РЕШЕНИЕ
10 июня 2022 года г. Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.,
при ведении протокола секретарем ФИО2,
с участием защитника ФИО4 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 40» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее – ФКУ ИК-40) ФИО3 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 от Дата №-Ю по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ ИК-40 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 21.02.2022 № 07-02-13/58-Ю ФКУ ИК-40 привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ по факту совершения административного правонарушения в форме бездействия в виде непредставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Не согласившись с постановлением, защитником ФКУ ИК-40 ФИО3 подготовлена жалоба, указывающая на предоставление декларации в установленные сроки.
Защитник ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Защитник ФИО4 в судебном заседании жалобу поддержала.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 направила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, пояснения о предоставлении декларации в виде черновика, не содержащего квалифицированную электронную подпись руководителя.
Заслушав лицо, участвующее в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Часть 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно ч. 8 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 9 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 16.5 Закона № 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 2 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. а№N 3 и от 30 декабря 2019 года № 899, утвержденного Приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043, декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
Согласно п. 10 Порядка декларация о плате, представляемая лицом, обязанным вносить плату, на бумажном носителе, прилагаемый к ней перечень документов подписываются руководителем юридического лица или лицом, уполномоченным на осуществление действий от имени юридического лица, либо физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.
Декларация о плате должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью юридического лица либо индивидуального предпринимателя (при ее наличии).
Декларация о плате имеет сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа.
Согласно п. 9 Порядка датой представления декларации о плате в форме электронного документа считается дата ее отправки через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет природопользователя»).
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации. Право на предоставление такой информации декларировано в ст. 42 Конституции Российской Федерации, согласно которой, каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица, которые обязаны сообщать экологическую информацию в установленных законом случаях и сроки.
Из материалов дела следует, что ФКУ ИК-40 является юридическим лицом, поставлено на налоговый учет Межрайонной ИФНС № 17 по Пермскому краю. Основным видом деятельности является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным.
Согласно имеющейся информации ФКУ ИК-40 не предоставлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
В связи с этим 07.02.2022 уполномоченным должностным лицом в отношении ФКУ ИК-40 составлен протокол № 07-13-33/2022-02 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ. Для извещения на протокол направлено уведомление, которое получено Дата уполномоченным лицом учреждения.
Для извещения на постановление также направлено уведомление, на основании которого защитником ФИО3 подготовлены пояснения от Дата.
Дата вынесено постановление о привлечении ФКУ ИК-40 к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Доводы жалобы о том, что отчет был предоставлен в электронном виде, состав административного правонарушения не исключают в силу следующего.
Согласно п. «а» ч. 4 Порядка копии документов должны быть заверены лицом, обязанным вносить плату в случае, если декларация о плате представлялась в электронном виде, - простой электронной подписью руководителя юридического лица или лица, уполномоченного на осуществление действий от имени юридического лица, либо физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из пояснений должностного лица, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду занесена ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Адрес Дата без электронно-цифровой подписи, оригинал декларации с подписью начальника не поступал, в личном кабинете декларация подписана электронно-цифровой подписью только Дата.
Пояснениями старшего инженера энергомеханического отдела ФИО6 от Дата подтверждается непредоставление декларации в бумажном виде, причиной указывается covid, иных причин не приведено, обоснований невозможности предоставления декларации в надлежащем виде ранее Дата не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учреждение обязано было достоверно и в полном объеме предоставить в Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования необходимую природоохранную документацию, однако не предприняло всех мер во избежание административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по нему вышеуказанные доказательства получили оценку в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Довод жалобы об отсутствии в деянии ФКУ ИК-40 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ не нашел своего подтверждения. Объективную сторону состава данного административного правонарушения образуют, в том числе деяния, выразившиеся в сокрытии, несообщении (несвоевременном, неполном сообщении) декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах, у исправительной колонии имелась возможность для соблюдения требований названного законодательства, однако исчерпывающих мер, направленных на их соблюдение, принято не было.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления административного органа, не установлено.
Действия юридического лица правильно квалифицированы по статье 8.5 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции данной статьи.
С учетом признаков объективной стороны административного правонарушения оно не может быть признано малозначительным, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Между тем, имеются основания для изменения размера наказания.
Федеральным законом № 70-ФЗ от 26 марта 2022 г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее по тексту - Закон № 70-ФЗ) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.2 «Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям» следующего содержания:
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Государственное казенное учреждение в силу положений части 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к некоммерческим организациям.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Норма, изложенная в части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, означает, что при рассмотрении вопроса об изменении неисполненного наказания в соответствии с новым законом, смягчающим ответственность, подлежат применению все установленные новой редакцией КоАП РФ правила (и общие, и специальные), в связи с этим в целях обеспечения реализации принципов справедливости и равенства перед законом правоприменителем должны быть учтены и обстоятельства, определенные при рассмотрении дела и повлиявшие на назначение наказания в полном объеме.
Изменения, внесенные Законом № 70-ФЗ в КоАП РФ, отвечают признакам закона, который имеет обратную силу согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, прихожу к выводу о применении данных изменений.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 2 п. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу защитника ФИО3 удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.02.2022 № 07-02-13/58-Ю по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, назначив юридическому лицу - Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 40» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю наказание в виде предупреждения.
В остальной части жалобу оставить без удовлетворения, постановление - без изменения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня получения его копии.
Копия верна
Судья Е.В.Мухина