Дело <№ скрыт>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес скрыт> 25 ноября 2020г.
Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего – Селимова Б.С.,
при секретаре – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Ахты гражданское дело по иску прокурора <адрес скрыт> ФИО2 к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес скрыт> об обязании зарегистрировать право собственности на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по <адрес скрыт> (ЦРБ) и привести его в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес скрыт> ФИО2 обратился в районный суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес скрыт> об обязании зарегистрировать право собственности на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по <адрес скрыт> (ЦРБ) и привести его в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению. В обоснование иска указал, что на территории <адрес скрыт> имеются 5 защитных сооружений гражданской обороны, в том числе сооружение, расположенное по адресу: <адрес скрыт> (ЦРБ), инв. <№ скрыт>, принятое в эксплуатацию в 1982 году. В ходе проверки, проведенной совместно с ОНД и ПР <№ скрыт> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД установлено, что вышеуказанное убежище не готово к переводу его в установленные сроки на режим защитных сооружений и не обеспечиваются необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях как в военное время, так и в условиях чрезвычайной ситуации мирного времени.
Просит обязать ТУ Росимущества в РД зарегистрировать право собственности на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу <адрес скрыт> (ЦРБ) и привести его в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению.
В возражениях на иск прокурора, руководитель ТУ Росимущества по РД ФИО3 просит суд отказать прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель истца и ответчика, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили и причинах неявок суду не сообщили.
В связи с этим суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд считает иск прокурора основанным на законе и потому считает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено судом и как это следует из материалов дела по адресу: <адрес скрыт> (ЦРБ), инв. <№ скрыт> расположено защитное сооружение гражданской обороны, принятое в эксплуатацию в 1982г.
Из сведений, представленным начальником ОНД и ПР <№ скрыт> ФИО4, следует, что на защитном сооружении, расположенным по адресу: <адрес скрыт> (ЦРБ) допускаются следующие нарушения:
- Не планируются и не проводятся мероприятия по: подготовке защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых; техническому обслуживанию ЗС ГО; текущему и капитальному ремонтам ЗС ГО (пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ; пункт 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях);
- Не ведется журнал учета защитных сооружений гражданской обороны (для организаций, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны) (пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ; пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; пункт 2.1, приложение <№ скрыт> к Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
- Отсутствуют паспорта защитных сооружений гражданской обороны (при наличии защитных сооружений гражданской обороны), в которых указаны: основные технические характеристики, перечень оборудования систем жизнеобеспечения, копии поэтажных планов и экспликаций помещений, (пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ; пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; пункт 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений (гражданской обороны);
- Не выполняются организацией при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности: требования по обеспечению постоянной готовности помещений, к переводу их на режим защитных сооружений, условия для безопасного пребывания укрываемых в военное и мирное время, (пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ; пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; пункты 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
- Не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению: входов в защитные сооружения гражданской обороны, защитных устройств и помещений для укрываемых, (пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ; пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; пункты 3.2.3 - ДД.ММ.ГГГГ Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
- Не обеспечено организацией содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению, (пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ; пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; пункты 3.2.11 - ДД.ММ.ГГГГ Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
- Не соблюдаются противопожарные требования при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в зависимости от назначения помещений в мирное время, (пункты 3.5,1 - 3.5.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны) и т.д.
Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее Закон) определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 7 Закона федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-правовых документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб, и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии со ст.6 Закона, порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Из пункта 10 Постановления следует, что организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно ГОСТу Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт>, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Согласно п. 15 постановления Верховного СоветаРоссийской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт>, пп. 4, 5.7 и 5.8 Положения оФедеральном агентстве по управлению государственным имуществом,утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от05,06.2008 <№ скрыт>, поименованный федеральный орган государственнойвласти через свои территориальные органы осуществляет учет федеральногоимущества, контроль за управлением, распоряжением, использованием поназначению и сохранностью федерального имущества и при выявлениинарушений принимает в соответствии с законодательством необходимыемеры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Исходя из изложенного, исковые требования прокурора в отношениирасположенного на территории Республики Дагестан объекта гражданскойобороны заявлены к надлежащему ответчику - ТУ Росимущество в РД какполномочному территориальному органу соответствующего федеральногооргана государственной власти, в ведении которого находятся, в том числе,вопросы имущества, входящего в казну Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «Огражданской обороне» гражданская оборона представляет собой системумероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных икультурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей,возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этихконфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного итехногенного характера.
В рассматриваемом случае без непрощенного прокурором подбора документации, восстановления соответствующих его - назначению технических характеристик объекта, - со стороны федеральных органов государственной власти невозможен надлежащий контроль за поддержанием объекта в состоянии постоянной готовности к использованию, тем более не исполнимы функции по ведению надлежащего учета существующего объекта как объекта гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию сооружений в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Обстоятельства того, что спорный объект гражданской обороны требует испрошенных прокурором и предусмотренных вышеназванным нормативным правовым актом мероприятий, никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается.
Те действия, которые прокурор просит обязать выполнить ответчика, по своей сути являются мерами, направленными на сохранение объекта гражданской обороны, созданного для выживания населения в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации. Осуществление ответчиком соответствующих полномочий собственника не противоречит указанным им положениям ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и пп. 8-10 Положения создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт>.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Как разъяснено в абзаце пятом пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> «О судебном решении», обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Учитывая, что убежище имеет особый статус как объект гражданской обороны и создается исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурораподлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора <адрес скрыт> удовлетворить.
Обязать территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес скрыт> зарегистрировать право собственности на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по <адрес скрыт> Республики Дагестан (<адрес скрыт> больница).
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес скрыт> привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по <адрес скрыт> РД (<адрес скрыт> больница).
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Ахтынский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий судья Б.С. Селимов
Решение составлено на компьютере в совещательной комнате.