Решение по делу № 2а-204/2020 от 02.11.2020

Дело №2а-204/2020

УИД: <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации

17 ноября 2020 года село Яшалта

Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего – судьи Эминова П.Н.,

при секретаре – Теперик Е.В.,

с участием прокурора – Сасыковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия к администрации Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения незаконным, возложении обязанности принять меры к постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным исковым заявлением мотивировав тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в сфере соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, установлено, что на территории Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Эсто-Алтайского СМО) выявлены бесхозные гидротехнические сооружения – водохранилище «Пруд Колхозный» <адрес>; водохранилище «Пруд Лесной» на <адрес>. Данные сооружения в настоящее время не имеют собственника, что в соответствии с действующим законодательством влечет обязанность органов местного самоуправления по постановке их на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйный объект недвижимости. По результатам проверки прокуратурой района в адрес главы Эсто-Алтайского СМО РК внесено представление об устранении нарушений о безопасности гидротехнических сооружений с требованием поставить на учет вышеназванные сооружения. Вместе с тем, до настоящего времени указанные гидротехнические сооружения на учет, как бесхозяйные объекты, не поставлены, заявление о постановке на такой учет администрацией Эсто-Алтайского СМО в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не направлялось. Бездействие администрации Эсто-Алтайского СМО, по мнению прокурора, не соответствует требованиям действующего законодательства, в результате чего существует реальная угроза окружающей природной среде, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану жизни, здоровья и принадлежащего им имущества. В связи с чем, просит суд признать бездействие администрации Эсто-Алтайского СМО РК незаконным, обязать принять меры к постановке на учет бесхозяйные гидротехнические сооружения.

В судебном заседании прокурор Сасыкова Ю.В. поддержала административные исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель администрации Эсто-Алтайского СМО РК, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, причина неявки не известна, об отложении судебного разбирательства и о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что административные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон №117-ФЗ) под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Согласно положениям статьей 9 Закона №117-ФЗ, собственники гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации, среди прочих, обязаны обеспечить меры по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Под гидротехническими понимаются сооружения, непосредственно предназначенные для использования водных ресурсов (рек, озер и т.д.) или для борьбы с вредным воздействием водной стихии. Согласно статье 3 ФЗ от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Хотя у них нет непосредственной связи с землей, законодатель отнес их к недвижимому имуществу, в связи с чем, права на них, их ограничения (обременения), сделки с ними подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном ФЗ от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления сельских поселений в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этих муниципальных образований.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного.

Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Эсто-Алтайского СМО Республики Калмыкия расположены гидротехнические сооружения: водохранилище «Пруд Колхозный» на <адрес> водохранилище «Пруд Лесной» на <адрес>, сведения о регистрации права на которые в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют.

В связи с выявленными в ходе прокурорской проверки нарушениями требований закона ДД.ММ.ГГГГ прокурором Яшалтинского района Республики Калмыкия в адрес Главы администрации Эсто-Алтайского СМО РК А.К. Манджикова направлено представление об устранении нарушений законодательства.

Согласно сведениям администрации Яшалтинского района муниципального образования РК указанные бесхозные гидротехнические сооружения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в Реестре муниципального имущества Яшалтинского РМО не состояли.

Также факт отсутствия правообладателя на указанные объекты недвижимости подтверждается сведениями, представленными Территориальным управлением Федерального агентства по Управлению государственным имуществом Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, Управлением Росреестра по Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

Из ответа администрации Эсто-Алтайского СМО РК от 03 сентября 2020 года на представление прокурора Яшалтинского района РК следует, что органом местного самоуправления по вопросу наличия на территории бесхозяйных гидротехнических сооружений: водохранилище «Пруд Колхозный» на <адрес>; водохранилище «Пруд Лесной» на <адрес>, следует, что для постановки на кадастровый учет указанных объектов необходимо наличие денежных средств, в целях изготовления технического плана на гидротехнические сооружения. Ввиду отсутствия в бюджете Эсто-Алтайского СМО РК денежных средств и невозможности выделения их в 2020 году, постановка на учет указанных объектов настоящее время невозможна.

В рассматриваемом случае, установленные указанной правовой нормой, имеющей императивный характер, меры обеспечения безопасности гидротехнического сооружения не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

Учтивая то, что спорные гидротехнические сооружение расположены на территории Эсто-Алтайского СМО РК, доказательств выполнения мероприятий, направленных на регистрацию указанных объектов как бесхозяйного имущества, ответчиком не представлено, суд приходит к выводу, что необращение администрации Эсто-Алтайского СМО РК в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

При определении срока, в течение которого подлежат совершению определенные действия суд, исходя из объема действий, подлежащих выполнению и объема совершенных на настоящее время административным ответчиком действий, находит обоснованным срок, указанный административным истцом 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах бездействие администрации Эсто-Алтайского СМО следует признать незаконным, административный иск прокурора района подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-180, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия удовлетворить.

Признать бездействие администрации Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия незаконным.

Обязать администрацию Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры к постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, гидротехнические сооружения : водохранилище «Пруд Колхозный» на <адрес>; водохранилище «Пруд Лесной» на <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий: П.Н. Эминов

2а-204/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Яшалтинского района Республики Калмыкия
Ответчики
Эсто-алтайское Сельское муниципальное образование Республики Калмыкия
Суд
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия
Судья
Эминов Павел Николаевич
Дело на странице суда
yashaltinsky.kalm.sudrf.ru
02.11.2020Регистрация административного искового заявления
02.11.2020Передача материалов судье
06.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2020Судебное заседание
17.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее