11RS0...-70
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Воркута 5 апреля 2022г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Гюлумян А.Г.,
при секретаре Луниной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному иску Караказака А.М. к Федеральному казенному учреждению Следственному изолятору №3 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Коми (далее по тексту - ФКУ СИЗО№3 УФСИН России по Республике Коми, СИЗО№3), Федеральной службе исполнения наказания России (далее по тексту- ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республики Коми (далее по тексту - ФСИН России по Республике Коми), Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико- санитарная часть №11 Федеральной службы исполнения наказания» (далее по тексту - ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России) о денежной компенсации за неоказание надлежащей медицинской помощи в период содержания в СИЗО № 3 <дата> г.,
установил:
Караказак А.М. обратился в суд с иском о денежной компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО№3 УФСИН России по Республике Коми <дата> г., в том числе в связи с неоказанием надлежащей медицинской помощи.
Решением Воркутинского городского суда от <дата>. в удовлетворении административного иска Караказака А.М. к Федеральному казенному учреждению Следственному изолятору №3 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республики Коми о денежной компенсации морального вреда за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО№3 с <дата>. отказано.
Определением Воркутинского городского суда от <дата>. требования административного истца Караказака А.М. о денежной компенсации морального вреда в связи с неоказанием надлежащей медицинской помощи в период содержания в СИЗО №3 с апреля 2001г. по июнь 2001г. выделено в отдельное производство.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Караказак А.М. с учетом дополнительных пояснений иск мотивировал тем, что в период содержания в ФКУ СИЗО№3 УФСИН России по Республике Коми <дата> г в учреждении отсутствовал стоматолог. Зубы не лечили, а вырывал начальник медчасти СИЗО-3, который, возможно, не имел профессию стоматолога. Караказак А.М. испытывал страдания от ужасной зубной боли, которая отдавала в висок, и не давала ему возможности уснуть. С жалобами административный истец не обращался в силу своей неграмотности.
В письменных возражениях ответчики ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО №3 УФСИН России по РК иск не признали, полагая доводы истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку в силу ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течении трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав свобод и законных интересов. В силу ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Учитывая, что фактически административно-исковые требования истца вытекают из обжалования действий должностных лиц СИЗО-3, крайний срок для обращения с административным иском о взыскании компенсации – <дата>. (дата убытия Караказака А.М. из СИЗО-3 – <дата> г.), в связи с чем просили применить срок исковой давности. Истцом не представлено доказательств уважительной причины пропуска обращения в суд, как и доказательств невозможности восстановления пропущенного срока (в том числе по уважительной причине) обращения с административным иском. Учитывая факт регулярного нахождения истца в местах лишения свободы, обращение в суд с административным исковым заявлением спустя более чем 20 лет, административные ответчики расценивают как злоупотребление правом обжалования действий (бездействий) должностных лиц СИЗО-3, на 20220г. в СИЗО -3 отсутствует какая- либо медицинская документация об оказании истцу медицинской помощи.
Административный ответчик ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в письменных пояснения указал, что 1 января 2014 г. приказом ФСИН России № 638 было образовано новое юридическое лицо: федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказания России». До 1 января 2014 г. медицинские части входили в состав учреждений уголовно-исполнительной системы и являлись структурными подразделениями колоний, следственных изоляторов. Таким образом, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России нести ответственность за действия медицинских работников до 1 января 2014 г. не может. Караказак А.М. 19 ноября 2021 г. обжалует действия медицинских работников в 2001г., соответственно им пропущен срок для подачи административного искового заявления.
Истец о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц- связи не заявил, позицию изложил в иске и в пояснение.
Административные ответчики ФКУ СИЗО№3 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствии представителя.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд счёл возможным, рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В соответствии со статьями 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охранялся государством. В соответствии с Конституцией Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно статье 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Федеральным законом от 27.12.2019 N 494-ФЗ установлено право подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей, на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей.
Из справки представленной Информационным центром МВД по РК следует, что Караказак А.М, <дата> года рождения, неоднократно был осужден и находился в местах лишения свободы, а именно:
<дата> г. был осужден Печорским городским судом Республики Коми п. а, б, в, г. ч.2 ст.158 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы приговорен к лишению свободы сроком на 1 год условно;
<дата> г. был осужден Печорским городским судом Республики Коми п. а,б. ч.2, ст. 158 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года. <дата> г. освобожден по отбытию наказания;
<дата> г. осужден Печорским городским судом Республики Коми п. б, ч.2, ст. 161 УК РФ, назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года. <дата> г. освобожден по отбытию наказания;
<дата> г. осужден Печорским городским судом Республики Коми ч.1, ст. 161 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев. <дата> г. освобожден по отбытию наказания;
<дата> осужден Печорским городским судом Республики Коми п. г, ч. 2, ст. 161, ч.1, ст. 161, п. а,г. ч. 2, ст. 161 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет. <дата>. освобожден по отбытию наказания;
<дата>. осужден Печорским городским судом Республики Коми п.в, ч. 2, ст. 158 УК РФ, ч. 1, ст. 161 УК РФ, ч. 2, ст. 69 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 9 месяцев. <дата>. освобожден по отбытию наказания;
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <дата> г. установлен административный надзор в отношении Караказака А.М. с <дата> г.
<дата> г. осужден Печорским городским судом Республики Коми ч.1 ст. 158, п.б, ч. 2, ст. 158, ч.2, ст. 69 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года; <дата> г. освобожден по отбытию наказания;
<дата> осужден Печорским городским судом Республики Коми ч.1, ст. 161, ч.3, ст.162, ч.3 ст. 69 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет. <дата> г. прибыл в ИК-19 г. Ухта РК.
Судом установлено, что Караказак А.М. содержался в СИЗО-3 в период с <дата>.
Судом были предприняты меры по истребованию медицинской документации административного истца за указанный период. В рамках подготовки дела к судебному разбирательству в ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК был направлен запрос о предоставлении медицинской документации Караказака А.М. за 2001 г.
В письменных пояснениях ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России было указано, что Караказак А.М. освобождался по истечении срока отбытия наказания из ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК, соответственно, медицинская документация вложена в его личное дело и хранится в архиве отдела специального учета указанного учреждения, суд направил аналогичный запрос и в ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК.
Из сообщения № 2918 ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК следует, что представить медицинскую документацию за спорный период не представляется возможным, поскольку Караказак А.М. содержался в учреждении с 15 марта 2013 г. по 12 декабря 2014 г.
Филиал МЧ-14 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России представил дубликат амбулаторной карты осужденного Караказака А.М., отбывающего наказание в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.
В медицинской карте амбулаторного больного Караказака А.М., сведения о жалобах на состояние здоровья и об оказании медицинской помощи за <дата> отсутствуют. Наиболее ранние отметки в указанном документе датированы <дата>
Статья 227.1 КАС РФ, устанавливающая особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, введена в действие Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть после возникновения спорных правоотношений, следовательно, суд при разрешении настоящего дела исходит из положений статьи 151 и главы 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" Гражданского кодекса Российской Федерации, включающей помимо общих положений параграф 4 "Компенсация морального вреда".
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Понятие морального вреда конкретизировано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", где указано, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.
Причинение морального вреда подлежит доказыванию. Обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда являются наступление вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинная связь между наступившим вредом и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
При таких обстоятельствах, само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда.
В настоящем деле установлено, что Караказак А.М. с <дата>. содержался в СИЗО №3 в связи с совершением им умышленного преступления <дата>., срок отбытия наказания за данное преступление по приговору от <дата> следовательно, в настоящее время Караказак А.М. находится в местах лишения свободы за совершение иного преступления.
Истец, не обращаясь за судебной защитой предполагаемого нарушенного права в течение длительного срока (более 20 лет), способствовал созданию ситуации невозможности представления ответчиками доказательств, что с учетом установленных обстоятельств не позволяет проверить правомерность заявленных притязаний, как следствие, исключает возможность удовлетворения иска по указанным основаниям с учетом собранных судом доказательств. Сам факт длительного не обращения истца с требованиями о компенсации морального вреда за ненадлежащее оказание медицинской помощи свидетельствует о том, что характер и степень нравственных переживаний не являлись для истца значительными.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Караказака А.М к Федеральному казенному учреждению Следственному изолятору №3 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республики Коми, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико- санитарная часть №11 Федеральной службы исполнения наказания» о денежной компенсации морального вреда о денежной компенсации за неоказание надлежащей медицинской помощи в период содержания в СИЗО № 3 с <дата> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (<дата>.).
Председательствующий подпись А.Г. Гюлумян