Дело № 2- 14/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2024 года с. Караидель
Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фахретдиновой Е.Н., при секретаре Хусаеновой Ф.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аллаярова Р.Р. к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда, причиненного в результате незаконного преследования,
УСТАНОВИЛ:
Аллаяров Р.Р. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, в котором просит взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования в размере 1 000 000 руб.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца отделом дознания ОМВД России по Благовещенскому району Республики Башкортостан возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 167 УК РФ. Длительное время с ним проводились следственные действия, избиралась мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. Проводилась амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза. Впоследствии был помещен в психиатрическую больницу <адрес> районным судом Республики Башкортостан для проведения судебно-психиатрической экспертизы. Уголовное дело направлялось прокурору Благовещенского района с обвинительным актом и возвращалось им для производства дополнительного дознания. ДД.ММ.ГГГГ в отношении него было возбуждено новое уголовное дело по признакам ст. 213 ч. 1 п. «а» УК РФ, соединено с предыдущим уголовным делом и передано в СО ОМВД по Благовещенскому району РБ для дальнейшего расследования. В отношении него длительное время проводились следственные действия. Были предъявлены обвинения по ч. 1 ст. 167 УК РФ и ст. 213 ч. 2 УК РФ, избиралась мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. В последующем дело направлено с обвинительным заключением по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 167 УК РФ и ст. 213 ч. 2 УК РФ, в суд. Приговором Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.213 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 года 6 месяцев. Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ приговор Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ оставлен без изменения. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ приговор Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Аллаярова Р.Р. отменено и уголовное дело по ч.2 ст. 213 УК РФ прекращено на основании п. 2 ч.1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 213 УК РФ. В соответствии с п. 4 ч.2 ст. 133 УПК РФ признано за ним право на реабилитацию.
Истец считает, что в результате незаконного уголовного преследования и осуждения ему был причинен моральный вред. Проводимыми следственными действиями и судебными разбирательствами испытывал нравственные страдания. На протяжении предварительного следствия, судебных разбирательств, которые длились более 1,5 года, он находился в стрессовом состоянии, испытывал чувства страха, несправедливости и переживания из-за незаконного уголовного преследования и ограничения свободы подпиской о невыезде, необходимости являться в органы дознания, следствия, суда и в органы исполнения наказания. Более полутора года жил в постоянном беспокойстве, тревоге за свое будущее, за свое здоровье и за будущее своей семьи. Испытал обиду и горечь из-за безразличия со стороны органов дознания, предварительного следствия и суда. Помещением в медицинское учреждение для проведения стационарной судебно-психиатрической экспертизы был оторван от дома, семьи, работы, были распространены порочащие сведения о его преступной деятельности, о его психической неполноценности, что умаляло его честь, достоинство, доброе имя. Находясь в условиях строгой изоляции от общества в психиатрическом учреждении, общения с лицами, совершившими различные преступления, он испытал сильнейшее стрессовое состояние, крайне негативное отношение, граничащее с унижением личности и достоинства гражданина. Утрата дней, которые он провел в условиях изоляции в психиатрическом учреждении от общества, на предварительном следствии, судебных разбирательствах, отбывания наказания, невосполнима. За весь период предварительного следствия, судебных разбирательств, осуждения и лишения возможности свободного передвижения он чувствовал болезненное состояние, чувство страха его не покидало все это время. Полученная моральная травма сказывается до сих пор на его психологическом здоровье, а воспоминания о следственных действиях, условиях в психиатрическом учреждении, судебных процессах периодически служат причиной бессонницы и депрессий. Моральный вред оценивает в размере 1000000 (один миллион) рублей.
В судебном заседании истец Аллаяров Р.Р. исковое заявление поддержал в полном объеме по изложенным в нем обстоятельствам, просил удовлетворить.
Представитель третьего лица прокуратуры Республики Башкортостан Амантаев Р.Р. просил принять решение с учетом разумности и справедливости, взыскав с ответчика 50 000 рублей.
Представители ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства РФ по Республике Башкортостан, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в суд не явились, причины неявки суду неизвестны, возражения по иску не представили.
Представитель третьих лиц ОМВД России по Благовещенскому району и Министерства внутренних дел Российской Федерации, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном возражении просил в удовлетворении исковых требований отказать ввиду того, что истцом не представлено доказательства того, что ему действительно был причинен моральный вред и в чем он выразился.
Руководствуясь нормами ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц.
Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав в совокупности материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом (пункт 1).
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с положениями статей 133 - 139, 397, 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает при наличии реабилитирующих оснований: вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого - прекращение уголовного преследования.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2010 г. №5-П, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, исходя из необходимости реабилитации каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию, определяет реабилитацию как порядок восстановления прав и свобод и возмещения вреда, причиненного в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием, и признает за реабилитированными лицами безусловное право на его возмещение (пункты 34 и 35 статьи 5, статья 6).
Согласно ч. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением начальника ОД Отдела МВД России по <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Аллаярова Р.Р. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 167 УК РФ.
Постановлением дознавателя ОД Отдела МВД России по <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Аллаярова Р.Р. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч.1 ст. 213 УК РФ, которые соединены в одно производство.
Предварительное расследование и судебное разбирательство по уголовному делу по обвинению Аллаярова Р.Р. по ч.2 ст. 167 УК РФ, ч.2 ст. 213 УК РФ длилось с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть около 2-х лет.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца была избрана мера пресечения -подписка о невыезде и надлежащем поведении.
Постановлением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ истец Аллаяров Р.Р. помещен в психиатрический стационар ГБУЗ РБ Республиканская клиническая психиатрической больница МЗ РБ для производства стационарной комплексной судебно-психиатрической экспертизы на срок 30 дней.
Заключением комиссии судебно-психиатрической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ Аллаяров Р.Р. каким-либо хроническим психическим расстройством или слабоумием, а также алкоголизмом и наркоманией не страдает.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца была избрана мера пресечения -подписка о невыезде и надлежащем поведении.
Уголовное дело в отношении истца дважды направлялось прокурору для принятия решения в порядке статей 221 - 222 УПК РФ, для пересоставления обвинительного заключения и устранения недостатков.
Приговором Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ Аллаяров Р.Р. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.213 УК РФ, к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 года 6 месяцев.
Постановлением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование в отношении Аллаярова Р.Р. по ч.2 ст. 167 УК РФ прекращено на основании ст. 25 УПК РФ в связи с примирением с потерпевшим.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ приговор Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ оставлен без изменения.
Определением Судебной Коллегии по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ приговор Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Аллаярова Р.Р. отменен и уголовное дело по ч.2 ст. 213 УК РФ прекращено на основании п. 2 ч.1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 213 УК РФ. В соответствии с п. 4 ч.2 ст. 133 УПК РФ признано за Аллаяровым Р.Р. право на реабилитацию.
Истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт причинения нравственных страданий, в том числе указанные в исковом заявлении, как перенесение тяжелого психологического шока, душевных переживаний, волнений и стресса в связи с его уголовным преследованием, отсутствием обращений истца в медицинские организации.
Установив приведенные обстоятельства, суд, руководствуясь положениями статьи 53 Конституции Российской Федерации, статей 151, 1101, 1070, 1071 ГК РФ, статьи 133 УПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве», приходит к выводу том, что в результате незаконного уголовного преследования истцу причинен моральный вред, подлежащий компенсации государством.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд учитывает характер и степень нравственных страданий истца, связанных с незаконным уголовным преследованием, длительность производства, в отношении истца применена мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, связанная с минимальным ограничением прав обвиняемого, которая лишь препятствует уклонению обвиняемого от следствия и суда и состоит в ограничении свободы передвижения с целью его присутствия в месте ведения следствия и производства суда, в период предварительного следствия, привычный образ жизни истца изменений не претерпел, а также постановлением суда от ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование в отношении Аллаярова Р.Р. по ч.2 ст. 167 УК РФ прекращено в связи с примирением с потерпевшим, то есть по нереабилитирующим основаниям.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, а также отсутствие дополнительных доказательств, которые могли бы подтвердить состояние здоровья истца как физического, так и психологического в обоснование заявленного размера компенсации морального вреда, суд, руководствуясь принципом разумности и справедливости приходит к выводу о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Аллаярова Р.Р. компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░░