дело № 2-1-1441/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2016 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Симшина Д.В.,
при секретаре Гороховой А.А.,
с участием
представителя истца Дюкич Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой Л.В. к Федеральному государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, администрации Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны РФ, третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, Мостепан М.В. , Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации 5 отдел г. Саратов, администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, о признании жилого помещения утратившим статус служебного жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, прекращении права собственности на жилое помещение,
установил:
Пономарева Л.В. обратилась в суд с иском, в котором просила признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, утратившим статус служебного жилого помещения; признать право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации; прекратить право собственности Российской Федерации на данный объект недвижимости.
В обоснование исковых требований истица указала, что на основании ордера № от 10 октября 1989 года ее мужу ФИО6 на состав семьи из трех человек в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, расположенное по адресу: <адрес>. 05 апреля 1999 года между ФИО6 и Саратовской КЭЧ района был заключен договор социального найма жилого помещения №. После прекращения трудовых отношений ФИО6 и его семья продолжали пользоваться жилым помещением, требований о расторжении договора социального найма до настоящего времени не предъявлялось.
В настоящее время в квартире проживают и зарегистрированы истица Пономарева Л.В. и дочь истицы Мостепан М.В.
Истица проживает в спорном жилом помещении с 1989 года, в целях реализации своих прав на приватизацию указанного жилого помещения истица обратилась с письменным заявлением в уполномоченные органы Министерства обороны Российской Федерации, вместе с тем, уполномоченными должностными лицами сообщено об отказе от заключения договора о передачи квартиры в собственность, поскольку указанное жилое помещение является собственностью Российской Федерации и имеет статус служебного, исключение жилых помещений из специализированного жилого фонда Министерства обороны РФ прекращено.
Между тем, по мнению истца, доказательств, подтверждающих сохранение данного статуса квартиры, не имеется, она фактически занимает квартиру по договору социального найма, лицевой счет оформлен на Пономареву Л.В., истицей регулярно осуществляются платежи за найм жилого помещения и коммунальные расходы, распоряжением Правительства РФ № от 30 июля 2005 года спорное жилое помещение было передано в муниципальную собственность, в связи с чем, утратило статус служебного.
Указанная квартира не числится в реестре объектов муниципального имущества, истица желает воспользоваться своим правом на безвозмездное получение жилого помещения в собственность, ранее участия в приватизации не принимала, дочь истицы дала согласие на приватизацию спорного жилого помещения на ее имя.
Поскольку нарушается её право на приватизацию жилья, то она вынуждена обратиться в суд с указанными выше исковыми требованиями.
Истица Пономарева Л.В. в судебном заседании участия не принимала, обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие
В судебном заседании представитель истицы Дюкич Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, дав аналогичные объяснения.
Ответчики - Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, администрация Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области обратились к суду с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Ответчик - ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, несмотря на своевременное и надлежащее извещение о дне и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили.
В возражениях на исковое заявление представителем ответчика ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России Федорцом И.И. указано, что обстоятельством, исключающим приватизацию спорного жилого помещения, является включение жилого помещения в разряд специализированных. Указанное жилое помещение было предоставлено в связи с прохождением ФИО6 военной службы, является служебным и приватизации не подлежит.
Аналогичные возражения поступили от представителя Министерства обороны РФ Петренко В.В.
Третьи лица - Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Мостепан М.В., Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации 5 отдел г. Саратов обратились к суду с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, несмотря на своевременное и надлежащее извещение о дне и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав явившуюся сторону, исследовав письменные доказательства, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Поскольку спорные правоотношения возникли до введения в действие ЖК РФ и носят длящийся характер, руководствуясь положениями ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к спорным правоотношениям подлежат применению нормы ЖК РСФСР.
Согласно ч. 1 ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В силу положений ч. 1 ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
На основании ч. 1 ст. 53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.
Аналогичные по содержанию положения содержатся в ч. 2 ст. 69 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Исходя из положений ст.ст. 47, 105 ЖК РСФСР, основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер.
Судом установлено, что спорная квартира была предоставлена ФИО6 и членам его семьи - жене Пономаревой Л.В., дочери ФИО9 на основании ордера № от 10 октября 1989 года.
05 апреля 1999 года между ФИО6 и Саратовской КЭЧ района был заключен договор социального найма жилого помещения №, в соответствии с которым нанимателю и членам его семьи предоставлено во владение и пользование для проживания в нем изолированное жилое помещение, состоящее из двух комнат в квартире общей площадью 44,59 кв.м., по адресу: <адрес>.
25 декабря 2000 года брак между ФИО6 и Пономаревой Л.В. расторгнут, лицевой счет оплаты за квартиру переведен на Пономареву Л.В., по заявлению ФИО6 в связи с переменой места жительства.
В указанной квартире в настоящее время зарегистрированы и проживают истица Пономарева Л.В. с 18 октября 1989 года, дочь истицы - третье лицо Мостепан М.В. с 19 мая 1986 года Иных лиц, зарегистрированных в жилом помещении и сохраняющих право на приватизацию спорной квартиры, не имеется.
Распоряжением Правительства РФ № от 30 июля 2005 года принято предложение Саратовского районного Совета (второго созыва) и Минэкономразвития России, согласованное с Минобороны России и правительством Саратовской области, о передаче в муниципальную собственность Саратовского района Саратовской области находящихся в федеральной собственности объектов Саратовской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в пос. Соколовый (Саратовская область), согласно Приложению. Росимуществу совместно с Минобороны России и администрацией объединенного муниципального образования Саратовского района Саратовской области постановлено обеспечить в установленном порядке передачу указанных в распоряжении объектов в муниципальную собственность. В приложении названного Распоряжения приведен перечень передаваемых в муниципальную собственность Саратовского района Саратовской области находящихся в федеральной собственности объектов Саратовской КЭЧ района, расположенных в пос. Соколовый, в числе которых указан дом № №
Согласно акту приема передачи объектов находящихся в федеральной собственности объектов Саратовской КЭЧ района в муниципальную собственность объединенного муниципального образования Саратовского района Саратовской области, согласованному с руководителями Территориального управления Росимущества по Саратовской области и администрации объединенного муниципального образования Саратовского района Саратовской области, от 27 октября 2005 года, и приложения к нему служебная квартира № № принята в муниципальную собственность объединенного муниципального образования Саратовского района Саратовской области.
31 августа 2005 года право собственности на спорную квартиру зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается выпиской из ЕРГП от 12 июля 2016 года.
Согласно акту приема передачи объектов муниципальной собственности Саратовского муниципального района в муниципальную собственность Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района, от 02 марта 2009 года, и приложения к нему дом № <адрес>, принят в муниципальную собственность Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных жилых помещений, ни ЖК РФ, ни Вводный закон не содержат.
Тем не менее, исходя из аналогии закона (ст. 7 ЖК РФ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07 и 14 июня 2006 года).
Из разъяснений, содержащихся в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42.
Согласно п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
При этом принятие решения органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об исключении жилого помещения из числа служебных не является единственным основанием для прекращения правового режима жилого помещения как служебного. К изменению правового режима служебного жилого помещения приводит также принятие решения о передаче служебного жилого помещения, которое находилось в государственной собственности и было закреплено за государственным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность.
Доказательств, подтверждающих отнесение спорного жилого помещения в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду, после издания вышеприведенного распоряжения Правительства РФ материалы дела не содержат.
Поскольку Пономарева Л.В. была вселена в спорное жилое помещение до принятия распоряжения Правительства РФ № № от 30 июля 2005 года и продолжает проживать в нем до настоящего времени, суд приходит к выводу о том, что названное распоряжение привело к изменению статуса жилого помещения и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Учитывая изложенное и принимая во внимание заключение ФИО6 договора социального найма спорного жилого помещения, факт передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность, суд приходит к выводу о приобретении семьи истца права пользования жилым помещением на условиях социального найма и утрате спорным жилым помещением статуса служебного жилого помещения, установленного до передачи квартиры в муниципальную собственность и вселения семьи истца в спорную квартиру.
Об обстоятельствах проживания истца в спорном жилом помещении на условиях социального найма свидетельствует также оформление лицевого счета на имя Пономаревой Л.В., осуществление истицей платы за наем спорного жилого помещения.
Неисполнение распоряжения Правительства РФ о передаче в установленном порядке квартиры в собственность Саратовского муниципального района Саратовской области, по мнению суда, не может являться препятствием к осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами соответствующих документов.
Нахождение спорного жилого помещения в собственности РФ и отсутствие регистрации права собственности на квартиру в качестве муниципальной собственности не должно нарушать прав истца и не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно статье 235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Согласно статье 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В связи с тем, что спорная квартира предоставлена из государственного жилищного фонда в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, истец в силу статьи 2 названного Закона имеет право приобрести её в собственность в порядке бесплатной приватизации.
В силу части 1 статьи 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со статьей 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Предоставленное на основании договора социального найма спорное жилое помещение не находится в аварийном состоянии, не является общежитием и не расположено в закрытом военном городке.
Ранее истица не принимала участия в приватизации жилого помещения, дочь истицы Мостепан М.В. отказалась от участия в приватизации спорного жилого помещения в пользу Пономаревой Л.В., иных лиц, проживающих в спорном жилом помещении и сохраняющих право на его приватизацию, а также иных препятствий для приватизации указанного жилого помещения, не имеется.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.
Однако представители ответчиков не предоставили суду какие-либо доказательства в опровержение установленных в ходе судебного заседания обстоятельств дела.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24.08.1993 года № 8, требование граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Учитывая вышеприведенные положения закона, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что имеет место необоснованное уклонение ответчиков от передачи квартиры в собственность проживающего в ней лица в порядке приватизации нарушает права истицы на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Таким образом, Пономарева Л.В. имеет право на приобретение в собственность в порядке приватизации спорного жилого помещения.
Статьей 12 ГК РФ в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается возможность признания права и прекращения правоотношений.
Учитывая установленные судом обстоятельства и принимая во внимание вышеприведенные положения действующего законодательства, оценив имеющиеся и представленные доказательства в их совокупности, суд находит возможным удовлетворить заявленные истицей исковые требования в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 56,67,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Пономаревой Л.В. к Федеральному государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, администрации Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, Федеральному государственному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, Мостепан М.В. , Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации 5 отдел г. Саратов, администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, о признании жилого помещения утратившим статус служебного жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, прекращении права собственности на жилое помещение, - удовлетворить.
Признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, утратившим статус служебного жилого помещения.
Признать право собственности Пономаревой Л.В. в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу <адрес>
Прекратить право собственности Российской Федерации на объект недвижимости - квартиру № <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме (05 октября 2016 года)
Судья: подпись
Копия верна.
Судья:
Секретарь: