникшие после 01 марта 2015 г., закреплены также в пункте 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, применяющемся к отношениям, возникшим до 01 марта 2015 г.
Так, в силу пункта 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01 марта 2015 г. или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 г. в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Приведенными правовыми положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Закона N 137-ФЗ установлены случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды земельного участка публичной собственности без проведения торгов (пункт 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации), общие условия реализации права получения в аренду такого участка без проведения торгов (пункт 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации), а также особенности заключения без торгов нового договора аренды земельного участка публичной собственности, если на нем расположены объекты незавершенного строительства (пункт 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п. 6 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Как следует из материалов дела Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» №23.06.2014 №6/2231 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка», в вязи с обращением Евдоченко С.В., по результатам рассмотрения представленных документов администрация утвердила градостроительный план, предназначенный для строительства индивидуального жилого дома по адресу: ..., пунктом 2.2. которого на Евдоченко С.В. возложена обязанность оформить разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
Согласно имеющегося в материалах дела разрешения на строительство №RU11301000-277 от 14 июля 2014 года, администрация МО ГО «Сыктывкар» разрешает строительство объекта капитального строительства «Индивидуальный жилой дом» на земельном участке площадью 1320 кв.м., расположенного по адресу: ....
При этом срок действия разрешения на строительство установлен до ** ** **.
Из технического плана здания, представленного в ходе рассмотрения дела Евдоченко С.В. следует, что на момент рассмотрения дела, здание, расположенное на земельном участке ..., по адресу: ..., ..., назначение объекта – жилое, завершено строительством в 2022 году, площадь объекта недвижимости составляет 300,5 кв.м.
Не смотря на то, что административный истец реализовал право на заключение договора аренды без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с кадастровым номером 11:05:0804002:35 путем заключения соответствующего договора № 05/18-76 от 29.10.2018 с администрацией МО ГО «Сыктывкар», с разрешенным использованием земельного участка для завершения строительства объекта «Индивидуальный жилой дом», прихожу к выводу, что ответ административному истцу дан без учета выданного разрешения на строительство объекта недвижимости.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, ответ администрации МО ГО «Сыктывкар» от 18.11.2021 года №72-01/250782 об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям пп.3 п. 2.10.2 Административного регламента № 7/2264, нельзя признать правомерным, так как отказ нарушает право истца на строительство индивидуального жилого дома в сроки, установленные разрешением на строительство №RU11301000-277 от 14 июля 2014 года.
Принимая во внимание, что в судебном порядке может быть оспорен только отказ в предоставлении земельного участка, вопросы заключения договоров аренды земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности и рассмотрение соответствующих заявлений относятся к компетенции органа местного самоуправления, то в связи с признанием отказа незаконным, суд считает необходимым возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность повторно рассмотреть заявление Евдоченко С.В. от 26.10.2021 года о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., в аренду.
В удовлетворении требований Евдоченко Сергея Владимировича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, выраженного в письме от 16.12.2021 года №82/253616, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 30.11.2021 года о предоставлении земельного участка в собственность следует отказать, так как данный ответ основан на положениях, установленных нормами Земельного кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Евдоченко Сергея Владимировича удовлетворить частично.
Признать незаконными отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» в предоставлении земельного участка в аренду, выраженный в письме от 08.11.2021 года №72-01/250782.
Возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность повторно рассмотреть заявление Евдоченко Сергея Владимировича от 26.10.2021 года о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., в аренду.
В удовлетворении требований Евдоченко Сергея Владимировича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, выраженного в письме от 16.12.2021 года №82/253616, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 30.11.2021 года о предоставлении земельного участка в собственность – отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Койкова
Мотивированное решение изготовлено 29.04.2022 года.