Решение по делу № 2а-212/2021 от 17.05.2021

Дело №2а-212/2021

УИД 68RS0018-01-2021-000492-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2021 года                         р.п. Первомайский

    

Первомайский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего Калугиной И.А.,

при секретаре Прасоловой С.П.,

с участием представителя административного ответчика Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пандакова В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андреева Сергея Александровича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, начальнику Главного управления обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Сергееву С.А. о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Андреев С.А. обратился в суд с иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным действий, выразившихся в нарушении порядка рассмотрения его обращения от 27.01.2021 г., и признании за ним права на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, указав, что 03.02.2021 г. его обращение было получено и зарегистрировано ответчиком. Согласно полученного ответа начальника Главного управления обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Сергеева С.А. на рассмотрение его обращения ушло 1 месяц 22 дня (53 дня), что нарушает установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» сроки.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен начальник Главного управления обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Сергеев С.А.

В возражении на административное исковое заявление Генеральная прокуратура Российской Федерации просит в удовлетворении административных исковых требований отказать, указывая, что уведомление Андреева С.А. об изменении банковских реквизитов ФКУ ИК-8 поступило от лица, участвующего в исполнительном производстве, с целью исполнения решения суда. Порядок рассмотрения заявлений и ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, регламентирован ст. 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Поскольку заявление Андреева С.А. подлежало рассмотрению в порядке, определенном федеральным законом, предусматривающим специальный порядок рассмотрения, требования Инструкции на него не распространяются, в связи с чем Андрееву С.А. разъяснены требования Бюджетного кодекса Российской Федерации о порядке исполнения судебных актов. Ответ дан компетентным должностным лицом 25.03.2021 г. Таким образом, требования действующего законодательства при рассмотрении заявления Андреева С.А. соблюдены. Нарушения прав административного истца не допущено, его доступ к правосудию не ограничен.

В судебное заседание административный истец Андреев С.А. не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области.

Административный ответчик начальник Главного управления обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Сергеев С.А. в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщены.

В судебном заседании представитель административного ответчика Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пандаков В.К. против удовлетворения административного иска возражал, по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика Пандакова В.К., суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №59-ФЗ) установлено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и личные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно статье 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В силу положений ст. 5 Федерального закона №59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Частями 1 и 2 статьи 12 Федерального закона №59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Статьей 129 Конституции Российской Федерации определено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 10 которого предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 г. № 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция), которая устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

Из подп. 1 п. 1.9 Инструкции следует, что обращение – это изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство.

Согласно пункту 3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.

По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

В соответствии с п. 2.3 и п. 5.1 Инструкции поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры. Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Из материалов дела следует, установлено судом и не опровергнуто административным ответчиком, что 03.02.2021 г. посредством почтовой связи в Генеральную прокуратуру РФ поступило заявление Андреева С.А. от 27.01.2021 г., согласно которого он в связи с изменением банковских реквизитов ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области направляет действующие реквизиты для перечисления ему компенсации морального вреда во исполнение решения Мичуринского городского суда Тамбовской области. 04.02.2021 г. заявление зарегистрировано и 09.02.2021 г. передано в Главное гражданско-судебное управление II (л.д. 8).

Заявление с приложенными документами возвращено Андрееву С.А. с ссылкой на то, что согласно ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации его необходимо направить в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства. Ответ, подписанный начальником Главного управления обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Сергеевым С.А., датирован 25.03.2021 г. (л.д. 7).

Таким образом, срок рассмотрения обращения Андреева С.А. со дня его регистрации в органах прокуратуры составил 49 дней.

Уведомление административного истца о продлении срока рассмотрения его обращения в представленных материалах не имеется.

Установленные выше обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.

Доводы административного ответчика о том, что требования Инструкции на заявление Андреева С.А. не распространяются, и оно подлежало рассмотрению в порядке, определенном ст. 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд находит несостоятельными, так как порядок рассмотрения обращения граждан, поступивших в органы прокуратуры, регламентирован вышеприведенными положениями Инструкции, а также положениями Федерального закона № 59-ФЗ, в соответствии с которыми указанная Инструкция разработана.

Кроме того, из паспорта документа, представленного административным ответчиком, усматривается, что заявление Андреева С.А. зарегистрировано 04.02.2021 г. за № именно как обращение граждан (л.д. 36).

В соответствии со ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При этом обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (п.1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).

Поскольку ответ на обращение Андреева С.А. дан по истечении установленного ст. 12 Федерального закона №59-ФЗ и п. 5.1 Инструкции тридцатидневного срока, что является нарушением прав и интересов административного истца, административные исковые требования Андреева С.А. о признании незаконным бездействия Генеральной прокуратуры РФ подлежат удовлетворению.

Признание за административным истцом права на возмещение убытков и компенсацию морального вреда заявлены им как способ восстановления нарушенного права, в связи с чем суд отмечает, что Андреев С.А. не лишен возможности обратиться в суд с указанными требованиями в порядке, установленном действующим процессуальным законодательством.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Андреева Сергея Александровича удовлетворить.

Признать незаконными действия Генеральной прокуратуры Российской Федерации по нарушению порядка рассмотрения обращения Андреева Сергея Александровича от 27.01.2021 г.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Первомайский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                       И.А. Калугина

Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2021 г.

2а-212/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Андреев Сергей Александрович
Ответчики
Генеральная прокуратура РФ
Суд
Первомайский районный суд Тамбовской области
Судья
Калугина Ирина Александровна
Дело на странице суда
pervomaisky.tmb.sudrf.ru
17.05.2021Регистрация административного искового заявления
17.05.2021Передача материалов судье
19.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2021Подготовка дела (собеседование)
09.06.2021Рассмотрение дела начато с начала
28.06.2021Судебное заседание
13.07.2021Судебное заседание
14.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее